Практическое руководство по цифровизации сферы образования и культуры

Логотип компании
Практическое руководство по цифровизации сферы образования и культуры
Проект был задуман, как инструмент преодоления неравенства в цифровизации российских регионов

Россия активно движется по пути цифровизации. И, как того требует время, реализация поставленных задач требует быстрого принятия решений. В силу практически отсутствия в профильных органах региональной власти специалистов в смежных дисциплинах – таких, как информационные технологии в образовании и информационные технологии в культуре – воплощение поставленных целей в жизнь становится труднодостижимым в условиях ограниченных ресурсов – не только человеческих, но также финансовых и временных.

Президент России В.В. Путин на заседании Совета по стратегическому развитию и нацпроектам 24 октября 2018 года говорил, что «именно региональным управленческим командам предстоит сыграть главную роль в решении конкретных практических задач по таким направлениям, как образование, здравоохранение, повышение доступности жилья, улучшение экологической ситуации».

Сейчас подходит к завершению проект, как раз направленный на обучение представителей регионального менеджмента поэтапной методике цифровизации основных процессов управления в сфере образования и культуры.

Проект был задуман, как инструмент преодоления неравенства в цифровизации российских регионов за счёт выравнивания компетенций представителей органов образования и культуры. Сделать это предполагалось путём выявления, систематизации и трансляции между регионами опыта внедрения цифровых технологий управления.

В ходе проекта были решены три основные задачи:

1)      Сформированы структурированные описания кейсов цифровизации образования и культуры в 13 пилотных регионах. Причем, были расставлены акценты не только на позитивных, но и на негативных управленческих практиках, на проблемах регионального внедрения информационных технологий.

2)      Разработана и валидирована на основе региональных кейсов пилотная методика, которая включает в себя методические рекомендации, пошаговые инструкции и практические руководства по эффективной цифровизации образования и культуры на региональном уровне для разных целевых аудиторий.

3)      Проведены обучающие и консультативные мероприятия. Очные семинары прошли в 3 субъектах Российской Федерации, вебинарами охвачено 36 регионов.

В настоящей статье подробнее остановимся на разработанной в рамках проекта методике обучения (консультирования) сотрудников региональных и муниципальных органов власти в сфере образования и культуры.

Методика призвана сформулировать видение цифровой региональной системы государственного отраслевого управления и оказать помощь в её построении путём определения базовых принципов и подходов, обозначения технологических решений, требований по практической реализации и нормативно-правовому обеспечению. Ожидается, что внедрение методики на уровне субъекта Российской Федерации должно привести к интенсификации управления и, как следствие, к более эффективному развитию культуры и образования на региональном уровне.

Методика представляет собой набор из следующих 12 модулей, применение которых позволит успешно и эффективно достичь целей, поставленных перед регионом в рамках национальных проектов «Образование» и «Культура»:

1)      Рекомендации по разработке региональных программно-целевых документов.

2)      Рекомендации по разработке нормативно-организационной базы.

3)      Краткое руководство по реализации проектов цифровизации.

4)      Пошаговые инструкции для руководителей и специалистов по внедрению цифровых технологий.

5)      Финансово-экономические особенности проектов цифровизации.

6)      Рекомендации по межведомственному и межсекторальному взаимодействию региональных органов при реализации проектов цифровизации.

7)      Рекомендации по межведомственному и межсекторальному взаимодействию региональных органов при реализации проектов цифровизации (на примере опыта Республики Башкортостан).

8)      Рекомендации по обеспечению информационной безопасности детей в медиапространстве (на примере опыта Республики Татарстан).

9)      Памятка по технологиям обработки больших данных.

10) Памятка по технологиям искусственного интеллекта.

11) Памятка по технологиям распределённых реестров.

12) Памятка по технологиям интернета вещей.

Для понимания содержания модулей ниже перечислены основные тезисы по тем темам, которые раскрываются в методике.

Читайте также
IT-World рассмотрел основные компоненты работы Zero Trust и узнал, почему концепцию сложно применить на практике. Расскажем о технологических решениях, которые поддерживают принципы Zero Trust.

