ИТ-ДиректорИТ в бизнесеУправление

Перемена образа мышления

Григорий Рудницкий | 27.04.2013

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Перемена образа мышления

Наш век высоких скоростей диктует сотрудникам жесткий ритм, при этом постепенно стираются грани между рабочим и личным временем и пространством. Разумеется, это не означает, что в офисе нужно просиживать сутками, напротив: коммуникационные технологии и развитие Интернета позволяют эффективно выполнять свои обязанности, находясь в любой точке мира, достаточно иметь смартфон, планшет, ноутбук или ультрабук. 

Возможность использовать одно и то же устройство дома и на работе привлекает многих, поэтому концепция BYOD (Bring your own device) распространяется все шире. О том, что же представляет собой эта модель, и как ее внедрить в компании, нашему корреспонденту рассказал Константин Исаакян, директор направления дистрибуции потребительского, малого и среднего бизнеса российского подразделения компании Dell.

Как вы оцениваете сегодняшний уровень проникновения модели BYOD в российские компании?

Для начала внесу одну поправку: данное понятие нужно разграничить. Есть чисто российские компании, а есть российские подразделения международных компаний, как, например, Dell. По отношению ко вторым, то есть крупным корпорациям, открывшим в России свои представительства, проникновение модели BYOD идет очень широко, можно сказать, в геометрической прогрессии. Все мои партнеры и коллеги из других компаний, с которыми мне приходится общаться по бизнесу, буквально за два года стали мобильными. Они свободно отвечают на звонки и письма, находясь в любой точке мира. Так что если говорить о международных компаниях с иностранным капиталом, то уровень проникновения BYOD здесь составляет 100%. Если посмотреть на чисто российские фирмы, то, честно говоря, среди них пока не слишком много тех, кто готов переходить на модель BYOD. Исключение могут составлять гиганты, такие как «МТС» и «Вымпелком», но их можно пересчитать по пальцам.

Тем не менее, мы ожидаем, что концепция BYOD придет в средний и малый бизнес. Мы убеждены, что небольшие компании могут вполне эффективно работать и развиваться, не фиксируя при этом время, когда работник пришел в офис и ушел домой, и надеемся, что СМБ последует примеру международных корпораций и крупных российских фирм, которые уже перешли или активно переходят на BYOD, поскольку это заметно ускоряет все процессы внутри компаний, приводя к росту производительности. И мы готовы СМБ-клиентам в этом помочь, поскольку у нас и у многих наших коллег по рынку есть полный комплект решений.

Что должно измениться в умах CIO и бизнес-руководителей, чтобы BYOD стал массовым явлением?

Мир молодеет, и на руководящих постах люди, которым 20–25 лет, уже не редкость. Они готовы рисковать, готовы совершать опрометчивые поступки. А те, кому 40–60 лет, уже более закостенелые, что ли, привыкшие к определенным рамкам и стандартам. У молодых людей не существует стереотипа «если работник отсутствует в офисе с 9 до 18 ч, то он не  работает». Если работник обеспечен «правильным» устройством, которое позволяет руководителю всегда его найти, пообщаться в онлайне и, что главное, увидеть результаты его работы (KPI), то зачем сотруднику находиться в офисе? С другой стороны, далеко не всегда работника можно оценить по KPI. Проще всего с менеджерами по продажам. Продал — получил бонус, молодец. Не продал — плохой работник, причем неважно, сидишь ты в офисе или нет. Важен результат. Но с другими не так все просто — к примеру, с сотрудниками технической поддержки. Думаю, что в перспективе определенные категории работников будут на 100% мобильными, а другие (конкретно — бэк-офис) будут и дальше работать в стенах компании, поскольку их необходимо контролировать.

Почему, на ваш взгляд,  ИТ-руководители решаются на применение модели BYOD, и кто чаще является двигателем в этом процессе — ИТ или бизнес?

Изначально запрос поступает все-таки от бизнеса, а не от ИТ. Для айтишника любое нововведение в систему является стрессом: нужно заново отладить все механизмы и устранить все несостыковки и сбои. А тут начинается: давай подключим Петю, который находится во Владивостоке, давай подключим Васю, который находится в США и т.д. Для айтишника это шок, ему это не нравится. Но когда бизнес-руководитель понимает, что подобный подход приносит реальную эффективность и крайне полезен для компании, айтишнику не остается ничего другого, как заняться этим и реализовать BYOD в той степени, в какой это требуется бизнесу.

Какие факторы следует принять во внимание компании, которая готовится к переходу на модель BYOD?

Главный фактор — это, конечно же, защита информации. Миллионы людей пользуются разными устройствами с самыми разными операционными системами. И когда они со своими устройствами подключаются к корпоративной сети, вся та «грязь», которая есть в них, проникает в сеть. И если у вас нет межсетевых экранов, способных все это отсечь, вы подвергаете все предприятие очень серьезному риску. Информация может просто утечь. В компании Dell мы в последнее время стараемся приобретать разработчиков как раз таких решений. Важно создать унифицированный подход для всех протоколов, чтобы в конечном итоге все это работало правильным образом. 

Как правильно и эффективно управлять BYOD в компании?

Какие-то общие рекомендации здесь дать сложно. У каждого ИТ-специалиста есть наверняка свой собственный набор технологий, инструментов и рекомендаций. Взять чей-то опыт и сказать: «делайте в своей компании именно так», будет неправильно. Но в целом, если вы используете все современные средства для защиты информации, то уровень риска сводится к минимуму. Если люди работают на стандартных операционных системах (iOS, Android, Windows), то каких-то проблем со взаимодействием этих ОС быть не должно: все уже интегрировано, все работает. Пусть не в 100, но уж точно в 95% случаев все эти вопросы решаются. И, конечно, очень полезно иметь некий «опытный полигон» из нескольких сотрудников.

