Экосистема цифрового города

Логотип компании
В Северной столице идет работа по созданию единой экосистемы сервисов. Как с одной стороны она сможет в будущем упростить управление мегаполисом, а с другой – сделать его среду более комфортной для горожан, рассказывает председатель Комитета по информатизации и связи Санкт-Петербурга Станислав Казарин.

Мобильные сервисы давно вошли в ежедневную жизнь жителей Северной Столицы. Записаться к врачу, проверить штрафы, начисления по налогам, оплатить коммунальные платежи, узнать о культурных и спортивных мероприятиях – все это и многое другое можно сделать с помощью нескольких кликов в личном смартфоне. Но время не стоит на месте, сегодня в городе идет работа по созданию единой экосистемы сервисов. Как с одной стороны она сможет в будущем упростить управление мегаполисом, а с другой – сделать его среду более комфортной для горожан рассказывает журналу IT Manager председатель Комитета по информатизации и связи Санкт-Петербурга Станислав Казарин.

Что собой представляет экосистема мобильных сервисов Санкт-Петербурга?

Я бы предпочел использовать более широкое понятие – «Экосистема городских сервисов». Городские сервисы могут быть любыми: мобильными, десктопными, встроенными в беспилотники и т. д. Главное, чтобы они были удобны в использовании, понятны и доступны большинству граждан.

Под экосистемой городских сервисов мы понимаем такой способ организации сервисов для граждан и организаций, при котором, во-первых, государственные цифровые инструменты интегрируются в коммерческие электронные платформы массового применения – например, социальные сети, поисковые системы, мессенджеры, сайты, порталы и прочее – для обеспечения прямого доступа многочисленной аудитории; во-вторых, открытые API, позволяющие независимым разработчикам интегрировать их в свои приложения; в-третьих, все сервисы группируются для потребителей по жизненным ситуациям, интересам, целевым группам («Я – родитель», «Я – водитель», «Мой питомец» и т. д.) и предлагаются проактивно на основе анализа интенсивности пользовательских запросов, известной о них информации.

К решению данной задачи логично привлечь партнеров – компании, имеющие положительный опыт в воплощении аналогичных разработок. Это организации, продукты и услуги которых пользуются высоким спросом населения.

Иными словами, «Экосистема городских сервисов» – это семейство сервисов, созданных городом совместно с партнерами на уже востребованных, а также новых цифровых платформах.

Для формирования такой экосистемы требуется реализовать открытый программный интерфейс взаимодействия с существующими городскими системами и установить партнерские отношения.

Как с помощью мобильных сервисов можно модернизировать процессы управления городом и сделать их эффективнее?

Интернет-пользователи общаются в разнообразных тематических сообществах и группах (один двор, один район, один класс, один вуз и т. д.), где зачастую обсуждаются актуальные проблемы взаимодействия граждан и города.

Сегодня для решения таких проблем пользователи вынуждены либо переключаться на традиционные онлайн-ресурсы (госсайты и мобильные приложения), либо решать вопрос в режиме офлайн (в МФЦ, в органе власти).

Более эффективным представляется сценарий, при котором проблемы граждан решались бы в привычном для них интерфейсе: в сообществе, мессенджере или мобильном банковском приложении. И это вполне реально сделать!

К числу преимуществ такого способа организации сервисов можно отнести следующие. Сервисы доступны гражданам с привычных для них ресурсов. Качество сервисов повышается за счет коммерческих интерфейсов взаимодействия с пользователем (красота, удобство, современность). При этом сокращаются временные и денежные ресурсы на разработку и популяризацию государственных мобильных приложений, а также увеличивается информированность граждан о существующих городских сервисах, вследствие чего повышается их востребованность.

Чем больше горожан будет вовлечено во взаимодействие с городом через предлагаемые нами механизмы, тем эффективнее органы власти смогут решать проблемы, волнующие большую часть жителей.

В Санкт-Петербурге уже есть сервисы, которые позволяют горожанам активно участвовать в жизни города. Что нового планируется сделать?

Во-первых, я полагаю, что создание интерфейсов на общедоступных, в том числе коммерческих площадках послужит стимулом в развитии уже реализованных городских сервисов. На стыке популярных интернет-ресурсов и действующих городских сервисов неминуемо появится новый востребованный гражданами и бизнесом функционал. Сегодня мы даже не видим всех потенциальных вариантов развития сервисов. Я уверен, что такой подход откроет дополнительные возможности для запуска ИТ-стартапов.

Во-вторых, мы планируем масштабные работы по предложению новых цифровых инструментов. Например, прорабатываем вопросы создания дистанционных каналов для коммуникаций граждан, государственных учреждений и социально ориентированных общественных организаций. Уверен, что это будет востребовано в рамках таких направлений, как добровольчество, здоровый образ жизни, дополнительное детское образование и культурно-досуговая деятельность.

