Почему бизнесу как никогда нужны ИТ-директора
Возможно, кому-то такое заявление покажется немодным, но облачные технологии часто усугубляют существующие проблемы бизнеса и не приносят ожидаемого сокращения расходов и развития инноваций.
Облачные технологии действительно открывают новые перспективы для небольших фирм и отдельных департаментов крупных компаний. С помощью облачных технологий многие лидеры бизнеса стремились преодолеть бюджетные и административные ограничения, но несогласованное приобретение облачных решений привело к возникновению новых организационных и бюджетных проблем.
Руководители предприятий, недовольные традиционными возможностями в области ИТ и не имеющие опыта внедрения новых технологий, приобрели так называемые «лучшие в классе» облачные приложения, не устояв перед внешним лоском пользовательских интерфейсов и обещаниями быстрых результатов. Но в дальнейшем такие решения позволили лишь накапливать информацию и привели к системной избыточности.
Для сокращения расходов после интеграции новых приложений, необходимо свернуть существующие системы, которые требуют платного обновления лицензий, технического обслуживания и зарплаты для персонала. На практике новые облачные сервисы часто работают параллельно с уже действующими системами. Их приобрели спонтанно, а не в рамках комплексной стратегии цифрового развития.
Даже если менеджеры понимают, что для дальнейшего роста их предприятиям нужны современные облачные технологии, у них все равно нет достаточных знаний, чтобы использовать передовые инструменты для преобразования бизнеса.
Для того чтобы эффективнее управлять расходами, внедрять инновации и сохранять обслуживание клиентов на высоком уровне, менеджеры не должны ограничиваться переносом имеющихся бизнес-процессов в облачную среду. Им следует применять облачные технологии для развития конкурентных преимуществ.
К счастью, есть простое и разумное решение: вернуть власть над облачной средой тем, у кого она была изначально, — в руки корпоративных ИТ-директоров.
От «Доктора Нет» до «Доктора Ни за что не отвечаю»
Когда-то на пути к интеграции новых облачных сервисов директор по ИТ играл роль препятствия, поэтому и стал кем-то вроде «Доктора Нет» для компании. Он был хранителем инфраструктуры и корпоративных данных. Его слово было решающим в вопросах выдачи разрешений, и он пользовался привилегией интегрировать новые технологии на своих условиях.
Неудивительно, что продажи, маркетинг, HR и даже коммерческие директора подняли бунт против директоров по ИТ и потребовали права самостоятельно закупать новые решения, управлять ими и обучать своих сотрудников, с минимальным вмешательством ИТ-департамента или вообще без его ведома.
Итогом стало отсутствие снижения расходов на ИТ, практически полностью исчезла интеграция между системами и наблюдалась слабая отдача от диджитализации. Результаты оказались прямо противоположными тому, что бизнес ждал от облачных решений. Почему? Потому что голова не знала, что делают ее цифровые руки.
Соответственно, департамент ИТ и не думает выводить из эксплуатации существующую систему управления продажами, раз он не знает, что вице-президент по продажам самостоятельно принял решение о переходе на новую. У отдела продаж нет достаточных навыков, а порой даже элементарного понимания, как интегрировать новый инструмент продаж на основе облачных технологий в систему ценообразования или автоматизированную маркетинговую систему компании. При отсутствии согласованного подхода предприятие поддерживает и оплачивает две независимые системы с одним функционалом.
Иными словами, облачные решения просто привносят системную избыточность, не создавая синергетического эффекта и прибавочной стоимости. Экономии затрат в результате внедрения облачных решений не происходит, поскольку нет никакой реальной консолидации. В результате точечная интеграция «лучших в классе» решений приводит к появлению новых вендоров, с которыми приходится иметь дело.
Кроме того, часто менеджеры сосредоточены лишь на одной модели обслуживания — программном обеспечении как услуге (SaaS). Но модель предоставления облачных вычислений, при которой потребитель получает доступ к использованию информационно-технологических платформ (PaaS), и вычислительная инфраструктура (IaaS) обладают гораздо большим потенциалом. Он заключается в возможности рационализации или отказа от собственной инфраструктуры, а также в разработке программных расширений, способных помочь компании дифференцировать себя на рынке.
И наконец, мало кто из менеджеров основных направлениий задумывался о применении облачных решений для изменения бизнес-процессов. Это естественно: перевод бизнес-процессов в цифровое пространство и интеграция ИТ-решений не входят в круг их обычных задач. Зато эти задачи — часть мышления и видения директоров по ИТ, а также часть их должностных обязанностей.
Конечно, речь не идет о типе директора по ИТ, который заслужил репутацию «Доктора Нет». Мы говорим о тех, кто полностью соответствует должности директора по информационным технологиям. Современный директор по ИТ — это в первую очередь человек бизнеса, способный на конструктивные и квалифицированные обсуждения вопросов с руководителем отдела продаж, маркетинга, HR и финансов. Он может управлять снижением затрат на корпоративном уровне, имеет полную дорожную карту дальнейшего развития ИТ-инфраструктуры компании, а не пытается выжать небольшие скидки у огромного массива поставщиков решений. Он может сформулировать и выполнить стратегию цифрового преобразования компании.
Разработка дорожной карты
Чтобы вернуть себе контроль, ИТ-директор должен взять на себя ответственность за разработку и выполнение цифровой стратегии компании. Он должен сформировать дорожную карту модернизации бизнес-процессов и знать, как использовать облачные решения для реализации этой стратегии.
Когда стратегия разработана, ИТ-директор должен убедить менеджеров направлений передать ему право контролировать приобретенные ими несогласованные облачные решения. Это позволит рационализировать приложения, внедренные в компании, и при необходимости сократить количество поставщиков. Нередко компании работают с продуктами, созданными десятками поставщиков, и это число необходимо сократить меньше, чем до десяти.
Это предоставит возможность директору по ИТ эффективно работать с поставщиками и гарантирует реализацию его цифровой стратегии. Кроме того, директор определяет, какие приложения или пакеты приложений могут и должны функционировать в облачной среде, исходя из возможности сократить расходы на содержание инфраструктуры за счет применения IaaS и PaaS. В конечном счете задача сводится к тому, чтобы использовать возможности облачных решений для создания конкурентных преимуществ, либо за счет повышения производительности, либо за счет улучшения обслуживания клиентов.
Разумеется, подобные решения способны квалифицированно принимать только директора по ИТ, стоящие «одной ногой» в мире ИТ, а другой — в мире бизнеса.
Сокращение числа поставщиков и несогласованных услуг позволяет директорам по ИТ снижать расходы системно, а не путем переговоров с поставщиками о скидках.
Важнее всего, что современные директора по ИТ понимают: цифровое преобразование бизнеса не ограничивается переводом существующих процессов в облачную среду. Цифровое преобразование — это осознанное использование облачных сервисов, позволяющее переосмыслить работу каждой составляющей бизнеса и ее соотношения с другими элементами.
Директор по ИТ больше, чем любой другой представитель менеджмента, представляет себе работу разных департаментов, знает уникальные особенности каждого процесса и их общие места. Это помогает ему стандартизировать ряд процессов в масштабе всей компании и дифференцировать их там, где это действительно важно.
Продемонстрировав генеральному директору и другим руководителям, что он может эффективно консолидировать цифровые активы компании и системно снижать затраты, директор по ИТ автоматически докажет свою способность быть движущей силой цифрового преобразования компании. И только когда это произойдет, компании смогут по-настоящему раскрыть потенциал преобразований, который заключен в облачных решениях.
Опубликовано 17.08.2016