Как CIO контролировать облака
Год назад Кенни Макивер (Kenny MacIver) взял интервью у Юса Понтенагеля, консультирующего директора международной консалтинговой ИT-компании Quint Wellington Redwood (Quint). Тема, поднятая в беседе не теряет своей актуальности.
«Слишком многие ИТ-директора не понимают, как облака могут повлиять на их предприятия, - считает Юс Понтенагель, - И для некоторых такое отношение приводит к полной потере контроля».
Облака могут дать бизнесу множество преимуществ, и ожидания от них очень высоки, говорит Понтенагель: «Для того чтобы достичь максимальной гибкости, быстроты и непрерывности в производстве, нам необходимо оптимизировать ИТ-сектор. И для многих ИТ-оптимизация - это облако. Чтобы получить доступ к данным и сервисам из любой точки мира и с любого устройства вам нужно именно облако. Чтобы поддерживать огромное количество пользователей, большие объемы данных и миллионы подключенных конечных точек вам нужно именно облако».
Но вместо того, чтобы относится к облачному хранению данных как к некой панацее, директорам по ИТ необходимо воспринимать облако именно так, как оно есть, как новый канал по обеспечению ИТ-сервисами, хотя и имеющий огромный потенциал.
Это тянет за собой целую череду вопросов, заявляет Понтенагель. Каким образом внедрение облаков повлияет на уже существующую стратегию снабжения? Как ИТ-директорам и тем, кто находит источники финансирования создавать новые контракты, ориентированные на использование облака? Как им находить и выбирать партнеров по облаку? Как им успешно комбинировать внешние облачные сервисы и уже существующие (или будущие) части собственного ИТ-парка?
Различные каналы требуют и различных правил игры. По словам Юса Понтенагеля, в первую очередь CIO должны понять, что облачные сервисы не подчиняются тем правилам, которые исторически использовались для работы с другими сторонними сервисами. У облака имеется собственная динамика, и если в этой динамике до конца не разобраться, то контроль над облаком будет утерян.
Юс предлагает ознакомиться со списком действий, которые необходимо предпринять, чтобы внедрение облачных сервисов в снабженческие стратегии не оказалось разрушительным:
- Управление каталогом сервисов. ИТ-организации могут столкнуться с трудностями в управлении облачными сервисами, так как конечные пользователи платят за сервисы ситуативно по факту потребления услуг. Таким образом, управление единым каталогом оговоренных ранее сервисов становится большой и постоянной проблемой.
-
Управление на уровне обслуживания. Так как облачные сервисы это практически «черный ящик» в части его функциональности, то традиционные способы управления и мониторинга за уровнем обслуживания, а также определение договоренностей по уровню обслуживания, должны быть переосмыслены.
-
Управление объемом и доступностью. В вопросах облачных сервисов, ответственность переходит к поставщику услуг, а потребители услуг могут сфокусироваться непосредственно на безотказной работы своей сети и производительности системы.
-
Безопасность информации. ИТ-команды должны хорошо осознавать тот факт, что поставщики «облачных» решений по разному понимают безопасность сервисов, включая то, где находятся данные и инфраструктура и до какой степени этот сервис использует публичные сети.
-
Управление доступом. Каждый сервис использует разные подходы к контролю за доступом, ответственностью и авторизацией (по крайней мере, пока не появятся общие стандарты по управлению доступом в различных облачных сервисах).
-
Управление событиями и инцидентами. Потеря контроля распространяется и на решение проблем и возникающих инцидентов. Из-за того, что сущность облачных сервисов так похожа на черный ящик, любой анализ источника проблемы зависит от поставщика услуг, что делает этот процесс сложным и непредсказуемым.
-
Управление финансами. С переходом в ИТ-секторе затрат с капитальных на операционные, а также на более короткие контрактные циклы, являющиеся характерными признаками облачных сервисов, необходимо заново переосмыслить бюджет.
Нужно также установить новый порядок партнерских и бизнес отношений, говорит Понтенагель. ИТ-директора и их команды должны убедиться, что остальные сотрудники понимают возможности и ценность облачных сервисов. ИТ-департаменту очень важно непосредственно участвовать в процессе выбора поставщика услуг, и убедиться в том, что облачные технологии интегрируются в максимально широкое окружение.
«Когда использование облачных технологий станет таким же простым, как и использование кредитных карточек, влиять на требования пользователей и понимать их пожелания станет важнее, чем когда-либо», - говорит Понтенагель. С другой стороны, поставщикам услуг тоже необходимо быть ближе к ИТ-командам потребителей.
Поскольку ваши ИТ-команды являются частью «черного ящика» облачных технологий, вам нужно убедиться, что вы влияете на разработку (как и многие другие клиенты), хотя и не можете влиять на циклы выхода релизов. Таким образом, директора по ИТ должны продумать стратегию выхода на тот случай, если что-то пойдет не так и оценить, насколько эти стратегии отличаются от процесса завершения стандартных контрактов, как с юридической, так и с технической точки зрения.
Новые роли и культура поведения. CIO теперь придется немного дистанцироваться, говорит, Понтенагель. В отличие от традиционного аутсорсинга, где отношения компаний очень личные и основаны на сходстве стратегий и культур, а провайдер берет на себя основную ответственность за поставляемые услуги, облачные технологии не позволяют идентифицировать и персонализировать партнера. Таким образом, у вас не получится разузнать побольше до конечной покупки. «Облака используют для удовлетворения определенных потребностей и это значит, что бизнес-пользователю, в общем-то, все равно, что лежит за определенным приложением или сервисом. Это изменит правила игры для руководящего персонала в области информационных технологий, так как сегодня именно они чаще всего общаются с поставщиками услуг и стремятся убедиться, что они правильно и достоверно понимают все о получаемых ими сервисах и услугах». Все вышесказанное подчеркивает, что работая с облаком нужно научиться пускать все на самотек, хотя бы частично. «Это канал, часть вашей стратегии поиска ресурсов. Если вы купите облачный сервис, у вас возникнут проблемы с контролем. Так что у вас должны быть способы и пути, как с этим можно справиться».
*Юс Понтенагель (Eus Pontenagel) был спикером на форуме Fujitsu 2014 (Fujitsu Forum 2014) в Мюнхене. Впервые опубликовано в феврале 2015 года.
Перевод Виктории Ревенко
Опубликовано 10.02.2016