Модуль 1. Рекомендации по разработке региональных программно-целевых документов по цифровизации управления в сфере образования и культуры

Основными программно-целевыми документами по цифровизации управления в сфере образования и культуры на региональном уровне являются: концепция, стратегия, программа, план. Модуль разъясняет различия между этими документами и содержит ссылки на успешные региональные примеры реализации этих документов.

Далее идет группа разделов, раскрывающая нюансы разработки наиболее важных, с идеологической точки зрения, блоков программно-целевых документов. Приведён анализ общего состояния сфер образования и культуры, включая достижения, потребности и проблемы, специфику региона. Описаны механизмы определения ценности, базовых принципов и видения перспектив цифровизации образования и культуры с учетом социально-экономических и культурных условий региона. Проведены прямые и обратные связи между цифровизацией и различного рода региональными ресурсами – техническими, финансовыми, человеческими.

Следующий раздел модуля повествует о согласовании основных положений программно-целевых документов в обществе, профессиональном сообществе и органах исполнительной власти региона. Проведение таких мероприятий, цель которых – всесторонняя оценка и учёт интересов всех участников и конечных благополучателей, необходимо для достижения наивысшего эффекта от реализации любой масштабной программы.

Каждый субъект Российской Федерации обладает уникальной информационной инфраструктурой в области образования и культуры, это, однако, не умаляет значение изучения опыта других регионов России, а также технологически развитых стран, которые более других продвинулись в формировании единой отраслевой информационной инфраструктуры на уровне территории. Поэтому в модуль включены ссылки на общероссийские и межрегиональные отраслевые конференции и форумы, а также на публичные ресурсы, где можно почерпнуть информацию об успешном региональном опыте отраслевой цифровизации.

Далее в разделах даны практические советы и рекомендации по определению целей и задач цифровизации образования и культуры для запуска механизмов планирования, по разработке и согласованию программ и планов реализации мероприятий цифровизации, включая ресурсную поддержку и обеспечение кадрами, по разработке программно-целевых документов цифровизации управления в сфере образования и культуры на региональном уровне.

Модуль 2. Рекомендации по разработке нормативно-организационной базы для региональных проектов цифровизации управления в сфере образования и культуры (на основе регионального опыта Республики Башкортостан)

Для успешной реализации региональных проектов цифровизации управления в сфере образования и культуры, особенно на первом этапе проводимых изменений, важно обеспечить максимально высокий уровень политической поддержки.

Вторым важным моментом является нормативно-правовое закрепление общей стратегии действий. Как правило, оно оформляется в виде двух взаимосвязанных документов – концепции развития и плана действий, которые желательно закрепить на уровне правительства субъекта федерации.

Третьим важным моментом является обеспечение финансирования тех мероприятий, которые запланированы в упомянутых концепции и плане.

Необходимой частью успешной реализации запланированных проектов является регулярно собираемый координирующий и управляющий коллегиальный орган, необходимо закрепление курирующих региональных органов исполнительной власти за вопросами информатизации в сфере образования и культуры.

Следующий этап реализации планов и решений также требует как нормативной, так и организационной поддержки. Причем, всегда при реализации проектов цифровизации регионального уровня нужно понимать и учитывать федеральный нормативно-правовой контекст.

Концепции и планы мероприятий, в силу их долгосрочности, недостаточно гибки для быстро меняющейся ситуации. В этом смысле средствами подстройки и актуализации могут являться региональные проекты или регулярные изменения, вносимые в нормативные документы.

Для полноценной реализации планов цифровизации образования регионального уровня, необходимо методическое обеспечение, и как правило, требуется создание соответствующей нормативной основы на уровне самих образовательных учреждений.

Для реализации любого рода проектов информатизации в образовании и культуре очень плодотворно взаимодействие с разного рода профильными ассоциациями и негосударственными организациями – это важно для обеспечения обратной связи по принимаемым решениям.

Модуль подробнее раскрывает приведённую последовательность действий. Содержит ссылки на федеральные акты, которые следует принимать во внимание при разработке нормативно-организационной базы региональных проектов цифровизации, а также описание реализации приведённых мероприятий на территории Республики Башкортостан.

