«Умная» система для «Умного города»: выгодно, безопасно и комфортно

Логотип компании
Одна из систем, комплексно решающая задачи управления городом, — разработка компании «Русатом Инфраструктурные решения», хорошо зарекомендовала себя в разных регионах России.

Цифровая трансформация госсектора в первую очередь предполагает интенсивное развитие онлайн-сервисов в сфере государственных услуг. Сегодня жители нашей страны могут получить практически все госуслуги с помощью смартфона. Узнать нужные адреса организаций, записаться к врачу, запланировать обеды ребенка в школе или пожаловаться на нерадивую управляющую компанию. Информационные системы, созданные отечественными разработчиками, постоянно расширяют спектр предоставляемых сервисов. Одна из таких систем, комплексно решающая задачи управления городом, — разработка компании «Русатом Инфраструктурные решения», которая хорошо зарекомендовала себя в разных регионах России. В конце октября Минстрой России предоставил данные индекса цифровизации «IQ городов» за 2020 год, в котором проекты РИР оказались в числе лидеров. О том, как действует Единая открытая информационная система «Умный город», кому она может быть полезна, что в нее входит и какие возможности предоставляет жителям, бизнесу и власти мы поговорили с доктором наук, членом Совета по местному самоуправлению при Президенте РФ, президентом Ассоциации ЗАТО атомных городов, генеральным директором АО «Цифровые Платформы и Решения Умного Города» (дивизиона РИР, входит в госкорпорацию «Росатом») Алексеем Голубевым.

Расскажите немного о себе. Как складывалась ваша карьера?

Я окончил ЛГУ, кафедру квантовой химии. Это химия не в пробирках и колбах, это химия на компьютере. Работая на кафедре, приобрел опыт программирования. В те годы мы пытались моделировать полупроводник арсенид галлия, который сейчас считается самым важным для космических приложений, поскольку имеет высокую стойкость к космическому излучению. Потом трудился в Российском Федеральном ядерном центре ВНИИЭФ в лаборатории математического моделирования, занимался моделированием физико-химических процессов. Затем сотрудничал с разными международными компаниями. Последние десять лет проработал в органах самоуправления. Все это помогло накопить большой опыт в области моделирования, что сейчас очень востребовано в отраслях промышленности и госсекторе. Возникла идея создать систему управления городом на основе данных, аналогичную тем, что применяются в сложных инженерных системах. Собственно, мы это и сделали. В связи с этим меня пригласили в РИР создавать инфраструктурные решения для различных органов управления, где я работаю с осени 2020 года.

Что входит в понятие «Умный город» сегодня? Какие тренды в России и мире наблюдаются?

Концепция Smart City развивается международным сообществом с 2016 года. Она подразумевает бесшовное взаимодействие тех, кто живет в городах: городских властей, жителей и бизнеса. Власти берут на себя обязательства публично отвечать на запросы жителей, жители — их формировать, а бизнес — создавать рабочие места, производить продукты и фактически обеспечивать развитие цивилизации. Smart — это не только умный, но интеллигентный и дружелюбный город. Самое главное — создание таких условий, при которых мы не тратим драгоценное время на очереди и ожидания, а решаем вопросы здесь и сейчас по мере их возникновения, формируя среду, позволяющую нам с максимальной эффективностью достигать своих целей в работе, рекреации и сфере развлечений. Когда ты попадаешь в такой город, то понимаешь, что хотел бы в нем жить. Если говорить о трендах, то, с одной стороны — это развитая инфраструктура, предусматривающая разнообразные аппаратные IoT-устройства, контроллеры, датчики, исполнительные механизмы, а также проводную и беспроводную связь, аналитические инструменты, прогностические модели и интерфейс, который позволяет взаимодействовать всем участникам процесса. Я вижу, что в мире движение идет именно в этом направлении. С разным успехом, с разной скоростью. Иногда с креном в излишнюю дороговизну, когда стоимость владения становится неподъемной для городов. Здесь важно применять подходы, позволяющие всем участникам повышать качество среды, не тратя на это огромные средства.

Ваша компания создала Единую открытую информационную систему «Умный город». Какие возможности она предоставляет администрациям и жителям городов?

