ЦОД для СМБ – зачем он нужен?
Сегодня много говорят о том, что центры обработки данных (ЦОД) необходимы не только крупным корпорациям – небольшие компании тоже все активнее обращаются к их ресурсам. Для решения каких задач такой подход наиболее актуален и как это выглядит на практике?
«Если речь идет о малом бизнесе, – рассказывает технический директор дата-центра КОМПЛИТ Андрей Сулоев, – я бы поделил его на несколько категорий: а) стартапы, б) компании, которые в силу направления бизнеса не готовы к укрупнению, в) компании, которые динамично развиваются, но еще не набрали обороты».
Для первой категории все очевидно: зачем рисковать инвестициями в дорогостоящее оборудование, когда нет четкого понимания, выстрелит проект или нет. Ведь при неблагоприятном развитии событий компания останется с парком серверов, которые можно будет продать только как б/у, со значительным дисконтом. Для второй категории направление ИТ может быть совершенно непрофильным, а значит, проще и выгоднее держать необходимые сервисы на аутсорсинге: мало приобрести оборудование и ПО, необходимо потом его обслуживать, выделить под него помещение, обеспечить электроэнергию, организовать охлаждение. В небольшом кафе, например, таких ресурсов может просто не быть.
«Третья категория, – рассуждает Андрей Сулоев, – наверное, самая интересная как в плане перспектив сотрудничества, так и в плане реализации. Дело в том, что тут можно подходить к задаче творчески: предлагать масштабируемые решения, прогнозировать развитие сетевой инфраструктуры. Пример – выход подобной компании на региональные рынки. Объединение филиалов с головным офисом не всегда дает положительный результат – в случае проблем со связью в головном офисе страдает работа всего предприятия. А при длительном отключении электроэнергии на развивающуюся компанию ложится бремя покупки и обслуживания генератора, резервирования каналов связи и сопутствующих расходов».
В случае же аренды необходимых вычислительных мощностей в ЦОДе все три категории компаний получают место под хранение и обработку данных, программное обеспечение и, наконец, возможность просто воспользоваться опытом сервис-провайдера, который сделает все быстрее и надежнее. Специфика деятельности при этом может быть любой: даже в маленьком кафе есть системы фискальных аппаратов и онлайн-касс, а многие рестораны используют системы ведения меню и заказов. Для работы с многочисленными агрегаторами заказов нужны стабильная связь, доступ к данным и их своевременная обработка, а ставить около каждого кафе генератор и подключать второго провайдера не то что дорого, но нередко нереализуемо (скажем, из-за расположения в жилом доме или, наоборот, в крупном торговом комплексе, где один оператор имеет эксклюзив).
«Небольшие производства тоже подвержены подобным рискам. Например, логистические компании уже давно интегрировались с ИТ настолько плотно, что по телефону не обсуждают никакие задачи, – рассказывает Андрей. – Да и ведение складского учета и заказов поставщиков в Excel встретишь редко: сами склады все чаще располагаются за пределами городской территории, и организовать там качественную, а главное, стабильную связь не всегда финансово целесообразно. Можно долго перечислять, зачем бизнесу сохранность данных и возможность пользоваться ими независимо от того, есть в офисе электричество или нет, находитесь вы на рабочем месте или в командировке. Такие задачи как раз и помогают решать коммерческие дата-центры».
Что нужно СМБ для начала сотрудничества с ЦОДом?
В первую очередь – решиться на то, что ваши данные будут храниться и обрабатываться не на вашем персональном компьютере, а «где-то там». Подобные предрассудки все еще не покинули сознание собственников окончательно, хотя, по статистике, 90% всех утечек информации связаны с сотрудниками самой компании, а остальные – с вредоносным ПО.
Давайте на примере одного кейса рассмотрим, что и в каком порядке следует предпринять. Итак, пред вами встал выбор: заменить устаревшее оборудование на новое или арендовать мощности у сервис-провайдера. Собрав информацию о стоимости замены у разных поставщиков, вы получите «вилку» с большим разбросом. Дело в том, что кроме платы за оборудование есть еще сервисные контракты. Кто-то из поставщиков подошел к вопросу добросовестно и включил их в стоимость, а кто-то – для презентации более привлекательной цены – нет. Разобраться руководителю небольшой компании или неопытному системному администратору в подобных вещах сложно. С сервис-провайдерами тоже все запутанно: одна и та же услуга может называться по-разному или, что еще интереснее, совершенно разные услуги могут называться одинаково, но иметь большой разброс цен, в том числе по качеству и уровню SLA. Вывод: прежде чем принимать решение, четко уясните, что потребуется в том и в другом случае.
Так, при покупке оборудования оцените, во сколько обойдется его размещение в офисе, ведь:
-
оно может быть шумным и требовать отдельного помещения;
-
может потреблять достаточно много электроэнергии и выделять большое количество тепла, нуждаясь в охлаждении и бесперебойном питании;
-
понадобится установка ПО;
-
очень важно обеспечить сохранность оборудования и данных на нем.