Модуль 3. Краткое руководство по реализации проектов цифровизации государственного управления в сфере образования и культуры на региональном и муниципальном уровнях

Модуль описывает последовательность действий при реализации проектов цифровизации государственного управления в сфере образования и культуры.

Читайте также
В последнее время с хостингом YouTube происходят разные события, которые сильно омрачают российских пользователей. Они заставляют задуматься о переходе на другую платформу и IT-World расскажет, как это сделать быстро и просто.

Предварительный этап подготовки к реализации проектов цифровизации включает в себя определение органа, ответственного за цифровизацию государственного управления – это может быть, например, региональный орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере образования или культуры. Далее этот орган разрабатывает нормативные правовые акты и прочие государственные документы, обеспечивающие деятельность ответственных за цифровизацию органов власти, разрабатывает программы цифровизации сферы образования и/или культуры, исходя из требований национальных, федеральных проектов и правительственных программ.

Далее проводится оценка текущего состояния системы государственного управления сфер образования и культуры с целью выявления основных проблем и слабых мест, которые могут быть решены с помощью реализации проектов цифровизации.

Процесс реализации проектов цифровизации государственного управления сфер образования и культуры производится в рамках государственных контрактов на их разработку. На этапах внедрения проектных решений необходима разработка и принятие документов, регламентирующих деятельность государственных органов с использованием цифрового решения и документов, регламентирующих ввод систем и технологий в эксплуатацию.

Для измерения качества реализации проектов цифровизации требуется составление регламента проведения оценки эффективности внедрения проектов. Регламент должен включать в себя проверку достижения качественных целей и задач реализации проекта, а также количественных показателей эффективности, установленных в государственной программе региона, региональных «дорожных картах» по цифровизации и иных нормативных актах, которыми регулировались требования по внедрению проекта цифровизации. Кроме регламента проведения оценки, требуется создание системы мониторинга и регулярного контроля качества услуг и эффективности использования ресурсов.

Помимо описанной последовательности, модуль раскрывает проблемные аспекты и риски реализации проектов цифровизации, повествует о перспективах развития систем управления проектами цифровизации – описывает методы управления знаниями, базовые требования к системе управления проектами цифровизации на региональном и муниципальном уровнях.

Модуль 4. Пошаговые инструкции для руководителей и специалистов образовательных организаций и учреждений культуры по внедрению цифровых технологий

Модуль описывает специфику реализации проектов цифровизации на уровне образовательных организаций и учреждений культуры.

Поскольку состав и последовательность этапов реализации проектов цифровизации на уровне образовательных организаций и учреждений культуры сильно зависят от сути проекта и подходов к его реализации, выбранных на уровне управления проектом, модуль описывает лишь основные этапы реализации проектов цифровизации.

В модуле приведены наиболее часто встречающиеся проблемы реализации проектов цифровизации образовательных организаций и учреждений культуры, которые можно разделить на три условные группы: организационные, технические и методические.

Несомненно, внедрение информационных и цифровых технологий повышает эффективность любых процессов. Но часто их внедрение влечёт за собой пересмотр, а, порой, и переосмысление этих процессов. Если проект по информатизации или цифровизации сферы протекает слишком быстро или неуправляемо, то такой подход не найдёт должной поддержки со стороны руководителей и специалистов той или иной сферы, и вызовет так называемый эффект «сопротивления инновациям». Особенно это касается таких консервативных сфер, как образование и культура. А ещё часто встречается проблема низкого уровня ИТ компетенций, базовых знаний и навыков у сотрудников образовательных организаций и учреждений культуры. Мотивация в модуле обозначена, как ключевой инструмент в решении этих вопросов.

Проекты цифровизации требуют существенных финансовых ресурсов, которых, как правило, нет у образовательных организаций или учреждений культуры. В таком случае, можно воспользоваться привлечением внебюджетных ресурсов – как материальных, так и нематериальных. Если в регионе отсутствует активность на уровне регионального правительства по оснащению образовательных организаций или учреждений культуры, руководители организаций вынуждены решать вопросы материально-технического оснащения в рамках своих возможностей.