Как разграничить на одном устройстве пользовательские и корпоративные данные?

Вы понимаете, нельзя же сказать сотруднику, мол, ты на свое личное устройство вот это и вот это не имеешь права устанавливать. Иначе какой это BYOD? Поэтому сотрудник лучше предпочтет пользоваться предоставленным ему оборудованием. А это, как правило, громоздкий настольный ПК с устаревшей операционной системой. Молодые люди порой даже не знают, как работает эта устаревшая ОС. Именно поэтому нужны современные средства защиты, для этого они и придуманы. Человек может делать на своем устройстве что угодно и где угодно, но когда он попадает в корпоративную сеть, там должны быть установлены соответствующие программные и аппаратные средства, которые блокируют нежелательную активность и весь тот «мусор», который не должен попасть в корпоративную сеть. Вообще снижение границ между личным и корпоративным — это тенденция нашего времени. Зайдите в любой офис и убедитесь, что люди в течение дня два или три часа тратят время не на работу, а на «Одноклассники.ру» или Facebook, а уже в конце дня, по пути домой, они могут со смартфона отправлять отчет начальству, хотя это уже не рабочее время, а личное. Собственно говоря, вся концепция BYOD и придумана для того, чтобы человек мог органично перетекать из личного состояния в рабочее, и наоборот. А если мы будем на этом пути ставить преграды, весь смысл теряется.

С корпоративной сетью понятно, но как организовать защиту на стороне клиента?

Здесь тоже имеется множество защитных средств. Некоторые компании поступают просто: они закрывают порты, и человек не может скачать на свой компьютер ничего. Кроме того, можно блокировать отправку любой информации, не относящейся к корпоративным данным. Здесь важно, прежде всего, определить уникальность и эксклюзивность предприятия и в соответствии с этими критериями выбрать стратегию защиты. 

Какие ошибки и заблуждения чаще всего связываются с переходом на BYOD?

Во-первых, люди склонны подозревать, что работник, не находящийся в офисе, «филонит». Нужно поменять сам способ мышления менеджеров. Людям старшего поколения это сделать тяжелее. Во-вторых, вопрос защиты. Многие ИТ-директора до сих пор не до конца верят, что можно соединить несоединимое. Эти люди очень хорошо разбираются в технологиях и понимают, что какой-то процент ошибок все равно будет присутствовать. А ошибки чреваты потерей информации, что может иметь очень серьезные последствия для компании и ее бизнеса.

Как грамотно составить SLA при переходе на BYOD?

Чтобы работать с внешними устройствами, необходимо выделить группу людей, которые будут заниматься именно этим направлением. От обычных ИТ-специалистов, обслуживающих настольные ПК и оргтехнику в вашем офисе, вы вряд ли добьетесь необходимого эффекта. Но важно понимать, что специально выделенные люди должны четко отслеживать информацию, поступающую с личных устройств сотрудников, и разбираться, что это за информация, какая информация поступает чаще всего, что чаще всего отсекают межсетевые экраны и т.д.

И последний вопрос. Вы сказали, что чаще всего драйвером перехода на BYOD является бизнес. Но если подобная идея придет в голову ИТ-специалистам, как лучше заинтересовать ею бизнес? Ведь, с одной стороны, руководство компании получает финансовую экономию, поскольку уже не надо покупать компьютеры, мониторы и программное обеспечение, а с другой — возникает необходимость внедрения необходимых средств защиты.

Директору важно не только, сколько денег он сэкономит, но и сколько он заработает. Если ваши сотрудники работают «в поле», вы экономите на аренде офиса. Крупные компании любят размещаться в офисах класса A, где пространство стоит очень дорого. И, к примеру, наше российское представительство Dell занимает очень мало места. Второй момент — если вы заставляете сотрудника постоянно находиться в офисе, отвечать на письма и звонки, принимать участие в совещаниях, он может упустить какую-то важную сделку, которую бы не упустил, находясь на удаленной работе. И, наконец, если мы говорим про международные корпорации, то там просто без BYOD никуда не денешься, поскольку по тем или иным задачам могут взаимодействовать сотрудники, находящиеся в разных странах мира. Нажатием одной кнопки на своем устройстве высокопоставленный сотрудник может совершать миллионные сделки. А если он тратит время на дорогу до офиса, фирма может потерять огромную сумму денег. Вот это надо прежде всего «вколачивать» в мозги руководства.



Источник: IT Manager №4, 2013

Журнал IT-Manager № 04/2013    [ PDF ]    [ Подписка на журнал ]

Об авторах

Григорий Рудницкий

Григорий Рудницкий

Историк по образованию. В ИТ-прессе – бумажной и онлайновой – с 2002 года: публикуется в изданиях, ориентированных как на домашних, так и на корпоративных пользователей. Любимые темы: гаджеты, мобильность, облачные сервисы, свободное программное обеспечение.

Мероприятия

05.09.2018 — 07.09.2018
MERLION IT Solutions Summit

Москва, Сколково

13.09.2018 — 14.09.2018
IV Форум промышленной автоматизации Industrial IT Forum

Санкт-Петербург, конгресс-центр «ЛЕНПОЛИГРАФМАШ» (пр. Медиков, д.3)

19.09.2018 — 20.09.2018
IV Федеральный ИТ-форум нефтегазовой отрасли России «Smart Oil & Gas

Санкт-Петербург, Отель «Хилтон Санкт-Петербург Экспофорум», Петербургское шоссе, д.62, стр.1

23.09.2018 — 25.09.2018
XII Конгресс "Подмосковные вечера"

Москва, Атлас Парк Отель. Домодедово, Судаково, 92,