Супермаркет госуслуг
О том, что такое «открытая платформа электронных госуслуг» и как с ее помощью значительно упростить их получение, в интервью журналу IT-MANAGER рассказал заместитель министра связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Алексей Козырев.
В конце прошлого года Минкомсвязи представило новую концепцию развития электронного правительства, получившую название «открытая платформа госуслуг». В чем ее основная суть?
Открытая платформа госуслуг предусматривает предоставление электронных госуслуг на порталах и сайтах федеральных и региональных органов исполнительной власти и даже на порталах коммерческих компаний посредством встраивания в них так называемых виджетов нашего единого портала госуслуг. Ключевая задача открытой платформы – упростить для граждан и бизнеса получение электронных услуг за счет предоставления госуслуг на привычных и часто посещаемых ими сайтах. Также открытая платформа госуслуг позволит разместить на едином портале государственных услуг сервисы, самостоятельно разработанные «под ключ» федеральными и региональными органами исполнительной власти, при условии соблюдения в процессе разработки ряда требований. Открытая платформа предполагает создание библиотеки виджетов, таких, к примеру, как проверка судебных исков, штрафов, налоговых задолженностей, запись детей в детсады, запись на прием к врачу, госрегистрация прав на имущество, оформление и замена паспортов, водительских удостоверений и так далее, которые станут доступны для встраивания в порталы наших партнеров. Аутентификация пользователей при этом будет выполняться средствами портала госуслуг через единую систему идентификации и аутентификации путем вывода pop-up-окна на сайте доверенного партнера.
Чем принципиально отличается этот подход от того, как развивались электронные госуслуги в нашей стране ранее?
Несмотря на то, что предполагалось все государственные и муниципальные услуги реализовать в электронном виде на едином портале государственных услуг, многие федеральные и региональные ведомства начали развивать свои собственные порталы. Некоторые из них стали довольно популярными среди граждан и бизнеса. В результате на сегодняшний день мы видим лоскутное одеяло из государственных сервисов, разбросанных по десяткам порталов в Интернете. При этом те ведомства, которые выводят свои сервисы на единый портал госуслуг, не могут сделать сервис «под ключ». Они самостоятельно разрабатывают бэк-энд и оставляют реализацию интерфейса своего сервиса разработчику единого портала. В результате получается, что ведомства не имеют достаточного контроля над разработкой пользовательского опыта и, как следствие, над конечным качеством электронной государственной услуги. А разработчик единого портала госуслуг, в свою очередь, не может оперативно корректировать бэк-энд для обеспечения качественной реализации интерфейса сервиса. Открытая платформа разрывает этот замкнутый круг и дает возможность ведомствам самостоятельно сделать как бэк-энд, так и интерфейс своего сервиса, который в неизменном виде может отображаться пользователям на порталах доверенных партнеров, подключенных к открытой платформе.
Что при этом изменится для граждан?
Электронные сервисы будут работать быстрее и стабильнее, находить их в Интернете станет гораздо проще, и для использования любого сервиса будет подходить один и тот же логин и пароль, заданный при первоначальной регистрации гражданина на госуслугах.
На каком этапе находится данный проект?
Сейчас открытая платформа госуслуг реализуется нами в рамках пилотного проекта, в котором участвуют ФНС и правительство Москвы. Для тестирования взяты наиболее популярные сервисы, например поиск и проверка ИНН. Постепенно перечень виджетов, размещенных на нашей витрине, будет расширяться. В первую очередь это будут определенные правительством 15 приоритетных услуг федерального уровня, которые требуются большинству граждан: выдача российского внутреннего и заграничного паспорта, регистрация по месту жительства, регистрация собственности и получение выписок из госкадастра, оплата штрафов МВД и так далее. Предполагается, что все они будут реализовываться в виде виджетов, которые мы готовы предоставлять регионам для размещения на их региональных порталах госуслуг.
Как будет обеспечиваться информационная безопасность в рамках данной платформы?
Так же, как и раньше. То есть перед вводом каких-либо персональных данных в систему будут осуществляться идентификация и аутентификация пользователей. Вся работа пользователей с порталами госуслуг через браузер будет осуществляться в защищенном режиме. Виджеты, которые будут размещаться на внешних порталах, технически являются элементами защищенного единого портала госуслуг: современные веб-технологии позволяют бесшовно интегрировать внешний контент в то изображение, которое видит пользователь на экране своего устройства доступа. Если сторонние порталы, использующие эти виджеты, будут следовать нашим требованиям, то никаких проблем с информационной безопасностью не будет.
Какие именно требования предъявляются к участникам данного проекта?