В заключение модуля предлагается следующий алгоритм действий руководителей и специалистов образовательных организаций и учреждений культуры при реализации проектов цифровизации:

1)      Сформировать и согласовать с руководством образ конечного продукта для фиксации ожиданий.

2)      Разработать и согласовать с пользователями функциональные требования, предъявляемые к продукту.

3)      Проверить гипотезы, чтобы не допустить ошибок, которые потом будет сложно исправить.

4)      По окончании разработки провести опытную эксплуатацию разрабатываемого в рамках проекта решения, провести обучение пользователей.

5)      Запланировать и реализовать апробацию продукта на ограниченном числе организаций или сотрудников, что позволит в итоге получить более удобное решение.

Читайте также
IT-World разбирался, как машинное обучение трансформирует клиентский опыт, в чем специфика работы ИИ-ассистентов в банковской сфере, и влияет ли внедрение технологий  на рост удовлетворенности и лояльности клиентов.

6)      На этапе промышленной эксплуатации проявлять активную позицию. Подключая к проекту всех пользователей, обеспечить сбор и систематизацию обратной связи о продукте.

Модуль 5. Финансово-экономические особенности проектов цифровизации управления в сфере образования и культуры на региональном и муниципальном уровнях

Финансово-экономические особенности цифровизации управления в сфере образования и культуры на региональном и муниципальном уровнях мало чем отличаются от аспектов цифровизации других сфер деятельности, при этом вопрос финансово-экономического обеспечения проектов по внедрению информационных технологий в государственном секторе является крайне важным, поскольку несёт в себе существенные бюджетные, репутационные и прочие риски. Отсутствие должного внимания к экономике проектов по информатизации может приводить к дефициту бюджета, производственных ресурсов, и, как следствие, к невыполнению поставленных целей и задач цифровизации.

Модуль даёт ключевые финансово-экономические понятия, раскрывает особенности финансово-экономической деятельности компаний – поставщиков ИТ товаров и услуг, описывает подходы к оценке стоимости проекта и его результатов в сфере ИТ, финансово-экономическое обоснование проекта. Здесь же приводится сравнение основных федеральных законов, регламентирующих закупочные процедуры, раскрываются нюансы проведения закупочных процедур.

Неотъемлемой частью финансово-экономической деятельности в рамках проектов цифровизации является управление качеством освоения бюджетных средств для максимизации полученных за определённый бюджет ресурсов и для достижения показателей проектов. Качество освоения бюджетных средств напрямую зависит от качества планирования и реализации проектов цифровизации, от мотивации участников и управления их компетенциями, от качества межведомственного взаимодействия.

В завершении модуля приводится описание одного из перспективных подходов к реализации проектов цифровизации – государственно-частного партнёрства, к которому относятся различные формы сотрудничества государства и бизнеса в целях решения общественно значимых задач на взаимовыгодных условиях. В сфере образования и культуры на региональном и муниципальном уровнях эта форма сотрудничества является крайне интересной по причине наличия у государства очень важного компонента любого бизнеса – целевой аудитории.

Модуль 6. Рекомендации по межведомственному и межсекторальному взаимодействию региональных органов управления образованием и культурой при реализации проектов цифровизации управления

При реализации проектов цифровизации управления ключевыми составляющими успеха являются межведомственное и межсекторальное взаимодействие региональных органов управления образованием и культурой.

Для повышения эффективности этого взаимодействия нужно определить наилучший способ коммуникации, сформировать центры компетенций. В случае, если вопросы эффективного взаимодействия решены, а уровень информатизации в регионе достаточно высокий, то можно говорить о готовности региона к реализации качественно новых, конвергентных сервисов.

Модуль сравнивает понятия «цифровизация» и «информатизация», распределяет роли и функции участников этих процессов, описывает инструменты для определения необходимого и достаточного объема формализации и выстраивания межведомственного и межсекторального взаимодействия.

