ИТ в ближайшем будущем: что ждут заказчики и поставщики?

Логотип компании
ИТ в ближайшем будущем: что ждут заказчики и поставщики?
Мы вступаем в экзаэру — время экзафлопных мощностей и экзабайтных хранилищ. Реализовать эти технологии в маленьких карманных устройствах просто невозможно, зато достаточно легко в масштабах центра обработки данных.

Представительные конференции, как известно, отличная возможность обмена мнениями как о горячих проблемах взаимодействия бизнеса и ИТ-индустрии, так и о перспективах развития корпоративных ИТ. В эпоху цифровой трансформации бизнеса подобные дискуссии приобретают особенный интерес.

IT Summit - крупная конференция для заказчиков, которую провела компания Softline, один из ведущих глобальных поставщиков ИТ-услуг и решений, предоставила возможность рассмотреть вопросы о том, что ждет корпоративные ИТ не только в ближайшей, но и в удаленной перспективе. В центре обсуждения, прошедшего в рамках мероприятия, оказались три главенствующих тренда: облака, большие данные и «Интернет вещей».

Глобальные вендоры регулярно выпускают на рынок новые технологии, некоторые из них даже именуют революционными. Но насколько они соответствуют ожиданиям заказчиков? Какие конкретные задачи можно решать при помощи технологий, только завоевывающих рынок?

Менеджер Microsoft по устройствам на Windows и IoT Никита Ткачев считает, что видимое потребителем («умные» часы, различная бытовая техника) лишь верхушка айсберга «Интернета вещей». Его реальное содержание гораздо шире. А для корпоративных заказчиков IoT теперь означает то, что раньше называлось автоматизацией.

По мнению Ткачева, «Интернет вещей» — совокупность устройств, способных общаться как между собой, так и на своей платформе, собирая самую разнообразную информацию. Сегодня она в большинстве фактически выбрасывается, подчеркивает он. Бизнес использует в работе только минимум, отказываясь от громадного количества ценных сведений. «Интернет вещей» позволяет извлекать выгоду из всего массива данных, зарабатывая буквально на каждом байте. Задача заказчика — научиться так управлять всеми устройствами, находящимися в его распоряжении, чтобы они приносили максимум пользы.

ИТ в ближайшем будущем: что ждут заказчики и поставщики?. Рис. 1

«Сегодняшний «Интернет вещей» — это сложные проекты, и выгода от них не столь очевидна, а подсчитать ROI бывает весьма затруднительно. Переход от автоматизации к IoT, который помогает заказчику усовершенствовать детали бизнеса — основной тренд в данной области, определяющий современное понимание этого термина», — резюмирует Никита Ткачев.

Директор по продажам компании Sugon Владимир Слизов считает, что прогнозы в отношении развития новых технологий зачастую не оправдываются. «Несколько лет назад одна крупная мировая компания заявила, что к 2018 году мы будем иметь в своих мобильных устройствах искусственный интеллект, сопоставимый с IBM Watson. Есть большие сомнения, что это предположение прогноз оправдается», — говорит он.

А вот успехи в области освоения больших данных — налицо, считает Владимир. Но Big Data вопреки прогнозам реализуется на уровне не персональных устройств, а серверов и суперкомпьютеров. Что неслучайно. Мы вступаем в экзаэру — время экзафлопных мощностей и экзабайтных хранилищ. Реализовать эти технологии в маленьких карманных устройствах просто невозможно, зато достаточно легко в масштабах центра обработки данных.

По мнению Слизова, строительство крупных ЦОД — таково будущее, ожидающее корпоративные ИТ. Они обеспечивают технологии больших данных, на этой инфраструктуре работает «Интернет вещей».

Ведущий менеджер по продажам Veritas Backup Exec в России, СНГ и Израиле Максим Цветаев рассказал, что его компания опросила около 900 фирм во многих странах. Veritas интересовало, где заказчики хранят данные. Анкетирование показало, что около 45% информации хранится на физических носителях, еще около 30% — в виртуальной среде. Остальной объем приходится на облака.