Нами уже создано множество сервисов, позволяющих написать обращение в орган власти, направить жалобу, получить государственную услугу или информацию от ответственного ведомства. Как правило, этими сервисами пользуются при недовольстве работой городских служб или изменении жизненной ситуации, что происходит не часто и не всегда является комфортным состоянием для жителя. А вот сервисов взаимодействия с жителем в решении его повседневных задач, когда он находится в обычном состоянии и готов конструктивно общаться, у нас точно недостаточно. Это совершенно новое для нас направление.

Как будут интегрироваться существующие и новые сервисы?

Технологически разница между новыми и действующими сервисами невелика. Сервисы, как правило, состоят из серверной и клиентской частей. Для появления новых сервисов, создаваемых совместно с нашими партнерами, городу нужно будет предоставить описание принципов работы с серверной частью и обеспечить строгий контроль деятельности по передаче данных, исключив возможность их утечки. Это понятная для специалистов в информационной безопасности задача. Поэтому можно сказать, что каких-либо непреодолимых препятствий для последующей интеграции сервисов нет.

Есть ли дорожная карта развития сервисов? Какие из них планируется внедрить в первую очередь?

Начать мы предполагаем с реализации базового инструмента для информирования граждан о доступных им сервисах в разрезе сложившихся жизненных ситуаций, будь то рождение ребенка, поиск работы или что-то иное. С точки зрения граждан это будет навигатор по взаимодействию с городской властью. К примеру, у человека есть определенный запрос к городу, но он не знает, как и куда именно ему следует обратиться для решения возникшей проблемы. Воспользовавшись нашим инструментом, он сможет однозначно определить для себя порядок действий и получить всю необходимую информацию о сложившейся ситуации. Человеку больше не придется часами искать в Интернете нужные сведения по вопросам взаимодействия с органами власти и организациями. Вся полезные и актуальные сведения, связанные с запросом, будут изложены простым и понятным языком и представлены в одном месте, но с учетом возможности получить их с привычных для пользователя площадок. Данный инструмент планируется сделать доступным для встраивания в популярные мессенджеры и сообщества в социальных сетях.

Еще один перспективный проект направлен на упрощение взаимодействия горожан с МФЦ. В максимально удобном для восприятия формате пользователю будет предоставлена возможность узнать адреса ближайших офисов МФЦ (с учетом геолокации), получить информацию об их загруженности, выбрать конкретный офис МФЦ для получения услуги, исходя из сложившейся ситуации. Реализация данного инструмента также предполагается на платформе от партнера, а не в качестве отдельного сайта (портала), как это традиционно ожидается от государства.

Мы уверены, что родителями будут востребованы и сервисы в области дополнительного образования детей и организации их досуга. Это поможет родителям оперативно и в удобном формате, без личного обращения в городские учреждения или органы власти, предоставить своему ребенку интересный досуг, исходя из личных пожеланий и особенностей его развития. Детализацией функционала по проекту мы сейчас и занимаемся.

Говоря о цифровизации Санкт-Петербурга, нельзя не затронуть тему развития туристической отрасли. Мы прорабатываем вопрос создания городского навигатора по частным гидам и экскурсоводам Санкт-Петербурга на базе одной из популярных социальных сетей. Это позволит нам объединить ключевых участников рынка туристической сферы города. В рамках проекта мы намерены обеспечить для пользователей удобный, максимально простой и понятный интерфейс. В наших планах – сделать так, чтобы, обратившись к ресурсу, пользователь легко смог найти интересующую его экскурсию, не прибегая к помощи сторонних сайтов.

Расскажите о технологических и интерфейсных принципах построения сервисов.

Очевидно, что приложения, включаемые в экосистему городских сервисов, должны иметь отличительный логотип/знак и (или) входить в общий каталог городских сервисов для обеспечения возможности их беспрепятственной и однозначной идентификации пользователем.

Кроме того, для города необходима полная картина использования сервисов. В данном случае нами предусмотрена интеграция с ЕСИА, а в качестве обязательного параметра API выступает идентификатор пользователя на платформе. По этой же причине может накладываться требование об обязательном вызове API без возможности кэширования.

Отмечу также, что при условии массового использования городских сервисов, интегрированных по API, и в случае извлечения партнером той или иной коммерческой выгоды мы не исключаем возможность введения для партнеров соответствующей платы.

Кто будет заниматься разработкой этих цифровых инструментов?

Надеемся, что разработкой клиентских сервисов прежде всего будут заниматься наши партнеры. Ведь для них такой сервис может послужить весомым, даже уникальным конкурентным преимуществом по отношению к другим игрокам рынка, у которых нет функционала по взаимодействию с городом. В этом случае задача города – предоставить доступ к необходимым процессам для всех заинтересованных партнеров, удовлетворяющих выставленным требованиям, в строго регламентированных рамках.