Когда мы с коллегами задумывали эту систему, то главной задачей было завести в коммуникационный интерфейс те проблемы, с которыми администрации городов сталкиваются ежедневно. Несмотря на то что город Саров по российским меркам небольшой, в нем 100 тысяч жителей, но в год приходило около 40 тысяч разнообразных документов, запросов граждан, на которые необходимо было ответить. Это трудоемкая работа. И зачастую трудоемкая именно из-за неэффективных коммуникаций. Поэтому мы в первую очередь проанализировали и систематизировали запросы от жителей и вывели их на одну платформу по типу «свободного микрофона», когда каждый может рассказать о своей проблеме. Другой блок предназначен для бизнеса. Предприниматели получают возможность обратиться по вопросам аренды муниципального имущества, по приватизации, по разрешениям на строительство. Также большой блок — это взаимодействие администрации, как внутреннее, так и с поставщиками услуг. Чтобы было понятно, кому поручено то или иное задание, как оно исполняется. Плюс управление материальными активами: имуществом, землей. Это огромные ценности и необходимо, чтобы они работали в публичном пространстве на общее благо, а не на карман конкретного чиновника. Описав чаще всего востребованные функции, мы создали платформу — сейчас она включает более 60 разнообразных сервисов, которые положены на геоинформационную основу. Это позволяет наглядно представить, где находится тот или иной объект, увидеть маршруты общественного транспорта. Есть и другие темы. Например, школьное питание. У родителей очень востребована функция предварительного заказа и оплаты питания с выбором полезной еды для ребенка. Можно не давать наличные деньги, а самостоятельно запланировать рацион на несколько дней. Это удобно и поставщику услуг, и родителям. Аналогично доступны услуги от муниципалитета — муниципальные бани, аренда спортивных залов, дорожек в бассейне, теннисных кортов. Предварительное бронирование способствует равномерной загрузке площадок. Все эти функции и сформировали облик нашей платформы. Мы продолжаем развивать ее по ряду направлений, касающихся управления освещением, дорожным движением, контролем расхода ресурсов. Единый контактный центр позволяет любому жителю, вне зависимости от метода обращения, убедиться, что его обращение зафиксировано, принято в работу и будет получен ответ.

В каких городах и регионах вы уже делаете или завершили проекты?

В полном формате это решение работает в Железноводске, Волгодонске, Курчатове и Сарове, в сокращенном — еще в 32 городах. Внедрение полноценной платформы требует аппаратной поддержки. То есть необходима замена части оборудования, например, аналогового на цифровое. Все эти затраты нужно заранее бюджетировать, делать проектную документацию, проводить конкурсы. Каждый раз мы рассматриваем условия и возможности конкретного города, чтобы система была рабочей, не стоила много денег и не требовала много ресурсов.

Изначально мы были ориентированы исключительно на города присутствия госкорпорации «Росатом». Однако сейчас мы нацелены на любые малые и средние города независимо от принадлежности к атомной отрасли. Кроме того, мы активно развиваем отраслевые направления «Умного города» — «Умный транспорт», «Умное ЖКХ». В частности, в Глазове в опытную эксплуатацию запущена система «Цифровой водоканал», в Белгородской области с ГУП «Белоблводоканал» завершили первый этап реализации проекта «Цифровой водоканал». Еще одно направление — внедрение цифровой платформы управления регионом, которое дополняет информацию, поступающую в ЦУР, объективными данными по ЖКХ, безопасности, а также аналитикой и прогнозированием.

Каким образом жители могут отправлять запросы?

Они могут зайти через мобильное приложение (свое для каждого города). Аналогично можно отправить запрос через веб-интерфейс с планшета или компьютера. Также во многих городах есть информационные киоски, и мы хотим, чтобы с помощью нашей платформы они стали средством коммуникаций жителей с муниципалитетом. Ряд сервисов, не требующих аутентификации, могут быть предоставлены через информационный киоск.

Как создавалась система «Умный город»?

