УправлениеГоссектор

Комплексная безопасность в Ярославской области

Григорий Рудницкий, Ольга Попова | 31.03.2016

Комплексная безопасность в Ярославской области

Безопасность — это задача, которая не может быть решена в рамках ответственности того или иного ведомства.

В настоящее время в российских регионах идет реализация проектов по созданию АПК «Безопасный город». О том, что уже выполнено и что еще предстоит сделать в этом направлении в Ярославской области, рассказывает Эдуард Лысенко, заместитель губернатора — директор департамента информации и связи.

Во многих регионах руководители комитетов по информатизации не отвечают за тематику, касающуюся таких проектов, как «Безопасный город». Ваш регион и, пожалуй, Санкт-Петербург стали исключением из этого правила.

Безопасность — это задача, которая не может быть решена в рамках ответственности того или иного ведомства. Вот почему в нашем регионе, уверен, как и во многих других, работой по внедрению АПК «БГ» управляет коллегиальный орган — межведомственная группа, куда входят представители органов власти всех уровней. Так, департамент информатизации и связи отвечает за техническую реализацию проекта, за госпрограмму безопасности — департамент региональной безопасности. Причем в нашей области направления региональной безопасности, информатизации и связи, а также деятельность ситуационного центра курирует один заместитель губернатора — на данном этапе я.

Что уже сделано и как развивался проект в Ярославской области?

Если говорить о технической реализации АПК «БГ», то, на мой взгляд, мы все еще находимся на ранней стадии его формирования, правда, очень важной. Я имею в виду этап консолидации имеющихся разрозненных ресурсов в единую систему. К примеру, у нас в Рыбинске ЕДДС оснащена программным обеспечением собственной разработки, где есть геоинформационная система, а также набор функций, указанный в типовом задании для комплекса «БГ»: камеры, паспорта объектов, поэтажные планы и подробные карты. Все данные поддерживаются в актуальном состоянии, и могу сказать, что в Рыбинске продвинулись дальше всех в Ярославской области. В целом же по региону у нас работает комплекс ПМБО (Подсистема мониторинга безопасности объектов). Это унаследованное ПО, которое когда-то находилось на «боевом дежурстве» в ГУ МЧС по Ярославской области и называлось «Информационно-аналитический комплекс по ликвидации чрезвычайных ситуаций». В 2010–2011 годах оно перешло на баланс Ситуационного центра губернатора. Сегодня уже новую версию системы мы используем в качестве единого интегрального хранилища для сведений, указанных в ТЗ к типовому АПК «БГ», а также как набор слоев и функций для поддержки и мониторинга оперативной обстановки, что необходимо не только для взаимодействия штабов соответствующих служб, но и для ведения аналитики.

Таким образом аппаратно-программный комплекс «Безопасный город» мы рассматриваем как один из сегментов Ситуационного центра губернатора. В дальнейшем в СЦ будут поступать аналитические данные и информация с городских видеокамер, расположенных в местах массового скопления людей и на самых сложных участках транспортных магистралей. Таковы наши первостепенные задачи, и по этим направлениям сегодня ведется интенсивная работа. Затем на очереди торговые центры и другие объекты. В ПМБО будут направляться и сводки о ДТП, о текущей обстановке со всех ЕДДС, изменение информации из УФМС о зарегистрированных гражданах, а также сведения из органов ЖКХ о реально проживающих гражданах. Кроме того, из всех школ и детских садов планируется поступление сведений о количестве детей, находящихся там в ту или иную учебную смену. Думаю, через полгода нам удастся реализовать эту задачу в едином интегрированном решении.

Расскажите подробнее, какие механизмы мониторинга и прогнозирования заложены в ПМБО на территории Ярославской области? Каковы принципы функционирования системы?

Как я уже отметил, ПМБО позволяет вести реестр всех инцидентов и объектов, требующих повышенного внимания, к ним, в частности, относятся места массового пребывания людей, инфраструктурные и потенциально опасные объекты и многое другое.

