ИТ улучшают город

Логотип компании
Думаю, что в дальнейшем будут использоваться преимущества дистанционной работы. Это удобно, быстро, позволяет существенно сэкономить время. Безусловно, будут развиваться прорывные проекты, например, по квантовой криптографии и по регуляторной «песочнице».

Станислав Казарин возглавил Комитет по информатизации и связи Санкт-Петербурга в декабре 2019 года. И менее чем через три месяца ему пришлось решать задачи, которые никто до него не решал: обеспечивать стабильную работу ИТ-инфраструктуры одного из крупнейших российских мегаполисов в условиях мировой пандемии. Как проходило боевое крещение и с чем пришлось столкнуться за это время, глава Комитета рассказал в интервью журналу IT Manager.

Сейчас, когда бизнес в стране массово ушел на «удаленку», выросла нагрузка на ИТ-департаменты предприятий. Именно они обеспечивают непрерывную работу компаний. А как обстоят дела в госсекторе? Прибавилось ли работы Комитету?

События, которые начались два месяца назад, несомненно повлияли на работу исполнительных органов государственной власти города. Достаточно сказать, что примерно в 20–30 раз увеличилась нагрузка на видео-конференц-связь, так как многие перевели в режим видеоконференций значительную часть своей совещательной работы. Эти мероприятия проводятся как по защищенной сети, так и с использованием публичных видеосервисов. Мы ежедневно организуем 10–12 таких видеоконференций.

Второй момент – удаленная работа. Сегодня около девяти тысяч сотрудников правительства Санкт-Петербурга и подведомственных учреждений получили соответствующий доступ и могут работать удаленно. Ежедневно мы фиксируем, что 500–600 человек одновременно работают с информационными сервисами администрации города. На протяжении последних 15 лет Комитетом создавалась мощная ИТ-инфраструктура ИОГВ Санкт-Петербурга и подведомственных организаций, которая в текущих условиях позволяет обеспечить всех работников удаленным доступом к информационным системам и сервисам, необходимым для дистанционной работы. Мы фиксируем стабильную и устойчивую работу всех сервисов.


До объявления пандемии в Комитете реализовывалось множество инфраструктурных проектов. От каких пришлось отказаться, а какие продолжают развиваться?

Действительно, ситуация сложная. Нам, к сожалению, пришлось отказаться от развития некоторых информационных систем. Однако мы смогли сохранить, например, ключевые проекты по развитию «Системы-112» и региональной автоматизированной системы централизованного оповещения (РАСЦО).

Систему РАСЦО многие петербуржцы в этом году успели оценить в работе. Впервые мы запустили систему в подобном режиме. И она блестяще себя показала. Практически с самого начала введения ограничительных мер мы задействуем систему для оповещения жителей о действующих ограничениях и необходимости соблюдать осторожность Соответственно, город заинтересован в дальнейшем развитии этой системы.

Однозначно будут реализовываться национальные проекты. Также будет продолжаться подключение к Единой мультисервисной телекоммуникационной сети (ЕМТС) объектов социальной инфраструктуры, школ, детских садов, объектов культуры. Всё, что запланировано касательно ЕМТС, будет реализовано в этом году. Адресная инвестиционная программа у Комитета сохранена.

Сохранятся проекты, связанные с развитием государственных услуг. Мы видим, что среди жителей получение госуслуг через порталы действительно высоко востребовано в сложившихся условиях.

К сожалению, пришлось отказаться от нескольких проектов, связанных с системой фотовидеофиксации, но мы рассчитываем вернуться к ним в 2021 году. Сэкономленные финансовые средства будут направлены на борьбу с распространением и лечением коронавирусной инфекции, что сегодня несомненно является приоритетом.

По разным оценкам, до 30% ИТ-компаний будут вынуждены прекратить существование. У многих сейчас одна надежда – на государственные заказы. Планируется ли продолжать сотрудничество с вендорами и интеграторами ИТ-решений?

