Взгляд в будущее с нефтяной вышки
По каким направлениям будут развиваться информационные технологии в ближайшие годы? Какими они станут, к примеру, через 20 лет? На этот вопрос попытались ответить участники круглого стола, проходившего в октябре уходящего года в Санкт-Петербурге в рамках ИТ-форума нефтегазовой отрасли России, организаторами которого выступили компания «Газпромнефть» и издание Comnews.
Как известно, несмотря на все сегодняшние экономические проблемы, нефтегазовая отрасль, как добывающая, так и перерабатывающая, традиционно находится на переднем крае использования ИТ, регулярно инвестирует в новейшие технологии и решения, а потому ее участники вполне имеют право выступить в роли «визионеров». В дискуссии приняли участие и сами заказчики, представляющие ведущих игроков нефтегазового рынка, и поставщики решений и независимые аналитики.
Информация как товар
По мнению Александра Микояна, главы российского представительства компании HP, который провел параллель с машиностроительной промышленностью, одним из главных направлений развития на ближайшие годы должны стать «Большие данные», а также «Интернет вещей», когда любые узлы и агрегаты оснащены сенсорами и датчиками, сигнализирующими об их состоянии и при необходимости извещающими пользователя либо самостоятельно решающими возникшие задачи. Через 20 лет все машины будут оцифрованы и, скорее всего, роботизированы.
Кардинально изменится и сам способ написания приложений. Спустя два десятилетия мы увидим автоматизированное написание кода приложений, поскольку большинство из них будет появляться для достаточно общих задач. В инженерной области произойдет полная замена привычной меди на оптоволокно, внутри вычислительных систем будут повсеместно использоваться интерконнекты, а память станет очень дешевой и энергонезависимой, причем исчезнет разница между оперативной и дисковой памятью.
Перестанет существовать и столь актуальная сегодня проблема, как импортозамещение, поскольку производителям придется либо работать в общем технологическом тренде, либо прекратить существование. Отчасти это будет связано с дороговизной средств информационной безопасности, которая приведет к тому, что ни одно государство просто не сможет себе позволить такую роскошь, как цифровой суверенитет.
Как считают эксперты, главный оппонент ИТ — это сами ИТ, чье бурное развитие не дает возможности клиентам досконально разобраться и сориентироваться в том, что им предлагают. Сможет ли Россия поддерживать темп автоматизации бизнес-процессов, заданный западными странами и сумеет ли она конкурировать с ними по себестоимости добываемых ресурсов, например нефти? Где найти достаточное количество людей, умеющих и способных управлять ИТ-процессами? Эти два риска, которые будут актуальны не через 20, а уже через пять — семь лет.
Нельзя обойти вниманием и такой тренд, как увеличение объемов информации, растущее буквально в геометрической прогрессии. Аналитики утверждают, что лишь 10% из этого информационного потока приходится на традиционные бизнес-системы, такие как CRM, ERP и т. д., а остальные 90% генерируются новыми информационными источниками, в том числе различными датчиками и социальными медиа. Обработать все эти данные техническими средствами возможно, но что с ними делать дальше? Как монетизировать? Какая информация нужна бизнесу? Обсуждая подобные вопросы, многие участники дискуссии выразили уверенность, что технологии обработки «Больших данных» будут и дальше активно развиваться и находить применение у бизнеса. Ведь информация становится товаром, а ИТ — производственным подразделением, которое генерирует знания и информацию, а потому все чаще ИТ-отделы и департаменты в компаниях трансформируются в сервисные структуры.
Участники дискуссии говорили и о том, что увидеть будущее можно, глядя на современных детей и молодежь. Широта воображения, логика — все это станет работать во взаимодействии с технологиями. Одним из ключевых векторов развития ИТ на ближайшие годы должен стать «Интернет вещей» (IoT), уже нашедший реальное применение, казалось бы, в далеких от информационных технологий отраслях, таких как, например, сельское хозяйство. Сегодня крупный рогатый скот можно оснастить специальными чипами, на которых хранится вся информация о животных, а за состоянием сельскохозяйственных полей не трудно наблюдать с помощью дронов. Рамки стандартного мышления постоянно расширяются, и будущее за компаниями, способными заглянуть за эти рамки.
Еще несколько тенденций — интеграция проприетарного ПО с OpenSource, интеграция и создание комплексных решений, а также применение социальных сетей в бизнесе. Наконец, вырастет и скорость разработки софта. Эта проблема особенно актуальна для крупных разработчиков, поскольку небольшие компании и даже стартапы их часто опережают на данном направлении.