Невозможно обойти стороной тему информационной безопасности. Ведь утечки стали почти нормой. Как будут защищены данные пользователей?

На территории нашего города развернут Региональный распределенный центр обработки данных исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга (РРЦОД), в котором размещаются практически все государственные информационные системы региона, содержащие как общедоступную информацию, так и информацию ограниченного доступа, не составляющую государственную тайну, в том числе персональные данные.

В РРЦОД внедрены все необходимые организационные и технические меры защиты, исключающие несанкционированный доступ к информации, подтвержденные аттестатом соответствия по требованиям безопасности информации. Таким образом, на ресурсах РРЦОД можно размещать любые информационные системы до 1-го класса защищенности (К1) и 1-го уровня защищенности персональный данных (УЗ1) включительно.

По сути, залогом безопасности является то, что через любой канал (традиционный или партнерский) пользователь может получить исключительно свои персональные данные. Кстати, для обеспечения возможности аутентификации пользователя в городских сервисах нами предусмотрена интеграция с ЕСИА, что гарантирует надежную защиту представляемых пользователем сведений.

Многие, конечно, понимают, что ведущие игроки рынка информационных систем уже имеют предостаточно информации о своих пользователях. При регистрации в популярных системах люди соглашаются с тем, что предоставляют право хранить и обрабатывать информацию о себе. При желании использовать городской сервис, реализованный в концепции партнерской экосистемы, горожанин также должен будет дать согласие на обработку соответствующих данных партнером. Здесь, к слову, речь идет даже не о хранении или обработке, а именно о передаче этих данных пользователю по каналам партнера.

Не ошибусь, если скажу, что пользователь любой системы всегда стоит перед выбором: предоставить информацию о себе либо же решать задачу каким-то иным путем. Большинство изберут удобный способ, но кто-то предпочтет все же остаться в офлайн-пространстве – и это, конечно, его выбор, который тоже имеет право на существование.

Какие, на ваш взгляд, интересные решения по государственной мобилизации есть в регионах?

В качестве одного из наиболее интересных и перспективных решений мне хотелось бы назвать московский проект «Активный гражданин». Это комплекс инструментов, направленных на вовлечение граждан в решение вопросов городского развития. Реализация такого функционала предусмотрена и на федеральном уровне в рамках направления «Умный город».

Полномасштабное развитие инструментов электронной демократии, организация электронных публичных опросов и голосований, комплексная обратная связь с горожанами по наиболее значимым направлениям жизни города – очень важные составляющие развития любого современного мегаполиса. Безусловно, Санкт-Петербург тоже ориентирован на реализацию ключевых принципов открытого государственного управления и кооперацию с гражданами для оперативного решения социально значимых вопросов.

Сможет ли Санкт-Петербург стать первым в списке «умных» городов?

Определенно, сегодня у города есть для этого все шансы. Санкт-Петербург традиционно стремится быть в авангарде инновационного развития, отвечая самым современным требованиям и запросам общества к качеству городской среды. Губернатором Санкт-Петербурга А. Д. Бегловым избран курс на устойчивое цифровое развитие всех сфер и отраслей городского хозяйства с акцентом на активное внедрение передовых ИТ-решений и разработок.

Поскольку Санкт-Петербург – город с уникальным историческим прошлым, для нас важно сохранить и приумножить накопленный опыт в части культурно-исторического наследия и научно-исследовательского потенциала.

Именно поэтому цифровое развитие Северной столицы ориентировано на формирование собственной модели цифровизации, учитывающей специфику региона. В основу такой модели мы закладываем необходимость формирования в городе качественного социального капитала, то есть построения эффективной системы позитивных социальных связей на основе интенсивного развития информационно-коммуникационной среды. Именно поэтому мы заинтересованы максимально быстро выводить наши сервисы в социальные сети.

Ориентация на формирование социального капитала позволит городу грамотно распределить приоритеты социально-экономического развития, привлечь необходимые инвестиции и способствовать формированию активной жизненной и гражданской позиции жителей.

Отдельно отмечу, что достигнутый на данный момент уровень развития государственных информационных систем Санкт-Петербурга уже позволяет говорить о формировании на территории города высокотехнологичной инфраструктуры. Так, в высокой степени автоматизированы ключевые социально значимые сферы городского хозяйства – например, транспорт, безопасность, энергетика, благоустройство. И мы стараемся сделать так, чтобы процесс автоматизации был ориентирован на обеспечение максимального комфорта наших граждан и на достижение долгосрочных социально-экономических эффектов.

Опубликовано 24.09.2020

Похожие статьи