В системе реализованы алгоритмы, позволяющие прогнозировать развитие кризисных ситуаций, оценивать возможный социальный и экономический ущерб, а также определять потребности в необходимых силах и средствах. Соответственно, система способна формировать проект Решения КЧС и срочные донесения.

В настоящее время мы занимаемся переносом всех данных ПМБО со старой архитектуры на новую — это более легкий вариант с точки зрения присоединения новых рабочих мест. Сейчас мы и постепенно вводим систему в режим повседневного функционирования со следующим контуром: территориальные подразделения МВД, МЧС, МО, ФСБ и ОМСУ.

Когда возникает кризисная ситуация, то в первую очередь должна реагировать местная администрация. Поэтому сейчас мы уделяем особое внимание совершенствованию ОМСУ. К примеру, расширяем количество источников первичной информации о возникновении экстраординарной ситуации, в частности, увеличивается набор датчиков: появились новые кнопки «гражданин-полиция», постепенно присоединяются системы пожарной сигнализации. А уже далее запускается соответствующий алгоритм анализа, прогнозирования, выработки управленческого решения. Например, в случае затопления территорий при разрушении плотины Угличской ГЭС, мы получаем сценарий, кого и какими средствами следует оповещать.

Вместе с тем, как показывает наш опыт создания системы комплексной безопасности региона, нельзя останавливаться только на задачах текущего управления инцидентами. В рамках второй очереди формирования системы большое внимание будет уделено реализации функций средне- и долгосрочного планирования в сфере комплексной безопасности: мониторингу показателей обеспечения национальной безопасности, анализу и прогнозированию измеримых показателей, решению задач сценарного моделирования, территориальному планированию безопасного развития региона и планированию профилактических мероприятий в сфере комплексной безопасности.

А что с внедрением систем «112» и оповещения?

Что касается системы «112», ее контур пока находится в пилотной стадии. Есть ЕДДС Ярославля и Рыбинска, которые уже давно используют развернутый каталог городских происшествий. Его мы планируем сделать типовым и распространять на другие города региона, в связи с чем в 2016 году поставлена задача завершить построение единого контура системы «112» и муниципального, и областного звена. В 2013-м в рамках исполнения Указа Президента была сформирована региональная комплексная система экстренного оповещения с единым типом рабочего места и набором сценариев. Но для создания единого интегрированного комплекса с рабочими местами на мобильных устройствах и в веб-интерфейсе понадобится еще года полтора.

Ваш Ситуационный центр считается одним из лучших в стране. Какие информационные системы в нем задействованы?

Не стал бы так оценивать. В каждом регионе ситуация своя. Скажу, что проект достойный, и мы готовы делиться опытом. Ключевая цель создания СЦ — организовать единое информационное пространство для всех уровней власти. Это необходимо для осуществления единой политики управления регионом и контроля деятельности органов власти субъекта. Соответственно, цель определяет и набор взаимосвязанных подсистем, составляющих СЦ. Назову лишь некоторые подсистемы отображения информации: озвучивания и аудиоконференции, документирования, видео-конференц-связи, безопасности, комплекс средств вычислительной техники.

Одним из основных инструментов СЦ является информационно-аналитическая система (ИАС). Она аккумулирует и обрабатывает данные, обеспечивая функционирование Ситуационного центра губернатора области по различным направлениям. Система дает возможность пользователям получать достоверную, своевременную и необходимую для принятия управленческих решений информацию, предоставляемую ОИВ и ОМСУ, территориальными органами ФОИВ, иными органами и организациями. ИАС позволяет не только проводить мониторинг процессов социально-экономического развития региона, но и визуализировать их графически, на картографической основе, а также по объектам, с предварительным проведением анализа. Отображение всех сведений осуществляется на стационарных и мобильных устройствах.

Наш Ситуационный центр — это люди, софт, методики по работе с информацией, а самое главное, правильная визуализация в доступном виде, представленная в различных форматах и по различным каналам — веб-интерфейс, мобильное приложение, презентации. Уже действует социально-экономический блок информации, и осуществляется его мониторинг, а также апробирован модуль прогнозирования. В этом году мы хотим добавить к нему демографическую тематику.