Коммуникация через эскалацию (обращение участника проекта к вышестоящим должностным лицам – лидерам проекта – с целью привлечения для решения проблем проекта) часто влечёт за собой негативные последствия, поэтому горизонтальное взаимодействие участников проекта приводится, как преимущественный вариант взаимодействия, как способ эффективного достижения целей.

Процесс цифровизации в принципе является достаточно инновационным. Если говорить о цифровизации сферы образования, то даже в мировой практике пока крайне мало релевантного опыта, который можно было бы взять за основу, поэтом остаётся надеяться на компетенции привлекаемых к проекту специалистов из разных областей. Один из лучших инструментов сбора и развития необходимых компетенций – центр компетенций, в функции которого должны входить: привлечение специалистов, их обучение и развитие в направлениях, необходимых для реализации проектов цифровизации образования, сбор и систематизация знаний в областях, затрагиваемых формируемой компетенцией.

Развитие межсекторального взаимодействия позволяет задумываться о реализации проектов по созданию конвергентных сервисов и услуг. Результаты подобных проектов положительно сказываются на каждой из сфер жизнедеятельности и на гражданах, которые также являются потребителями результатов подобных проектов.

Модуль 7. Рекомендации по межведомственному и межсекторальному взаимодействию региональных органов управления образованием и культурой при реализации проектов цифровизации управления в сфере образования и культуры (на примере опыта Республики Башкортостан)

Межведомственное взаимодействие в рамках проектов цифровизации управления образованием и культурой может принимать самые различные формы в зависимости от уже сложившихся практик взаимодействия. В каких-то случаях при тесном и дружественном взаимодействии достаточно организации рабочих встреч и исполнениях их протокольных решений. В других случаях потребуется формирование межведомственной рабочей группы или иных коллегиальных органов с участием всех вовлеченных в работу ведомств путём направления официальных запросов и формализованной переписки. Инструментом закрепления достигнутых договоренностей о межведомственном взаимодействии выступает нормативно-правовое обеспечение, включающее в том числе положения о межведомственном финансировании тех мероприятий, которые запланированы в проектах информатизации.

Еще одной формой межведомственного и межсекторального взаимодействия являются региональные проекты. В рамках работы над паспортами проектов, планами мероприятий, согласования этих документов появляется возможность описать ответственность каждого ведомства или организации, вовлечённого в реализацию мероприятий, финансовые обязательства, в том числе в рамках привлечения внебюджетного финансирования от партнёров.

Крупные IT-компании обычно охотно идут на взаимодействие. Есть смысл привлекать IT-компании в качестве партнёров для проведения крупных мероприятий, для участия в социальных проектах, на условиях государственно-частного партнерства, а также привлекать представителей компаний в качестве экспертов, например, в качестве жюри конкурсов, в качестве участников приёмки результатов работ по государственными контрактам и т.п.

Модуль 8. Рекомендации по обеспечению информационной безопасности детей в медиапространстве (на примере опыта Республики Татарстан)

Информационно-коммуникационные технологии предоставляют безграничные возможности для детско-юношеского обучения и творчества. Этот потенциал, обладающий информационной насыщенностью и интенсивностью, многоканальностью влияний, многообразием транслируемых ценностей, включает ресурсы открытых цифровых хранилищ библиотек, музеев, федеральных и региональных образовательных коллекций, образовательных сайтов и телеканалов. В то же время, многие ученые, педагоги, родители, общественность серьёзно обеспокоены негативным влиянием современной информационной среды на детей и молодежь.

Читайте также
IT-World разбирался, возможно ли создать фандом в специфичной и многим до сих пор непонятной ИТ-отрасли?

Сегодня возникло устойчивое понимание того, что проблема детской безопасности в современном информационном пространстве – это предмет, требующий скоординированного решения на всех уровнях: от семейного и муниципального – до регионального, государственного и международного.

Модуль содержит ссылки на основные нормативные правовые акты международного и федерального уровня, которые регулируют вопросы обеспечения информационной безопасности детей, а также описывает пример регионального регулирования этого вопроса в Республике Татарстан на уровне нормативно-правовой базы и обеспечения межведомственного взаимодействия.