ИТ в ближайшем будущем: что ждут заказчики и поставщики?. Рис. 2

Второй вопрос, заданный клиентам, — где предполагается хранить данные через три года. Подавляющее большинство ответило, что общий объем всех трех частей будет увеличиваться, а максимальный рост произойдет в облачной среде. Но хотя сведения и «перетекут» с физических носителей в облако, опрос показал, что компании не намерены отправлять туда всю информацию. В частности, заказчики оставят «при себе» персональные и финансовые данные.

Владимир Доброжан из компании ZTE считает, что с течением времени мы начали получать большое число сведений, на которые до сих пор не обращали внимания. Классический пример — данные, связанные с охраной труда. Во многих западных компаниях, особенно на вредных и опасных производствах, контролируется даже пульс работников, и такие системы генерируют огромный поток. Другой пример формирования массива новых данных — информация, поступающая от множества датчиков пожароохранных систем.

Получать эти данные обязывает не только законодательство, но и здравый смысл. А вслед за их получением возникает проблема использования и получения от них выгоды, прямой или косвенной. Однако затрачивать усилия на сбор и обработку таких сведений слишком накладно. Сделать это могут IoT-системы.

А руководитель отраслевых проектов компании Softline Дмитрий Новиков подчеркивает, что современный взгляд на «Интернет вещей» слишком прямолинеен. Часто с IoT ассоциируют обычную «умную» технику. Но его суть во взаимодействии «умных» устройств. Поэтому пример синхронного срабатывания будильника и включения кофеварки более аутентичен, чем «умный» холодильник.

В отличие от вендоров и поставщиков представители бизнеса оперируют не технологическими, а практическими категориями. Например, начальник Центра компетенции информационных технологий группы компаний «Римера» Олег Авдеев обратил внимание участников дискуссии на то, что сам по себе «Интернет вещей» не привлекателен для бизнеса: ему интересны автоматизация, оптимизация и аналитика. «Через 20 лет заказчик хочет получить полностью автоматизированное производство при помощи АСУТП, датчиков, IoT, — говорит Авдеев. — Автоматизация означает трансформацию физической инфраструктуры предприятия. Переход в облака поставит выбор между «чистыми» облачными системами и гибридными, куда уйдут данные в зависимости от особенностей организации. А у самого заказчика останутся бизнес-процессы и безопасность. В первом случае предприятие сосредоточится на контроле систем — тех же датчиков, отвечающих за получение данных. Во втором — станет контролировать соблюдение норм законодательства и оберегать свои секреты, чтобы конкуренты не смогли использовать его уникальный опыт. Вот это и будет для заказчика «Интернет вещей», облака и тому подобное».

Для того чтобы начать проект, связанный с IoT или облаками, у бизнеса должен возникнуть запрос на изменение бизнес-процессов, считает Олег Авдеев. Сегодня возникновение такого запроса означает для предприятия инновацию, которую нужно развивать. Через 20 лет этот процесс внедрения инноваций станет непрерывным, и вопроса о том, развивать их или нет, просто не будет возникать.

ИТ в ближайшем будущем: что ждут заказчики и поставщики?. Рис. 3

Отдельный фрагмент дискуссии касался ответственности за возможные инциденты, связанные с передачей данных внутри и между IoT-системами. Вопросы безопасности, естественно, беспокоят каждого заказчика, в том числе и потому, что ответственность за нее несет само предприятие. Между тем клиенты насторожено относятся к перспективе ответственности за инциденты, происходящие из-за сбоев в работе IoT-платформы стороннего поставщика. Участники высказали общую точку зрения, что ответственность за данные, находящиеся внутри ИТ-инфраструктуры заказчика, лежит на нем самом. А вот за возникновение инцидента вне этой инфраструктуры, в облаке или при передаче данных в облако, отвечает уже поставщик услуг.

Общим выводом дискуссии, прошедшей на Softline IT Summit, стало мнение о том, что если говорить не о сегодняшнем дне, а о двух-трехлетней перспективе, то будет неправильно разделять облака, «Интернет вещей» и большие данные. IoT представляет собой новый источник данных, Big Data — новый метод их обработки, а Cloud — среда взаимодействия. ИТ-индустрия должна предложить заказчику новый сервис, способный повысить конкурентоспособность клиента. Это и есть драйвер инноваций, которая может продвигаться как со стороны заказчика, так и со стороны ИТ. Победят те, кто на основе этих трех новых технологий вместе создадут инновационный продукт.

Опубликовано 08.11.2016

Похожие статьи