Идти своим путем

Логотип компании
Идти своим путем
В Нижегородской области развивается целый ряд ИТ-проектов, от системы «112» до создания регионального ИТ-кластера, не похожего на другие

В Нижегородской области развивается целый ряд ИТ-проектов, от системы «112» до создания регионального ИТ-кластера, не похожего на другие. С какими проблемами и задачами сталкиваются здесь ИТ-специалисты? Все ли удается решить? Об этом нам рассказал Сергей Кучин, министр информационных технологий, связи и средств массовой информации региона.

В прошлом году в вашем регионе была внедрена система единого вызова экстренных служб «112». Что она собой представляет?

Система «112» — один из сегментов аппаратно-программного комплекса «Безопасный город». В Нижнем Новгороде система «112» работает в полном объеме, принимаем, «боевые» звонки. Во всей области система работает в формате опытной эксплуатации, но уже в конце текущего года будет переведена режим полной функциональности. Проект в принципе не имеет каких-то особенностей. У нас реализовано универсальное решение, разработанное МЧС России совместно с компанией «Протей» и рекомендованное субъектам Федерации. Сам продукт бесплатный, но внедрение и сопровождение требуют денег, однако для нас этот вариант оказался намного дешевле, чем другие конкурирующие разработки. Вообще, МЧС России сделало очень правильно, создав за счет бюджета продукт, который можно было бы предложить всем субъектам, учитывая, что требования для таких систем формируются на федеральном, а не на региональном уровне. Разрешение запустить систему дают МЧС и Минкомсвязи, и ответственность за нее несут тоже федеральные ведомства. Самым сложным в проекте была подготовка к запуску на муниципальном уровне. Требовалось подготовить диспетчерские службы, персонал, закупить оборудование и программное обеспечение. Но этот этап уже практически завершен.

Мы начали принимать звонки от граждан в Нижнем Новгороде с 6 февраля текущего года. Уже работают опытные операционисты и есть необходимая статистика, так что муниципальным органам можно будет идти по протоптанной дорожке. И хотя в некоторых регионах система «112» уже внедрена и действует, это все равно новое направление. А потому было необходимо подготовить толковых специалистов. Мы продолжаем обучать людей, у нас создан свой Учебный центр. Вообще, это очень непростая работа, учитывая психологическую нагрузку и очень высокую ответственность при невысоких заработных платах, все-таки этим занимается Государственное казенное учреждение.

Конечно, к нам поступает немалое количество непрофильных звонков. Примерно половина вызовов — ложные либо ошибочные. Львиная доля таких запросов представляет собой просто проверку работы мобильных телефонов в сетях розничных продаж. Набираешь «112», тебе отвечает оператор, значит, телефон работает. Мы только из Нижнего Новгорода принимаем около тысячи подобных вызовов ежедневно. Мы обращались к ретейлерам, к сотовым операторам. Стараемся держать данный вопрос на контроле. Но это непросто, поскольку телефон при таком звонке не определяется, ведь его можно осуществить без SIM-карты. Определяется только уникальный код, по которому довольно сложно вычислить, откуда пришел звонок. Поэтому сейчас думаем над механизмами определения местоположения нарушителей и мотивации их к тому, чтобы как можно реже осуществлять такие ложные вызовы. Все-таки может возникнуть и такая ситуация, что оператор не успеет принять реальный вызов, поскольку ему придется реагировать на ложный. Хотя, конечно, стараемся таких ситуаций не допускать. Штат операторов рассчитан исходя из количества звонков, которое мы принимаем, независимо от того, реальные они или нет. Если мы вдвое снизим количество вызовов, избавившись от ложных звонков, можно будет уменьшить штат и, либо платить операторам более высокую зарплату, либо просто экономить бюджетные средства.

Что изменилось за последний год в сфере «Электронного правительства»? Сколько государственных услуг переведено в электронный вид и доступно на региональном портале? Какие из этих услуг самые популярные?