«Если же вы предпочли аренду мощностей у сервис-провайдера, нужно сделать правильный выбор – нет, не провайдера, а услуги. Точнее, ее сути, как я уже говорил выше. Название может вас только запутать и дать неверное понимание того, что именно вы заказываете», – советует технический директор дата-центра КОМПЛИТ.
А теперь Андрей Сулоев поясняет, какие факторы стоит учесть при обращении к услугам дата-центра:
1. Мощности и данные будут храниться на сторонней площадке. Оцените, какую пропускную способность имеет канал от дата-центра до вашего офиса (а при наличии филиалов и до них соответственно). Если сервис-провайдер присутствует на точках обмена трафиком, он сможет предложить вам каналы связи надежнее и дешевле.
2. Есть риски, что в реалиях российского Интернета связь с этим ЦОДом будет потеряна. Например, мы оказываем услуги на базе нашего ЦОДа в Санкт-Петербурге. Выясните, находится ли дата-центр в России или за ее пределами. Российское юридическое лицо далеко не показатель.
Если будет принято решение пользоваться услугами сервис-провайдера через Интернет, очень важно проверить связность вашего подключения к поставщику услуг. Для этого существует сервис Looking Glass. У нас он выглядит как lg.dc-complete.ru, но далеко не все провайдеры предоставляют такой сервис. Для проверки необходимо всего лишь знать внешний IP-адрес вашего подключения.
3. Определите приемлемое для вас время простоя. Причем нужно понимать: есть рабочее время, а есть нерабочее, от этого зависит уровень SLA, а значит, и стоимость. Кроме того нужно учитывать, что имеются SLA на разные типы услуг. Например, SLA на Интернет вы, скорее всего, не получите. Максимум, что возможно, это гарантия на связность с пограничным маршрутизатором сервис-провайдера.
На размещение физических серверов можно получить высокий уровень SLA. В дата-центре КОМПЛИТ он составляет 99,982%, но с оговорками: оборудование заказчика должно иметь резервирование по питанию 2N. В противном случае необходимо резервирование на уровне единиц оборудования.
4. Очень внимательно прочитайте положение о SLA и определите, подходит ли вам данный сервис. Обратите внимание, на какие из компонентов услуги какие уровни доступности распространяются.
5. Выясните, какую ответственность несет сервис-провайдер за несоблюдение уровня SLA.
«Точно скажу, что рассматривать виртуальные серверы в нижнем ценовом сегменте не стоит в принципе: SLA таких сервис-провайдеров – 50/50, то есть может работать, а может не работать. Внимательно смотрите все звездочки и сноски. Очень важен профиль сервис-провайдера: если его основным бизнесом является сдача в аренду серверных стоек/шкафов, то рассмотрите именно этот вариант сотрудничества, не рассчитывая, что предложенный сервис IaaS будет надлежащего качества. Если же сервис-провайдер не имеет собственного ЦОДа, это необязательно плохо – возможно, он сосредоточен именно на услугах IaaS, SaaS и т. д. Однако обратите внимание, в каком дата-центре располагаются его серверные мощности – от этого зависит, насколько надежно его услуга будет работать», – инструктирует Андрей Сулоев.
Многие центры обработки данных, и КОМПЛИТ в том числе, предлагают экскурсии по своим площадкам. Используйте эту возможность и изучите подрядчика максимально подробно.
Еще один важный аспект – доступные пакеты услуг: они могут оказаться дешевле, а вам не придется изобретать велосипед. Например, в КОМПЛИТ есть такое пакетное предложение для малого бизнеса:
-
Виртуальный маршрутизатор.
-
Сервер MS Active Directory.
-
Сервер удаленных рабочих столов MS RDS.
-
Сервер «1С».
-
Сервер баз данных MS SQL.
Этот набор виртуальных серверов покрывает потребности небольшой компании по бухгалтерии, складу и совместной работе с документами. Причем за пределы дата-центра эти документы уходят лишь на печать или почту, и, что бы ни случилось с компьютерами в офисе, данные останутся в целостности. Для безопасности, конечно же, следует разработать регламенты и политики.
Мощности можно рассчитать исходя из количества пользователей. Важное преимущество по сравнению с покупкой оборудования – возможность изменить объем ресурсов как в большую, так и в меньшую сторону.
«Все же, я думаю, бояться использовать услуги коммерческих дата-центров и сервис-провайдеров уже не стоит, –– резюмирует Андрей Сулоев. – Эволюция и интеграция заставили заказчиков перешагнуть через это предубеждение. И размещение собственного оборудования, и аренда вычислительных мощностей в коммерческих ЦОДах могут быть на порядок надежнее, чем в собственной серверной, а доступ к вашим данным третьи лица, и даже сотрудники дата-центра, просто так получить не смогут».
Опубликовано 06.11.2019