УправлениеИТ в бизнесе

Принятие решения — это процесс

Григорий Рудницкий | 06.02.2013

Принятие решения — это процесс

Выбор в бизнесе — это не спонтанный шаг, это результат длительной работы, осуществляемой командой с учетом множества разнообразных факторов, интересов и обстоятельств. В этом уверен Александр Маркович, директор по информационным технологиям российского представительства корпорации Microsoft
Выбор в бизнесе — это не спонтанный шаг, это результат длительной работы, осуществляемой командой с учетом множества разнообразных факторов, интересов и обстоятельств. В этом уверен Александр Маркович, директор по информационным технологиям российского представительства корпорации Microsoft.

Немного о теории и прикладных дисциплинах

Свою профессию я выбрал вполне осознанно. Так получилось, что я с самого раннего возраста очень много внимания уделял техническим и математическим дисциплинам, а также всевозможным наукоемким темам. Кандидатскую диссертацию я защищал по теме «Физика твердого тела», там был достаточно большой объем программирования, математики, статистики и т. д. Одна из особенностей настоящего, хорошего ученого — это многодисциплинность. Все выдающиеся ученые, прославившиеся на весь мир в какой-то одной области знания, как правило были неплохими специалистами и в других дисциплинах. Наш мир не черно-белый, а многоцветный, и настоящие ученые, профессора, с которыми мне довелось работать, были разносторонне и блестяще эрудированными людьми. Когда от чисто научных знаний потребовалось переходить к прикладным дисциплинам, то информационные технологии выкристаллизовались очень быстро. Поскольку это та самая область, где ты можешь отлично понять и продавцов, и производственников, и логистов, и HR, и маркетологов. Вообще, я давно понял для себя, что ИТ — это та область, где ты имеешь возможность «потрогать» а иногда и достаточно глубоко узнать практически все дисциплины, которые существуют в той компании, где ты работаешь.

Так уж сложилось, что я обычно примерно лет пять занимаюсь продажами ИТ-решений, а затем уже лет пять выступаю, наоборот, в качестве их покупателя. До того как прийти в Microsoft, я 10 лет проработал в компании Oracle. Первые пять лет занимал пост ИТ-директора, а после этого занимался консалтингом, отвечал за вопросы интеграции приложений в единую информационную систему у различных заказчиках. Это тоже интересная наука, поскольку когда ты выступаешь в качестве интегратора, либо в какой-то другой роли, связанной с внедрением приложений или созданием нового продукта, то основная задача этой роли — найти некоторый компромисс между большим количеством стейкхолдеров (внешних и внутренних). Нужно определить, как заказчик должен получить продукт: Быстро? Дешево? Качественно? Как обычно шутят - из этих трех пунктов требуется выбрать только два. А в реальной жизни приходится разбираться, «складывается» ли компромисс и, соответственно, соответствует ли проект  этим трем пунктам или нет. 

Долгий путь к выбору

Компании, в которых мне приходилось работать, я выбирал вполне осознанно, из лучшего, что есть на рынке. Это не случайный процесс, поскольку выбор надо делать не спонтанно, в последний момент, а идти к нему постепенно и целенаправленно. Хотел бы привести пример из жизни, когда руководителя службы безопасности израильского аэропорта спросили, что необходимо делать, когда в здание аэропорта проникает террорист. Он ответил, что если террорист уже окажется внутри, это означает, что он и его сотрудники уже проиграли в борьбе с ним.

Соответственно, и основная игра начинается существенно заранее, задолго до самого события. Прежде чем принять решение о работе в той или иной компании, необходимо подумать о том, чего ты хочешь, как ты собираешься двигаться к этому, где ты хочешь оказаться, какие навыки тебе для этого нужны. И уже затем нужно развивать свою карьеру. План должен быть расписан на много лет, а еще лучше — не на один десяток лет. Свой путь ИТ-директора я начал в компании Diageo, это крупный английский производитель и поставщик спиртных напитков. Это была блестящая школа британского бизнеса, возможность общаться и работать с настоящими английскими джентльменами. Потом я перешел в высокотехнологичный Oracle, а затем уже  в Microsoft. 