Нашу систему мы сделали собственными силами. С помощью наших фронтенд- и бэкенд-разработчиков, которые пишут на современных языках программирования и делают все необходимое. К тому же мы не используем проприетарное ПО, что обеспечивает безопасность решения и его независимость от внешних условий. Добавлю, что система зарегистрирована в реестре отечественного программного обеспечения.

Кто сегодня работает с ней в госсекторе?

В качестве примера расскажу, что в муниципалитете Сарова зарегистрировано 250 пользовательских аккаунтов, кроме того, к нашей системе подключены оперативные службы для проведения контрольных, надзорных и оперативно-розыскных мероприятий. Также мы предоставили доступ телекоммуникационным и ресурсным компаниям. Система построена по принципу совместного использования данных и кооперации участников. Это позволяет получить взаимную выгоду и снизить издержки. Например, ресурсные организации предоставляют данные по энергоснабжению подъездов и в какой-то аварийной ситуации с помощью нашей системы оператор может оценить масштаб проблемы и принять соответствующие меры. Похожая картина и в Южно-Сахалинске, Мурманске, Воронеже и других городах, где стоит наша платформа.

Какие модули входят в систему? И сколько их всего?

В системе «Умный город» сейчас 62 модуля, 10 из них рассчитаны на жителей. Среди основных модулей есть информационно-культурный, с рассказами о местных достопримечательностях, в нем описание делают сами жители. Есть транспортный модуль, модуль школьного питания, заказов спортивных площадок, бассейнов и бани. Также имеется справочный модуль, который позволяет получить информацию о любом учреждении. Модуль для маломобильных граждан предоставляет данные о доступности городской среды. В модулях оперативных служб и медицинских объектов можно найти адреса соответственно отделений полиции и клиник, а также записаться к врачу. Конечно, есть модуль городских проблем. В служебном разделе около 50 модулей. Ключевые из них: инженерная инфраструктура, размещение контейнерных площадок и контроль вывоза мусора, контроль использования служебного и общественного транспорта, земельные работы и другие.

Как вы взаимодействуете с главами городов?

Мы организуем мероприятия, на которых рассказываем о нашей системе. Выступаем на общероссийских форумах. Используем модный сегодня инструмент видео-конференц-связи, который упрощает и удешевляет старт. Если интерес есть, делаем выездное мероприятие на месте и демонстрируем возможности нашего решения, рассказываем, сколько это стоит и что дает. Всем важно понять — это очередное программное обеспечение или полезный продукт? Наша задача — рассказать, что дает система.

У многих глав городов уже установлены информационные панели, чтобы в режиме реального времени получать информацию о работе городских служб. Предоставляете ли вы такую возможность?

Обязательно. И для главы региона, и для руководителя муниципалитета мы формируем дашборд, который позволяет получать оперативную информацию, что происходит в городе. Как идет исполнение ключевых показателей эффективности, поставленных федеральным центром, как выполняются поручения на местах, в подведомственных учреждениях и организациях. Показываем данные по пандемии, безработице, стоимости продуктов питания. Набор дашбордов мы всегда согласовываем с губернатором. Основной вопрос — где брать релевантные данные? В одном регионе при формировании такой системы нам пришлось интегрировать более 100 существующих информационных систем, среди которых были очень старые, выдававшие информацию в excel и doc. Мы столкнулись с проблемой — как оттуда получить численные параметры? Было непросто, но в итоге задачу успешно решили.

Как ваша система интегрируется с государственными сервисами?

У нас есть интеграция с ГИС ЖКХ, Росреестром. Через ЕСИА люди авторизуются, чтобы не просто получить справочную информацию, а решить конкретные вопросы. Для нас принцип интегрируемости с государственными услугами является ключевым.

Расскажите о ваших результатах 2021 года и планах на ближайшее будущее.

Мы являемся классическим венчуром. В прошлом году выполнили поставленные перед нами планы по объему деятельности. В три раза нарастили выручку с 2020 по 2021 год. Несмотря на сложившуюся ситуацию, в этом году никто нам планы не снижал. Также нам нужно показать рост в три раза. Настраиваю своих коллег, что мы должны принять это новый вызов и найти решение для сложной задачи.

Опубликовано 04.05.2022

Похожие статьи