Очень важно, чтобы все участники соблюдали единые стандарты как разработки, так и размещения виджетов на своих порталах. Одним из основных требований стандарта является поддержка единого личного кабинета пользователя с доступом к нему через единую систему идентификации и аутентификации. Кроме того, все порталы должны поддерживать единую навигацию с удобной системой поиска интересующих граждан сервисов. То есть, например, если я захожу на портал правительства Москвы, я должен видеть каталог сервисов и иметь возможность перейти на сайты других ведомств, предоставляющих государственные услуги. Набор таких требований мы как раз сейчас разрабатываем, и все, кто будет готов ему соответствовать, смогут подключиться к нашей открытой платформе госуслуг. Это даст нам возможность сформировать экосистему, чтобы собирать витрины сервисов из отдельных элементов, как из конструктора, и, таким образом, мотивирует всех участников делать свои сервисы более качественными, простыми и понятными для граждан. Минкомсвязь будет выступать в роли регулятора этого процесса. При этом мы сами будем развивать единый портал госуслуг в качестве универсального каталога электронных сервисов, который будет ориентирован на максимально широкую аудиторию граждан. Я уверен, что нам удастся запустить открытую платформу в течение 2015 года.
Каковы, по вашей оценке, основные преимущества открытой платформы госуслуг?
Основным ее преимуществом является децентрализация, заключающаяся в создании экосистемы, в которой все участники взаимодействуют друг с другом на равных: разработчики отвечают за конечный результат работы сервиса, так как делают теперь не только back-end, как раньше, но и front-end, а владельцы сайтов, предоставляющих государственные сервисы, получают в рамках этой экосистемы доступ к любому контенту, а не только к собственным сервисам. Для конечных пользователей, то есть граждан, все это означает возможность получать в конечных точках доступа гораздо больше услуг с более высоким качеством, чем это было ранее.
Каковы планы развития данной платформы в Севастополе и Крыму?
Оба региона уже включены в процесс информатизации госуслуг. В частности, в Крыму работает система записи детей в детские сады. В рамках федеральной целевой программы, направленной на социально-экономическое развития Крыма, предусмотрено финансирование в размере около 300 миллионов рублей на создание в течение трех лет инфраструктуры электронного правительства. Мы уже подготовили конкурс на первый этап этой работы, который предусматривает внедрение информационных систем в региональных органах власти и интеграцию их между собой с возможностью реализации в электронном виде 20 наиболее востребованных госуслуг. Это основная часть инфраструктуры, необходимой для функционирования электронного правительства, и она будет реализована в рамках первого этапа за 2015 год. Кроме того, в Крыму и Севастополе созданы региональные подразделения, которые будут отвечать за эксплуатацию и развитие данной инфраструктуры. При этом, по нашим оценкам, ситуация в Симферополе несколько лучше, так как в Севастополе по-прежнему ощущается нехватка финансовых и людских ресурсов для решения подобного рода задач. Однако все регионы страны оказывают им посильную помощь, делясь как конкретными техническими решениями, так и опытом их реализации.
В чем заключаются основные причины участившихся сбоев в работе региональных порталов госуслуг и как решить эту проблему?
Некоторые сбои происходят из-за возникновения кратковременных пиковых нагрузок на системы электронного правительства, в десятки и сотни раз превышающих нормальные нагрузки на системы. Если говорить о недавнем сбое, связанном с электронной записью детей в первый класс в Санкт-Петербурге, то причина, на мой взгляд, заключалась не в технике, а в том, что региональная нормативная база выстроена таким образом, что запись в школу для всех первоклашек начинается в один день и час, что создает пиковую нагрузку на информационные системы. Хотя никакого смысла в этом нет: записывать детей в школу можно в течение всего года, как это, собственно, уже делается в некоторых регионах. Это намного проще не только для системы, но и для граждан, поскольку им в этом случае не нужно с секундомером ждать наступления «часа икс». Поэтому я глубоко убежден: то, что произошло в Санкт-Петербурге, это не технологическая, а сугубо организационная проблема. Гораздо проще и дешевле внести изменения в нормативно-правовые акты, чем тратить неоправданно большие ресурсы на создание информационной системы под избыточную нагрузку, которая возникает раз в год. Часто перевод госуслуг в электронный вид сводится лишь к замене бумажных документов электронными аналогами. А это в корне неправильно, поскольку современные информационные технологии позволяют предоставлять сервисы вообще по-другому, и в первую очередь с организационной точки зрения. А вообще, сбои – это вполне нормальное явление для любых информационных систем, какими бы надежными они ни были. Главное – уметь быстро и без ущерба их устранять. Для этого на федеральном уровне работает ситуационный центр электронного правительства, который координирует работу всех служб техподдержки: он способен обрабатывать и устранять большое количество инцидентов в режиме реального времени, предотвращая критические ситуации и сбои в предоставлении государственных электронных услуг.
Не секрет, что в прошлом основу всех решений, используемых для создания электронного правительства, составляли проприетарные продукты зарубежных вендоров. Однако с прошлого года государство провозгласило курс на импортозамещение, в том числе и в сфере высоких технологий. Каким образом решается эта задача?
В прошлом году мы разработали новую версию системы межведомственного электронного взаимодействия, которая является фундаментом для функционирования электронного правительства. В ее основе лежит свободное программное обеспечение, позволившее нам отказаться от дорогостоящих импортных проприетарных систем. В этом году мы занимаемся анализом возможностей отказа от проприетарных систем управления базами данных. Кроме того, в апреле мы подготовили рекомендации по использованию свободного ПО в рамках информатизации регионов и надеемся, что наши коллеги будут им следовать. Все это позволит существенно снизить зависимость электронного правительства от импортных технологий и платформ.
Опубликовано 16.06.2015