Скачок вперед
Развитие бывает эволюционное, а бывает и революционное, когда одно открытие или изобретение в течение нескольких лет меняет мир до неузнаваемости. Появление Интернета, сотовой телефонной связи как раз относятся к таковым. Какие качественные скачки могут произойти в ИТ-индустрии в ближайшие два десятилетия? Борис Гуткин, руководитель практики «Технологическая стратегия» компании Accenture, считает, что если сегодня стоимость компании зависит от ее активов, то в будущем она начнет складываться и из нематериальных вещей, ожиданий и эмоций пользователей. Самый известный пример компании подобного рода — Apple. Кроме того, развитие машинного интеллекта приведет к тому, что устройства смогут не только взаимодействовать между собой, но и «дружить».
Присутствовавшие на круглом столе представители аналитических компаний уверены в том, что профессия «системный администратор» уйдет через несколько лет. Это произойдет в первую очередь в технических компаниях и системных интеграторах. Место системных администраторов займут инженеры, которые будут «собирать» процессы из различных компонентов, подобно конструктору. В то же время специалисты по оборудованию останутся в штате компаний-производителей только в качестве экспертов.
Автоматизированное написание программного обеспечения, автоматическая «сборка» бизнес-процессов приведут к тому, что на кадровом рынке сохранится лишь спрос на низкоквалифицированных работников, которых дорого заменять роботами, а также на специалистов самого верхнего уровня, архитекторов бизнеса, стратегов. Все остальное, что находится между ними, будет заменено либо роботами, либо автоматизацией и искусственным интеллектом.
Кардинально изменятся через 20 лет и сами нефтяные компании. Привычные автозаправочные станции станут магазинами по продаже не только топлива, но и других видов энергии, при этом благодаря различным «умным» устройствам их работа будет максимально автоматизирована.
Уходящие и остающиеся
Что касается профессий ИТ-специалистов, которые исчезнут через 20 лет, то большинство участников дискуссии сошлись во мнении, что это, прежде всего, системные администраторы, выполняющие рутинную работу, которая уже сегодня можно автоматизировать. Также уйдут и многие специальности, связанные с обеспечением информационной безопасности. В основном это касается сотрудников, выполняющих работу по мониторингу инфраструктуры на предмет инцидентов, аварий и сбоев, что также можно перепоручить машинам. Ведь через 20 лет человек просто не будет успевать следить за информационной безопасностью, а потому с этой задачей под силу справиться только машине.
Одним из главных специалистов на предприятии, по мнению выступавших на круглом столе заказчиков, представителей ведущих нефтяных компаний, станет Chief Digital Officier (CDO) — директор по управлению данными. Это менеджер, специализирующийся на управлении данными, как активом компании, интегрирующий бизнес на уровне информации. Такого человека нужно «выращивать» изнутри, а повсеместное появление CDO в компаниях серьезно изменит всю парадигму бизнеса. Грань между ИТ и бизнесом через 20 лет полностью растворится. Все будут «ИТ» и все будут «менеджеры». Ведь уже сегодня ИТ-директором работает не чистый «технарь», а тот, кто прекрасно разбирается и ориентируется в бизнесе.
Взаимопроникновение бизнеса и ИТ
На тему зависимости бизнеса от ИТ высказался Сергей Дьяченко, глава российского офиса компании Gartner. Он выразил уверенность, что взаимопроникновение ИТ и бизнеса приведут в конечном итоге к тому, что сами ИТ-компании начнут создавать шаблоны процессов для информационных систем (например, для ERP), которые, по сути, уже представляют основу для ведения бизнеса. С другой стороны, доступность ИТ даст возможность практически любому человеку, даже не являющемуся специалистом, пользоваться всеми благами ИТ-инфраструктуры.
Важно учесть и тот факт, строим мы локальные или глобальные ИТ. Столь популярная сегодня тема импортозамещения должна быть направлена не на изоляцию России от остального мира, а на вывод российских решений и технологий на мировой рынок, на те его сегменты, где отечественные продукты способны составить достойную конкуренцию зарубежным аналогам. Хорошим подспорьем в этом может стать российская научная школа.
***
Конечно, сложно сказать, что из экспертных прогнозов сбудется, а что так и останется мечтами маркетологов. Тем не менее будущее наступит намного быстрее, чем нам кажется, и те, кто оказался к нему не готов, безнадежно отстанут в рыночной гонке. В этой ситуации и заказчикам, и вендорам, и подрядчикам необходимо постоянно общаться друг с другом, обмениваться опытом, мнениями, совместно преодолевать трудности и риски, поскольку консолидация ИТ и бизнеса лишь усилит позиции обоих.Опубликовано 18.12.2015