Принципиальных изменений за прошедший год не было, причем не только у нас, но и в целом по стране. Это поступательный процесс, количество постепенно переходит в качество. Сегодня на нашем портале доступно около 150 региональных услуг, примерно 1500 муниципальных, а также около 700 федеральных услуг. Как известно, сейчас прорабатывается проект по переводу всех региональных порталов на единую площадку, на федеральный портал. Я считаю, что идея правильная и очень хорошая. Если у региона нет своего ресурса, то и нет смысла изобретать велосипед, а нужно использовать то, что уже создано, переводить туда свои услуги. Но у Нижегородской области уже существует вполне эффективный портал. Минкомсвязи по результатам аналитики включило нас в число регионов, которым рекомендуется продолжать развивать собственный портал госуслуг. Мы не хотим потерять то, что есть, поскольку наш ресурс по количеству и качеству услуг, а также по удобству использования является одним из самых посещаемых региональных порталов. Тем более что для нас его содержание обходится дешевле, чем перевод всего на федеральный портал.

Самыми популярными сегодня являются госуслуги федерального уровня. Это выдача паспортов, оформление прав на имущество через Росреестр, налоговые услуги. Что касается регионального спектра самых популярных услуг, здесь на первом месте медицинские сервисы (запись на прием к врачу), запись в образовательные учреждения (школы и детские сады), информирование о льготах, пенсиях, компенсациях, предоставление справок и т. д. Популярностью пользуются и всевозможные информационные сервисы, за которыми граждане также обращаются на портал — поиск различных социальных учреждений, информация о правилах расчета пособий, взаимодействие со структурами ЖКХ, подсчет оплаты за потребляемые ресурсы и многое другое. Конечно, много сервисов «транзитных», которые находятся на сторонних ведомственных ресурсах, а портал представляет собой единую точку входа для всех.

В Санкт-Петербурге и Ленинградской области развивается такое направление, как госуслуги для бизнеса, для строительной индустрии. Есть ли что-то подобное в вашем регионе?

Уже есть и было изначально. Среди услуг для юридических лиц наиболее популярны сервисы, связанные с имущественными отношениями. Одним из первых сервисов для юридических лиц, который мы реализовали, является взаимодействие с Инвестиционным советом при губернаторе. Уже несколько лет у нас работает услуга по подаче заявки на рассмотрение Инвестиционного совета. Она подается полностью в электронном виде, а затем заявитель может отслеживать ход ее рассмотрения. Многие разрешительные процедуры со стороны региональных и муниципальных органов также реализованы на портале. Наши коллеги через МФЦ сегодня прорабатывают вопросы отдельного предоставления госуслуг для юридических лиц.

В Нижегородской области создается ИТ-кластер. Какие задачи он будет выполнять?

ИТ-кластеры — очень богатая и интересная тема. Понятийный аппарат по ней сегодня отсутствует. С технопарками и ИТ-парками более-менее разобрались, но многие до сих пор ставят знак равенства между понятиями «ИТ-кластер» и «ИТ-парк». Сегодня в России несколько видов ИТ-кластеров, принципиально отличающихся друг от друга. К примеру, в Новосибирске ИТ-кластер создан на базе накопленного в течение многих лет научного потенциала. Совершенно другая ситуация и другие инструменты в «Сколково». Там главный инструмент - большие деньги, распределение ресурсов, предоставление различных льгот и преференций для продвижения проектов. В Татарстане есть «Иннополис» — большой инфраструктурный проект, целый город, созданный с нуля. Людей собрали на одной площадке, создали им благоприятную среду для генерации проектов в сфере информационных технологий. Вот это три наиболее ярких и показательных примера. У нас в Нижнем Новгороде тоже есть подобная площадка. Она называется не ИТ-парком, а технопарком, поскольку резидентами яаляются компании не только в сфере информационных технологий, но и многих других — биотехнологий, автопрома, судостроительной и химической отраслей и т. д.

