От безопасного города — к умному городу

Логотип компании
От безопасного города — к умному городу
То, что мы сделали по развитию АПК «Безопасный город», пожалуй, можно назвать самым активным внедрением за последний год, позволяющим перейти к «Информационному обществу».

Сегодня председатель Комитета по информатизации и связи Санкт-Петербурга Денис Чамара расскажет нам о масштабной работе, которая ведется в Северной столице по развертыванию систем городской безопасности, предоставлению госуслуг не только гражданам, но и бизнесу, а также реализации полезных сервисов таких, как «умный» транспорт и бесплатная городская сеть Wi-Fi.

Что изменилось за последний год в сфере информатизации Санкт-Петербурга?

У нас очень активно проводится внедрение элементов аппаратно-программного комплекса «Безопасный город» — его мы уже показывали заместителю главы МЧС Александру Чуприяну и получили достаточно положительный отклик. Во-первых, завершаются работы по созданию Единого центра АПК «Безопасный город». В открытии Единого центра 26 мая 2017 года приняли участие Губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко и глава ГУ МЧС по Санкт-Петербургу Алексей Аникин. На самом деле, этот центр абсолютно уникальный не только для Санкт-Петербурга – это первый подобный центр в нашей стране. В одном здании, в одном пространстве располагаются различные ведомства и службы, которые обеспечивают безопасность жизнедеятельности нашего города и его жителей. Это и Служба экстренных вызовов 112, и Дежурная служба Губернатора, Центр управления транспортом, подразделения МЧС и силовых ведомств. Все эти службы работают в тесном взаимодействии между собой, следя за оперативной обстановкой и безопасностью в городе. Размещение их на одной площадке в целом повысит координацию и эффективность работы городских властей и служб – службы быстрого реагирования, экстренные оперативные службы, аварийно-восстановительные службы, службы ЖКХ, транспорта и др. Всё это в перспективе приведёт к снижению количества различного рода происшествий в городе, повышению уровня раскрываемости преступлений и общего уровня общественной безопасности.

 Во-вторых, создана подсистема поддержки принятия управленческих решений, позволяющая различным ведомствам координировать силы и средства при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. В-третьих, построена автоматизированная система «Региональный центр управления транспортом», способная действовать также в режиме разрешения инцидентов.

То, что мы сделали по развитию АПК «Безопасный город», пожалуй, можно назвать самым активным внедрением за последний год, позволяющим перейти к «Информационному обществу». Ведь сегодня информатизация глубоко вошла в нашу жизнь, по крайней мере в мегаполисах. В настоящий момент одним из приоритетных направлений деятельности в области государственного управления является переход к так называемой цифровой экономике. В наиболее продвинутых регионах этот процесс уже запущен, и Санкт-Петербург не является исключением. Одним из наиболее важных проектов, реализуемых под личным контролем Губернатора Санкт-Петербурга, является «Умный город». Это пока рабочее название, но оно вполне отражает суть того, что на уровне субъекта мы начинаем внедрять элементы, на основе которых и будет построен «Умный город».

«Безопасный город» — одна из важнейших вех на пути к «Умному городу». Как развивается сама информационная платформа?

В апреле мы завершили процесс сдачи информационной платформы, сейчас оформляется документация. Именно на этой платформе мы работали 3 апреля, когда в Петербурге произошли всем известные трагические события. С 3 апреля и ежедневно Центр управления кризисными ситуациями параллельно работает и в системе «Безопасный город».

Мы понимаем, что АПК «Безопасный город» — не панацея, а лишь инструмент, позволяющий четко регламентировать действия всех служб, контролировать и дисциплинировать их. Это, по сути, новая культура обеспечения безопасности — общественной, транспортной, экологической. Это работа разных ведомств, объединенных едиными регламентами взаимодействия. Могу сказать, что при возникновении критических ситуаций «Безопасный город» способен сократить время реагирования, сроки принятия решений. Что касается профилактики, здесь сказать сложно. У силовых структур существуют разные подходы, но свой инструментарий мы тоже готовы развивать и адаптировать к различным потребностям.

Система видеонаблюдения в метрополитене связана с АПК «Безопасный город»?

Нормативно она включена в состав «Безопасного города». Мы долго шли к такому решению. В метрополитене существуют разные технические комплексы, интегрируемые с «Безопасным городом». Тем не менее, мы нашли техническую возможность, позволяющую интегрировать видеонаблюдение в метрополитене с общегородским, как организационно, так и технически. Реализована тестовая зона для передачи видеопотоков с камер метрополитена в городскую систему видеонаблюдения с некоторых станций метро. Ту или иную ситуацию снять можно, показав видеопоток с камер, расположенных на станциях, вошедших в пилотную зону. Раньше приходилось работать в двух системах, сейчас будет одна. Благодаря этой интеграции, мы в Ситуационном центре смогли транслировать картинку с места событий.

Недавно в СМИ появилась информация о том, что в метрополитене Санкт-Петербурга будет предоставляться доступ к Интернету по Wi-Fi. Что уже делается в данном направлении?

Могу сказать, что сейчас сдается в эксплуатацию бесплатная Wi-Fi-сеть на четвертой линии метрополитена. На остальных линиях пока идут пусконаладочные работы. В качестве оператора руководство метрополитена выбрало компанию «Максима Телеком». Этот оператор построил сеть и в метрополитене Москвы.

В историческом центре Санкт-Петербурга и на мостах уже работает сеть Wi-Fi. Есть ли уже какие-то данные по ее использованию?

