Поймай его, если сможешь! Текущая ситуация и тренды на рынке труда
Мой первый рабочий день в августе 2005-го года в небольшом кадровом агентстве прошёл так. Директор практически с порога сказала мне:
– Алина, а что вы знаете про SAP?
– Ничего, – прошептала я. А что я могла еще сказать, получив образование на биологическом факультете МГУ несколько лет назад?
– Тогда идите и читайте! И через час расскажете мне, что вы узнали.
Ну, как говорится, Google в помощь.
Так началась моя карьера эксперта по SAP- рекрутингу. Я пришла как стажер, меня сразу бросили в бой, попутно чему-то учили, но триггером роста была моя мотивация, желание думать и решить задачу клиента. Через полтора месяца была закрыта первая вакансия по SAP для банка «Уралсиб», через полгода я стала разговаривать с айтишниками на одном языке. Через полтора года меня классически схантили в более крупное агентство. Через три месяца я поверила в себя и начала собственный бизнес. А год назад основала рекрутинговое агентство Between.
Я побывала в роли новичка–стажера, в роли эксперта–наемного сотрудника, в роли фрилансера и теперь уже – в роли работодателя.
Что с кадрами?
За 14 лет многое изменилось. Что осталось прежним – катастрофическая нехватка квалифицированных кандидатов, которая год от года только растет. Я слышу ваши вопросы: почему так? Неужели так много проектов? Неужели не могут обучить достаточное количество людей? Откуда такой дефицит? Куда исчезают люди, которых мы 3–5 лет назад уже всему научили?
Есть несколько причин. И они не уникальны для любой компании, для ИТ как отрасли и даже для страны.
-
Демографическая и квалификационная яма.
-
Устаревшая система образования, которая работает по установкам и учебникам прошлого века.
-
Отток квалифицированных кадров за границу, это сотни и тысячи наиболее профессиональных, мотивированных и адаптивных людей.
Но основная причина тотальной нехватки квалифицированных специалистов в ИТ – это устаревшая парадигма профессиональной подготовки и отношения к кадрам.
Текущая система образования и рынка труда зародилась еще во время второй индустриальной революции. В промышленности, а затем и в сфере автоматизации требовались сотрудники, исполняющие определенные стандартные процессы и действия. Система образования готовила и продолжает готовить специалистов со стандартными, еще в прошлом веке заложенными характеристиками. А скорость изменений в промышленности, бизнесе и ИТ-сфере сейчас настолько быстрая, что учиться и изменяться приходится постоянно.
Запрос рынка труда сейчас на не просто квалифицированных специалистов и управленцев, но на адаптивных, легко обучаемых, командных игроков с высокими когнитивными способностями, умеющих принимать решения. Потому что стандартные задачи могут исполнять роботы и программы, и они делают это лучше и быстрее. Люди придумывают эти задачи, управляют, прогнозируют и... получают удовольствие.
Так называемое поколение Z – это уже совсем другие персоны, с другими потребностями, чем мы, «иксы».
Можно ли закрыть раз и навсегда кадровый вопрос в рамках существующей парадигмы отношения к кадрам? Нет.
Будет ли нарастать дефицит айтишников высокой квалификации? Да.
Не стройте иллюзий, все, что можно сделать прямо сейчас – по сути, затыкание дыр. Задача глобальна, и решится она только глобальной перестройкой прежде всего в умах и подходах, затем уже в системах и проектах.
В чем именно грядут изменения? Подход к людям и к себе. Понимание, что главная ценность – это Личность. Поэтому вектор внимания – на Индивидуума и его качества, инвестиции – в образование и управленческие практики, а не только в «железо» и программы. Тут даже дело не в финансах, а в отношении, именно в фокусе внимания.
Недавно я встречалась с потенциальным клиентом. И если раньше я бы задала вопросы: каких кандидатов, с какими характеристиками мы можем вам предложить? То сейчас: что ваша компания может предложить кандидатам? Чем вы отличаетесь от других компаний? В чем ваша специализация, ваша фишка, почему они должны выбрать именно вас?
Рынок труда сейчас принадлежит кандидатам. Это действительно война за таланты. Вопрос привлечения нужного персонала – вопрос выживания бизнеса. Он обязан быть адаптивным.
Что можно сделать практического прямо сейчас?
-
Сделать аудит потребностей в персонале.
-
Сделать реалистичный бюджет на зарплаты, поставщиков (кадровые агентства), содержание внутренних рекрутеров и потери от отсутствия необходимых ресурсов. Посчитать баланс.
-
Совместно с HR-отделом выработать политику удержания и мотивации для текущих сотрудников. Все, что касается обучения, командных мероприятий, медстраховки и т. п.
-
Исследовать аналогичные предложения ваших прямых конкурентов. Придумать что-то свое, чего нет у них.
-
Сделать хорошую стажерскую программу. Сотрудничество с вузами – обязательно. Без этого нет шансов закрыть бреши.
-
Вспомнить о старых сотрудниках, которые покинули компанию. Подружиться с ними. Возможно, они вернутся.
-
Посмотреть на систему управления. Насколько она авторитарна? Насколько людям комфортно с вами работать? Насколько вы знаете и понимаете их нужды? Насколько вы хороший тренер и наставник?
-
Сделать аудит приема на работу. Насколько вы готовы быстро и гибко реагировать на поступающих кандидатов? Насколько быстро вы собеседуете людей? Готовы принимать региональных спецов? Готов ли релокационный пакет?