В модуле даётся ряд рекомендаций по проведению постоянной работы по направлению информационной безопасности детей: о проведении постоянной работы с муниципалитетами (и в разработке локальных правовых актов, и в работе на выезде), о проведении мониторинговых исследований, о повышении квалификации педагогических работников в вопросах информационной безопасности, о работе с представителями средств массовой информации, о привлечении общественных объединений.

Модуль 9. Памятка по технологиям обработки больших данных: перспективы применения в управлении в сфере образования и культуры

Появление новых алгоритмов и технологий обработки данных оказывает влияние на рост объёма данных. Процесс исторического развития сферы данных двигается в одном тренде с ростом числа подключённых к сети устройств и ростом объёма данных, генерируемых этими устройствами. Определённо, этот тренд будет не только сохраняться, но и усиливаться по мере внедрения новых технологий, выводящих новый класс устройств и датчиков в онлайн-пространство.

Некоторые категории данных могут не иметь соответствующих норм регулирования, правил, стандартов обмена – являться некой «серой зоной» – эти аспекты стоит особо учитывать при разработке проектов на региональном и муниципальном уровнях. Возможности технологий обработки данных размывают границы законности их применения в одной отдельной категории и, тем самым, выходят за границы законного доступа к конкретным видам данных, например, к персональным данным, и нередко становятся основным источником прибыли организаций, осуществляющих свою деятельность в «серой зоне».

С развитием технологий обработки больших данных появляется возможность регистрировать новые виды данных, выявлять новые закономерности в разных видах данных, которые до этого не учитывались при осуществлении коммерческой деятельности, региональном и муниципальном развитии, проектировании развития общественных институтов, государственном строительстве, принятии управленческих решений и не представляли ранее какой-либо ценности.

Применение технологий обработки данных в сфере образования реализует ряд преимуществ для всех участников: как для тех, кто управляет процессом образования, проектирует образовательные системы, курсы, программы, так и для тех, кто в них непосредственно обучается.

Модуль описывает виды данных, технологии обработки данных, преимущества их применения для аналитики, даёт краткие рекомендации при разработке проектов в области образования и культуры на базе технологий обработки данных.

Модуль 10. Памятка по технологиям искусственного интеллекта: перспективы применения в управлении в сфере образования и культуры

Мировое сообщество (человеческая популяция), еще не обладает «коллективным разумом», но обладает «коллективной памятью», сосредоточенной в книгах, научных трудах, системах знаний, разработках. В то же время коллективная память всей совокупности библиотек и знаний является лишь потенциальной памятью и приобретает силу только при активном её использовании. Задача видится в том, чтобы «потенциальную коллективную память» библиотек превратить в «оперативную память» мирового сообщества, и использовать такую систему для управления различными сферами деятельности общества.

Рассматривая вопрос применении технологий искусственного интеллекта в управлении в сфере образования и культуры, а также в ряде других сфер деятельности общества, в первую очередь эксперты сходятся во мнении о необходимости преодоления ограниченности человеческого интеллекта, связанной с естественными факторами, физическими возможностями и продолжительностью жизни.

Модуль описывает направления и перспективны применения искусственного интеллекта в управлении в сфере образования и культуры, представляет развитие технологий искусственного интеллекта как возможности совместного применения с другими технологиями, раскрывает этические аспекты применения искусственного интеллекта.

Модуль 11. Памятка по технологиям распределённых реестров: перспективы применения в управлении в сфере образования и культуры

Как и с большинством новых технологий, довольно сложно в полной мере оценить все будущие способы использования и риски применения этих технологий. И в случае с каждой новой технологией вопрос не в том, хороша ли она сама по себе или плоха. Всё чаще проводятся эксперименты по внедрению технологий распределённых реестров, но, прежде чем они смогут стать практическим решением, необходимо решить ряд вопросов: какое применение может найти технология? для какой цели? в каком виде она может быть применена? как она гарантирует безопасность?