С момента запуска проекта прошло четыре месяца. Подключено больше 350 тысяч пользовательских устройств. Скорость передачи данных в среднем составляет более 4 Мбит/с на устройство. Сеть охватывает 10 квадратных километров в центральной части Петербурга. После тестового периода карта покрытия будет передана в публичный доступ, чтобы любой желающий мог узнать, где уже действует бесплатный городской Интернет. Мы также готовы к любым замечаниям о неработающей или недостаточно хорошо работающей сети. На девяти мостах (Сампсониевский, Володарский, Биржевой, Большой Петровский, Каменноостровский, Александра Невского, Литейный, Ждановский, Благовещенский) сеть функционирует с 1 апреля. 

В городе реализуется проект по внедрению «умного» транспорта, в частности делаются шаги к отказу от кондукторов, контролю расписания движения и т. д. Что уже сделано?

Уже есть прототип, который работает на автобусном маршруте № 36. На остановке, расположенной на углу Бассейной улицы и Московского проспекта, будет реализован ряд интеллектуальных функций, касающихся оплаты, отслеживания и безопасности движения. Табло с информацией о времени прибытия автобуса, автоматизированная продажа билетов, подсчет пассажиров, видеонаблюдение, отставание от маршрута с информацией о ее причинах —- все это позволяет в интеллектуальном режиме управлять транспортным потоком, задействуя весь подвижной состав городского пассажирского транспорта. Конечно, мы не изобретаем велосипед, а берем готовые технологии и адаптируем к нашим нуждам. С учетом значительного объема планируемых работ и целесообразности их последовательного и неразрывного выполнения, оптимальным решением является поэтапное внедрение процессов в течение двух-трех лет.

Вы реализовали Единую систему строительного комплекса (ЕССК), которая позволяет застройщикам, юридическим лицам, получать госуслуги через портал. Есть ли уже первые отзывы от компаний?

С 1 мая внедрены 24 услуги. Отработано свыше половины заявлений, поданных в электронном виде за три месяца. Строительный рынок небольшой, компаний мало, но каждое заявление — это ведь не одна бумажка, а пакет документов. С внедрением такой системы бизнес получает помощь в преодолении административных барьеров. Мы стали более открытыми для бизнеса, для застройщиков. Для непосредственных пользователей (исполнителей в органах власти) система предлагает значительное сокращение временных издержек на обмен сведениями, обеспечивает структурированное хранение больших объемов документов от заявителей и при этом позволяет быстро отыскать нужную информацию. Такие возможности системы сейчас очень востребованы, учитывая объемы информации, которые обрабатываются в органах власти, в том числе при исполнении процедур строительной сферы. Есть, конечно, у застройщиков пожелания по внедрению еще 15 услуг, причем Губернатор поддержал такое внедрение, и нам до конца года предстоит их реализовать. Государство должно идти навстречу бизнесу, чтобы ему стало легче работать.

Комитет создает удобные инструменты для реализации государственных услуг, предназначенных не только для граждан, но и для бизнеса. Но есть немало проблем, касающихся коммуникаций с различными ведомствами. К примеру, можно записаться к врачу в электронном виде, но чтобы это сделать, необходимо сначала физически посетить ее с полисом ОМС и паспортом. При получении загранпаспорта через портал нельзя осуществить оплату. Подобные мелочи портят общее впечатление от такой замечательной вещи, как «Электронное правительство». Что нужно сделать, чтобы граждане могли все услуги «от и до» получать в удаленном виде, а не стоять в очередях?

Это все относится к межведомственному электронному взаимодействию. Взять, к примеру, систему ЕССК. Мы ее вывели в ранг приоритетного проекта для города. В рамках Проектного офиса развиваем межведомственное взаимодействие со всеми структурами. Анализируем места в системе, где этого взаимодействия не хватает. Существуют, скажем, противоречия между федеральными и региональными ведомствами. Но здесь дело за нормативными вопросами, без них ничего не может быть решено. «Подружить» ведомства очень непросто. Во-первых, необходимо четкое и грамотное проектное управление, во-вторых, нужны соглашения и административные регламенты. То есть нормативные и административные меры. Есть вещи, которые мы сможем устранить в ближайшем будущем, есть пока неустранимые. Я согласен, что все это дискредитирует идею электронных госуслуг, однако работа по устранению такого рода барьеров ведется.

И последний вопрос. Этот спецвыпуск нашего журнала традиционно выходит в преддверии форума «IT-Диалог». О каких проектах вы будете рассказывать его участникам?

Работа форума «IT-Диалог» будет вестись по трем направлениям: «Инновации», «Безопасность» и «Телекоммуникации». Мы будем рассказывать о развитии АПК «Безопасный город», о работе со строительным комплексом как о примере бизнес-ориентированных госуслуг. Из горячих тем хотелось бы отметить импортозамещение, которое у нас тоже очень активно представлено. Так, в метрополитене мы тестируем отечественное оборудование для оперативной связи. Это хорошая конкуренция западным продуктам, в первую очередь производства американской компании Motorola. Расскажем и об импортозамещении в сфере программного обеспечения. Минкомсвязь России очень внимательно относится к этому вопросу, и у нас есть, чем поделиться с коллегами. Кроме того, в рамках форума мы планируем обсудить вопросы создания благоприятных условий для развития цифровой экономики в Российской Федерации, предполагающей переход на качественно новый уровень использования информационно-телекоммуникационных технологий во всех сферах жизни общества.

 

 

 

Опубликовано 04.07.2017

Похожие статьи