На мой взгляд, говорить о прогнозе в 30% не только рано – мы еще находимся в активной стадии смены парадигмы на фоне продолжающейся пандемии, – но и не вполне корректно. Я считаю, что ИТ-рынок всегда восприимчив к переменам. Компании растут, развиваются, объединяются, делятся. И данный кризис можно рассматривать как некую перегруппировку на рынке, которая позволит в том числе повысить производительность труда. Но большинство компаний пройдут этот сложный период.

Заказы со стороны государства сохранятся, хотя мы существенно урезали расходы, связанные с сопровождением некоторых государственных систем. Однако по-прежнему останутся приоритетными направления деятельности, связанные с образованием и здравоохранением.

Вместе с тем надо четко осознавать и то, что государственный заказ – это сложная работа, ориентированная прежде всего на решение базовых задач обеспечения жизнедеятельности города и реализацию функций и полномочий органов власти и управления. Есть сферы деятельности и государственные информационные системы, для которых, в силу их специфики (связанной в том числе с обеспечением законных прав и интересов граждан), нежелательно, а иногда и невозможно привлечение к работам ИТ-компаний, чья деятельность определяется исключительно рыночными факторами и зависит от неопределенного круга лиц, влияющих на принятие решений. Для прочих текущих задач города, включая развитие цифровой экономики в различных сферах, использование конкурентных инструментов госзакупок предоставляет равные возможности для продвижения своих продуктов и услуг всем добросовестным участникам рынка, в том числе вендорам и системным интеграторам. Не думаю, что в данном вопросе будут существенные изменения – сотрудничество с вендорами и интеграторами ИТ-решений, конечно, будет продолжаться, правда, с учетом финансовых возможностей.

После того как президент РФ Владимир Путин поручил Министерству цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ организовать эвакуацию граждан из разных стран, аэропорт Пулково стал одним из пунктов приема для бортов, прибывающих из-за границы. Организация приема пассажиров была поручена правительству Санкт-Петербурга и Роспотребнадзору. Расскажите о роли Комитета по информатизации и связи. Какие задачи были поставлены и как они решаются?

Действительно, Санкт-Петербург стал одной из транзитных точек, куда прибывают рейсы из разных стран с жителями не только нашего города и Ленинградской области, но и других регионов страны. Первый борт, который мы приняли в начале апреля, показал, что без информационной системы огромный пласт работы будет выполняться в ручном режиме, в результате процесс затянется на несколько часов, что абсолютно неприемлемо для уставших людей, которые провели долгие часы в дороге.

Правительством Санкт-Петербурга был сформирован оперативный штаб по организации встречи наших соотечественников, в состав которого вошли представители Комитета по информатизации и связи. В течение нескольких дней подведомственным Комитету СПб ГУП «Санкт-Петербургский информационно-аналитический центр» было разработано соответствующее программное обеспечение.

Две другие наши подведомственные организации – СПб ГУП «Автоматическая телефонная станция Смольного» и СПб ГКУ «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» – в рекордно короткие сроки в зоне прилета аэропорта Пулково организовали локально-вычислительную сеть на 16 рабочих мест для сотрудников Роспотребнадзора.

Все рабочие места подключены к Единой мультисервисной телекоммуникационной сети, которая является единой надежной информационной инфраструктурой передачи данных исполнительных органов государственной власти нашего города и позволяет осуществлять межведомственное взаимодействие по защищенным каналам связи.

Для контроля ситуации СПб ГУП «АТС Смольного» были смонтированы камеры видеонаблюдения в зоне работы сотрудников Роспотребнадзора. Координировать работу ведомств при встрече эвакуационных рейсов помогает и развернутая СПб ГУП «АТС Смольного» на территории аэропорта Пулково дополнительная базовая станция стандарта ТЕТРА.

Необходимо было установить фактическое место проживания пассажиров, так как не все проживают по месту регистрации, надо было определить, можно ли отвезти человека домой на двухнедельную изоляцию или его нужно доставить в обсервацию в выбранный санаторий. Эта работа проводилась совместно с представителями силовых структур, которые могли проверить всех пассажиров в тот момент, когда самолет еще находился в воздухе. Мы оперативно обрабатывали эти данные, сравнивали с базами таким образом, что по прилете 99% пассажиров уже могли быть сгруппированы и отправлены по соответствующим маршрутам.