Большинство государств ещё не определили собственную позицию по отношению к технологии распределённых реестров. Все страны, в которых были сделаны официальные заявления о потенциальных намерениях в сфере регулирования, отмечают высокий потенциал технологии и демонстрируют желание поддержать развитие рынка, в том числе за счет отсрочки регуляторных мер. Однако ни одно государство ещё не приблизилось к созданию полноценной регуляторной среды в сфере использования распределённых реестров ввиду того, что регулирования требуют сервисы, построенные на их основе, а не сама технология.

Распределённые реестры представляют собой концептуальные прорывы в управлении данными, которые могут найти применение в различных сферах, в том числе в сфере образования и культуры. Возможность ведения устойчивых к несанкционированным изменениям распределённых реестров может привести к новым способам обмена информацией между такими участниками, как Министерство образования и науки России, региональные органы исполнительной власти и их подведомственные учреждения, муниципальные органы управления, образовательные и культурные региональные и муниципальные организации.

Модуль раскрывает проблематику и риски применения технологий распределённых реестров в сфере образования и культуры, описывает преимущества и недостатки технологии, описывает пример использования такой технологии в сфере высшего профессионального образования.

Читайте также
Для удобства восприятия и передачи информации можно пользоваться схемами и диаграммами, благодаря чему удается красиво и лаконично отразить связность объектов и их свойства. Для создания подобных визуализаций существуют специальные программные приложения, о которых рассказывает IT-World.

Модуль 12. Памятка по технологиям интернета вещей: перспективы применения в управлении в сфере образования и культуры

Исследовательское агентство Juniper Research оценило количество гаджетов и устройств, подключенных к интернету: в 2017 году – 15 млрд, к 2021 году количество устройств для интернета вещей утроится и составит 46 миллиардов. Основным драйвером роста станет снижение стоимости датчиков, сенсоров и других мелких гаджетов, подключающихся к сети. Такими же быстрыми темпами развиваются телекоммуникационные системы связи, на земле остаётся всё меньше мест, не тронутых цифровыми технологиями. Развиваются также средства измерения: от простых датчиков (давления, температуры, движения и т.д.) и приборов учёта – к более сложным измерительным системам, при помощи которых можно мониторить и контролировать, например, пожароопасную обстановку в лесах или городскую транспортную систему. Помимо мониторинга и контроля возможно создание измерительных систем интернета вещей на базе предсказательной аналитики, где при отклонении одного или нескольких параметров в управленческой модели можно отследить и спрогнозировать поломку оборудования, аварию на объекте.

Одной из основных функций для государственного управления является как раз умение выстроить сети интернета вещей так, чтобы получить объёмную картину управляемого объекта и при помощи обратных связей в режиме «онлайн» принимать решения, выстраивать возможные сценарии будущего поведения управляемых систем.

В модуле описаны основные технологии интернета вещей, перечислены основные составляющие решений, доступных уже сейчас учреждениям образования и культуры (безопасность, оптимизация хозяйственных процессов, оптимизация учебного процесса). Перечислены области применения интернета вещей в сфере образования и культуры в целом, а также для цифрового менеджмента региональных органов исполнительной власти и местного самоуправления в сфере образования и культуры. Представлена этическая и социальная оценка технологий интернета вещей. Приведены действующие нормативные правовые акты в области интернета вещей.

***

Уже сейчас можно смело утверждать, что проект внёс свой весомый вклад в выравнивание социально-экономического развития субъектов Российской Федерации на пути цифровизации социальной сферы.

Проект позволил активизировать межсекторальное взаимодействие при активной роли некоммерческих организаций. Создан эффективный механизм обмена актуальными технологическими и управленческими компетенциями. Обеспечены условия для трансфера технологий из ИТ-индустрии в образование и культуру.

Реализация проекта стала возможной благодаря финансовой поддержке Фонда президентских грантов, активному участию Клуба директоров по науке и инновациям (iR&Dclub), Института Информационных Технологий в Образовании (ИИТО) и Института Развития Интернета (ИРИ).

Материалы проекта размещены в открытом доступе по адресу http://цуок.рф.

Автор:  Азат Ханнанов

Опубликовано 26.06.2019