Используются ли в операциях прогнозирования Большие данные?

Данные представлены в виде OLAP-хранилищ, к которым уже подключаются методики. Каких-то особых ноу-хау тут нет. Применяется имитационное моделирование и многофакторный анализ. Все это можно называть Большими данными, но я не хотел бы декларировать, что мы их используем. Правильнее будет сказать, что у нас есть большое перспективное OLAP-хранилище. На основе этих данных мы осуществляем математическое моделирование, формируется прогноз, с которым затем работают аналитики.

Являются ли информационные системы, которые используются в вашем Ситуационном центре, самописными или созданы сторонними разработчиками?

Есть и те и другие. К примеру, система прогнозирования разработана Информационно-аналитическим центром Санкт-Петербурга. Его сотрудники накопили огромный опыт, а их алгоритмы отточены за годы эксплуатации. Все это очень близко к жизни, и этим можно пользоваться в реальных условиях. Демографию мы тоже надеемся реализовать на алгоритмах ИАЦ. Прогнозирование чрезвычайных ситуаций у нас базируется на ярославских разработках, стандартизированных в соответствии с требованиями МЧС.

Но может ли система, к примеру, сократить число жертв в пожарах и других чрезвычайных происшествиях?

Может. При реагировании на чрезвычайную ситуацию самая серьезная проблема заключается в том, чтобы прогнозировать число людей, находящихся на тех или иных объектах, и их состояние, сконцентрироваться на спасении живых. При этом пока очень редко можно оперативно найти актуальные данные даже месячной давности. Взаимодействие с УФМС и органами ЖКХ как раз и должно сократить время на принятие решений о направлении усилий для спасения человеческих жизней. Подобные аспекты касаются не только пожаров, но и паводков, химических загрязнений и других происшествий.

Какие проблемы приходится решать при реализации столь масштабного проекта?

Основная проблема — нехватка ресурсов, причем не финансовых, а человеческих. Ведь, по сути, задача по объединению всех ресурсов ставится с нуля: нам нужны люди для центра компетенции по АПК «БГ» — аналитики, архитекторы и разработчики. Эта проблема решаема, но не деньгами. Финансы нужны не для того, чтобы быстро программировать и интегрировать. Главное — добиться, чтобы все, что делается нами, было использовано в соответствующих ведомствах, на рабочих местах сотрудников.

Безопасность Мониторинг Управление проектами

Журнал: Журнал IT-Manager [№ 03/2016], Подписка на журналы

Мысли вслух

Десять лет назад мы говорили о будущем цифры и управления с Пеккой Вильякайненом - технологическим предпринимателем и опытным инноватором. То будущее, о котором мы говорили тогда, наступило. День за днем, со скоростью времени.
Согласно прогнозам Gartner, к 2022 г. 75% организаций, использующих инфраструктуру как сервис (IaaS), будут реализовывать продуманную мультиоблачную стратегию, в то время как в 2017 г. доля таких компаний составляла 49%.
Все жалуются на нехватку времени. Особенно обидно, что его не хватает на самые важные вещи. Совещания, созвоны, подготовка внутренних отчетов, непонятно, насколько нужных, но которые начальство требует так, как будто это именно то, ради чего мы работаем.

Компании сообщают

Мероприятия

ТехноКлуб «Дефицит чипов: как выжить в новой реальности?»
Зеленоград, конгресс-центр ОЭЗ «Технополис Москва»
Бесплатно
04.08.2021
10:30
У лояльных хмурый день светлей.
ОНЛАЙН
09.08.2021 — 10.08.2021
19:00
Международная конференция по информационной безопасности ZeroNights
Санкт-Петербург, Кожевенная линия, 40, «Севкабель Порт»
3 490 руб
25.08.2021
09:00–23:00
Конференция «Кадровый ЭДО: цифровизация на практике»
Москва, отель Метрополь, Театральный проезд, 2
25.08.2021
09:30–17:00