Первые рейсы, конечно, давались сложно, так как система, которая была создана в столь сжатые сроки, проходила опытную эксплуатацию и дорабатывалась. Сейчас она работает как часы, вплоть до определения оптимального маршрута для развозки всех пассажиров.

Как контролируется соблюдение изоляционных мер для тех, кто недавно прилетел? Как информационные системы и системы видеонаблюдения города обеспечивают этот карантин?

Контроль в городе ведется доступными и известными средствами. В первую очередь это касается перемещения сотового телефона. Все телефоны граждан, которые пересекли границу Российской Федерации, на 14 дней попадали в базу Министерства цифрового развития и массовых коммуникаций РФ. Перемещения между базовыми станциями фиксируются, и определить отклонение от домашней станции несложно. Роскомнадзор определил, что мониторинг нахождения сотового телефона не является нарушением прав граждан – тех, кто получил предписание на самоизоляцию. Во вторую очередь следить за соблюдением режима помогает городская система видеонаблюдения. Хотелось бы отметить помощь коллег из ДИТ Москвы с использованием уже имеющихся в Москве серверных мощностей – так, развертывание собственных дополнительных мощностей в Санкт-Петербурге не потребовалось. Ростелеком обеспечил скоростной канал доступа между нашими городами, связав между собой два защищенных ЦОДа, обработка видеопотока ведется в ЦОДе Москвы. Нарушения фиксируются, и данные передаются в правоохранительные органы. Добавлю, что темные очки, кепка и маска не помогают скрыть личность, система прекрасно идентифицирует человека.

Однако большинство граждан все же добросовестно относятся к ограничениям и соблюдают карантинный режим.

Как вы считаете, изменится ли ИТ-среда города после окончания карантина? Как подготовиться к этим изменениям?

В первую очередь мы говорим об ИТ-инфраструктуре. Я считаю, что она достойно выдержала нагрузки, особенно в первые дни самоизоляции. Мы определяли рост трафика на 30% по всем фиксированным сетям и примерно 12–13% по мобильным сетям. Уверен, что в дальнейшем качество связи будет расти, так же как и требования к нему. Думаю, что останется на повестке вопрос резервирования каналов: нужен не один оператор, а минимум два, иногда это может существенно повлиять на ситуацию. Там, где у нас обнаружились проблемы со связью, будут проведены дополнительные каналы, чтобы не рассчитывать только на мобильных операторов.

Следующий вопрос – дистанционные сервисы. Наша система образования получила первый боевой опыт. В этой сфере предстоит большая работа с сервисами, как государственными, так и негосударственными.

Будут серьезные изменения в цифровизации здравоохранения. Во время пандемии обнаружилась серьезная нехватка управленческих данных. Нам нужно наращивать количество оперативных данных, собираемых без нагрузки на медицинский персонал.

Еще одно изменение – сервисы для граждан. Для того чтобы своевременно уведомлять граждан об изменениях в работе транспорта, например, требуется соответствующее приложение. Большое количество сервисов связано с досугом, ведь огромным успехом сегодня пользуются онлайн-концерты, экскурсии по музеям. Многие останутся потребителями этих сервисов и после окончания пандемии.

Думаю, что в дальнейшем будут использоваться преимущества дистанционной работы. Это удобно, быстро, позволяет существенно сэкономить время.

Безусловно, будут развиваться прорывные проекты, например, по квантовой криптографии и по регуляторной «песочнице».

Конечно, после окончания пандемии ИТ-среда города изменится – причем в сторону расширения и углубления внедрения технологий в нашу жизнь. Общество по объективным причинам довольно быстро познало все преимущества цифровизации. В ближайшее время мы выйдем из самоизоляции в обновленный мир с массовым пониманием того факта, что, хотя одной дистанционной работой обеспечить дальнейшее развитие общества и невозможно, но за ИТ-сферой в любом случае остается решение возрастающего количества задач.

ИТ улучшают город. Рис. 1

Опубликовано 28.05.2020

Похожие статьи