-
Что вы делаете для формирования положительного имиджа вашей компании на рынке труда? Есть компании, куда никакими деньгами не заманишь, потому что там страх и жуть и мрак. А есть условный Google.
-
Как видите, это работа руководства и отдела персонала. Подружитесь с HR-директором. Он ваш партнер? Он знает о ваших задачах, вы обсуждаете политики в отношении персонала? Если это все не так и HR скорее мешает, нужно это менять.
Однако помимо кадровой нехватки «рабочих рук» и скорее мозгов, мы наблюдаем избыток менеджеров, это касается не только ИТ, вышли на рынок обанкротившиеся предприниматели, коммерческие директора, руководители заводов и т. д.
Менеджеров слишком много
За последние два года у нас в агентстве были всего 10–20 вакансий для менеджеров. Среди них – заместитель ИТ-директора по инфраструктуре для крупнейшей нефтяной компании, 10–15 РП по SAP, один BDM и один директор по маркетингу для SAP-консалтинга. Вакансий программистов, SAP-консультантов – в сотни раз больше.
Я беседовала – интервьюировала и консультировала сотни ИТ-менеджеров, среди них значительная часть входит в ТОП-100 по России.
Все они в какой-то момент потеряли работу, большинство – никогда не имели в прошлом каких-то сложностей с трудоустройством, не выходили на рынок труда, не имеют хорошего профессионального резюме и не понимают в первый момент, что делать. За все время я видела только два резюме, которые почти не нуждались в правке. Из них одно было сделано специальным английским агентством.
Это все, конечно, рай для карьерных консультантов, но правда состоит в том, что никто не найдет работу за вас. Правда состоит в том, что поиск будет долгим, сложным и не всех приведет на аналогичную должность. Правда в том, что физически не хватает руководящей работы для всех, и еще более жестко – знания, навыки, подходы и методы многих ИТ-менеджеров (особенно из крупных госкомпаний) безнадежно устарели и не востребованы в конкурентном и быстро меняющемся мире.
Что делать?
Мы – дети людей, кто все время был на работе, мы привыкли к тому, что сначала – дело, потом я. Мы все «про дело, про проект, про бизнес». Мы забываем поесть. Мы считаем, что фотосессия и соцсети – это глупости и даже неприлично. Мы пробиваем бюджет – проекту, зарплату – команде, себе – ничего. Мы приходим в 8 и уходим... в 22. Мы мечтаем поехать на море, а на море ищем wi-fi.
Но приходит момент и нам говорят: «Спасибо, до свидания!» И... как? Действительно, как они могли, мы тут отдали жизнь. Но как раз в этом и дело. Жизнь принадлежит нам. Но осознать это трудно, применить осознание еще сложнее.
Мне нравится, как сказал Мэтью Макконахи. «Я поливаю свой сад. А пчелы сами прилетят».
Инвестировать в себя – это работа. Вкладывать в свое образование, в свое здоровье, физическое и душевное, в нетворкинг, в маркетинг, в фотосессию, наконец. У вас есть приличная профессиональная фотография? Что-то я сильно сомневаюсь. Фотографироваться? Фу! Это вас раздражает. Это меня раздражает. Но в этом есть смысл.
Итак, вы менеджер на современном рынке труда…
Что делать с собой?
-
Найти хорошего психотерапевта или коуча (или и того и другого). Это для менеджера must have. Все идет из головы, и не разобравшись с собой, невозможно понять других. Основные ограничения внутри, не снаружи. Не разобравшись со своими тараканами, не подружившись с ними, далеко не уйти. Мы испытываем колоссальное давление, мы участвуем в гонке, иногда – в битве, всегда – несем персональную ответственность. Нам необходим другой человек, который задаст правильный вопрос в свое время. Известно, что задача имеет решение вне ее пределов. Поэтому только извне мы получим видение и стимул к решению. Это как чистить зубы, как качать бицепс, каждая неделя или две – сессия.
-
Учиться и... опять учиться. Лучше тому, что будет на пике завтра, лучше там, где хотите, чтобы учились ваши коллеги или работодатели. Представьте себе самый крутой вуз или бизнес-школу. Вам туда.
-
Можно в качестве лектора, спикера, профессора.
-
Нетворкинг, если вы экстраверт – встречайтесь, если интроверт – пишите. Бегайте, идите в баню. С друзьями. Но вас должны знать. Тогда вас проще будет найти.
-
Английский язык – если есть, прекрасно. Если нет – найти преподавателя, курсы, где полезно и приятно.
-
Продумайте запасные варианты, что вы любите и умеете кроме ИТ.
Итак, выводы
Глобально решить вопрос квалификационной ямы и нехватки ИТ-кадров можно только на глобальном уровне – изменением системы образования, подхода к кадрам и личной ответственности человека за свое профессиональное развитие.
Текущий вызов – жить в человекоцентричной парадигме, ценить личность и качества личности, с уважением относиться к своим и чужим внутренним запросам и потребностям. Инвестировать в развитие себя и команды, прежде всего внимание, время, силы, затем – финансы. Быть гибкими и адаптивными в вопросах управления.
Желаю вам удачи! Жизнь гораздо больше, чем карьера, а вы способны на гораздо большее, чем можете себе сейчас представить. У нас впереди удивительный путь в будущее.
Опубликовано 06.12.2019