В стратегии развития Нижегородской области определено несколько кластерных направлений, исходя из особенностей региона. К примеру, у нас очень сильная автомобильная промышленность. Этому направлению уделяется серьезное внимание, ведь здесь работает множество предприятий. Также можно сказать о кластере химической промышленности, поскольку у нас есть несколько крупных предприятий, взаимодействующих друг с другом. Конечно, нельзя не упомянуть кластер атомной промышленности, так как у нас есть структуры Росатома в Сарове. ИТ-кластера как такового у нас не существовало, и когда мы разработали концепцию развития информационных технологий в Нижегородской области, возник вопрос, почему мы не выделяем ИТ-кластер. В результате обсуждения мы нашли предпосылки к созданию ИТ-кластера, причем он будет отличаться от всех остальных. У нас есть все составляющие, которые имеются и в других регионах. Есть высшая школа, готовящая большое число специалистов высококонкурентного уровня. Есть инфраструктура поддержки (бизнес-инкубаторы, технопарк, набор государственных преференций). Есть площадка — технопарк «Акундиновка», на базе которой можно собирать компании. Наконец, у нас очень богатый ИТ-рынок, на котором действует много крупных компаний, большая доля аутсорсинговых услуг. Многие разработки этих компаний ориентированы на конкретных потребителей, находящихся тоже в нашем регионе. Относительная близость к Москве и менее высокий уровень заработной платы — это тоже наши конкурентные преимущества. Единственное, чего нам не хватает, это «национальной идеи», которая могла бы все это объединить. У всех ведь свои задачи: у госструктур свои, у крупного бизнеса свои, у мелкого тоже свои. Мы считаем, что все наши конкурентные преимущества и особенности позволяют нам говорит о единой среде, которую мы и назвали ИТ-кластером.

Как в Нижегородской области осуществляется переход государственных структур на российские ИТ-решения в рамках программы по импортозамещению?

Мы находимся в рамках законодательства, которое требует при новых закупках обращать внимание на российский софт из Единого реестра. Принят региональный план по импортозамещению в органах государственной власти. У госсектора есть ряд информационных систем и других ресурсов, есть рабочие места сотрудников. Все они используют программное обеспечение. Наш план импортозамещения предусматривает, что мы будем закупать российский софт по мере вывода из эксплуатации зарубежных продуктов. Если зарубежное ПО работает, отвечает нашим требованиям, если есть действующая лицензия, то мы продолжаем его использовать и не будем завтра менять его на российское. Нами уже сформировано девять различных наборов ПО для рабочих мест, в зависимости от задач, которые решают разные категории сотрудников. Разумеется, все российское ПО нами тщательно выбирается и тестируется. Конечно, о полном импортозамещении говорит пока рано, далеко не для всех задач имеется ПО в Едином реестре. Кроме того, некоторые федеральные сервисы до сих пор работают только с зарубежным ПО, например с браузером Internet Explorer.

Ваш регион является одним из лидеров по распространению цифрового телевидения. Как удалось достичь таких показателей?

Читайте также
Основатель и арт-директор дизайн-команды Charger расскажет, почему компания предпочитает работать с Junior-специалистами. Какие методы использует Charger для обучения и развития сотрудников? Как поддерживается корпоративная культура в команде на удалёнке? С какими трудностями сталкивается Charger при подборе новых сотрудников?

Главное — мы наладили хорошие отношения с исполнителем Федеральной государственной программы развития цифрового ТВ, ФГУП «РТРС». Это федеральное предприятие, и программа реализовывалась на федеральные деньги. Мы заключили с исполнителем соглашение и работали плечом к плечу, у нас был общий коллегиальный орган, который принимал решения. Самым сложным в этом проекте стало оформление земельных участков, выдача соглашений и технических условий. Здесь требовалось взаимодействие всех органов власти, в том числе муниципалитетов и коммерческих компаний. Все вопросы мы решали сообща. Это позволило нам добиться одной из самых высоких в стране скоростей построения сети цифрового ТВ. Сегодня 98 процентов населения области могут смотреть программы первого мультиплекса, а 70 процентов – и второго мультиплекса.

И последний вопрос. Как вы бы оценили ситуацию с распространением инфраструктуры широкополосного и мобильного интернета в вашей области?

Если говорить о наличии связи как таковой, она работает на всей территории. Все операторы у нас присутствуют. Есть, конечно, белые пятна, где есть только один оператор. Остальным просто нецелесообразно туда приходить. В таких местах даже не везде имеется 3G-связь, поскольку она не окупается. Но в целом наша область достаточно хорошо покрыта мобильной связью, в том числе и 4G. Конечно, потребности населения растут, но экономические возможности не всегда успевают за ними. В нашем регионе операторы вкладывают в создание инфраструктуры связи примерно 8–10 млрд рублей в год, а мы им всемерно помогаем, в том числе и по снятию административных барьеров. 

Опубликовано 04.07.2017

Похожие статьи