Симбиоз B2B и B2C

Выбор Microsoft в качестве места работы был обусловлен тем, что эта компания не просто является одним из ведущих игроков на рынке информационных технологий, но она также ведет бизнес в двух сегментах — корпоративном и пользовательском. Такое смешение корпоративного начала и потребительской составляющей показалось мне очень интересным. Microsoft достаточно интересная и инновационная компания. Когда я переходил сюда, то, совсем не представлял себе многих ее тонкостей и особенностей. Мне было очень интересно узнать о маркетинговых подходах Microsoft, о работе виртуальных команд, о внутреннем тестировании продуктов и многом другом, что отличает эту компанию от других игроков рынка. Но самое главное, что мне нравится в Microsoft — это жесткая ориентированность на бизнес-результат всех подразделений без исключений. 

Проекты в русле рыночных тенденций

Работа в компании Microsoft развивает гибкость в плане бизнеса, умение моментально улавливать рыночные требования и тенденции и быстро подстраиваться под них. Речь идет о требованиях как глобального, так и локального рынков. Есть требования и проекты, вполне понятные с точки зрения ИТ, как, например, Enterprise Voice, реализующий возможность звонить с компьютеров на городские телефоны. Казалось бы, это небольшой технологический проект, но он также является и частью глобальной стратегии по повышению мобильности сотрудников. Мобильные компьютеры, беспроводная связь, возможность полноценной и безопасной удаленной работы, централизованная аутентификация всех пользователей — целью всех этих проектов является не только повышение мобильности сотрудников, но и изменение в умах менеджеров, ведь многие из них все еще хотят, чтобы их подчиненные работали в офисе, рядом с ними и под их непосредственным присмотром. В интересных проектах таким образом, обязательно присутствует и технологическая, и человеческая составляющая. 

В команде нужны и «гении», и «пахари»

При выборе новых сотрудников, приходящих устраиваться на работу, я прежде всего принимаю во внимание интересы и принципы команды. Команда — это живой организм, он растет, у него бывают кризисы и взлеты, удачи и неудачи. Но такому организму нужно помогать развиваться, а каждый сотрудник должен занять в команде свое место. Причем команда должна знать, где именно и каким именно образом конкретный сотрудник может принести ей максимальную пользу. С другой стороны, сотруднику тоже необходимо понять, зачем ему нужна эта команда, что он хочет получить от нее. Основной принцип команды — общие цели. Самое главное — убедиться, что у всех сотрудников имеется четкое понимание этих целей. Конечно, попадают к нам и звезды. Но и они также нужны в команде. Чем больше в ней разноплановых сотрудников, тем сильнее сама команда в целом. Нужно уметь друг друга слушать и правильно использовать сильные и слабые стороны своих коллег. Приведу наглядный пример. Работал у меня в команде один выдающийся сотрудник. Он очень глубоко знал предмет и блестяще в нем разбирался, а если было необходимо, то копал до таких глубин, о которых порой не знали и сами производители. При этом любая рутинная работа вызывала у него шок и ступор. В то же время в команде обязательно были и «пахари» — то есть те сотрудники, которые готовы брать на себя рутинную работу «за себя и за того парня». А такие, как тот сотрудник, действовали на острие атаки, решали принципиальные технологические вопросы, разрабатывали прототипы системных архитектур и т. д., то есть прокладывали путь, по которому затем уже шли все остальные. Согласие в команде очень важно, поэтому нужно уделять особое внимание смягчению отношений между такими сотрудниками, ну и, конечно, поддерживать правильный баланс между ними. 

Мир «аналоговый», а не «цифровой»

Вообще, когда принимаешь какое-то решение, важно выбрать стратегию принятия этого решения, определить, какие шаги нужно сделать, чтобы приблизиться к самому решению. Очень интересно и важно, когда к принятию того или иного решения приходит не какой-то конкретный человек, а именно команда состоящая из самых различных людей. Верное решение, достижение консенсуса в бизнесе — это когда все стороны понимают, в каком направлении надо двигаться, и только это является гарантией правильного выбора. В теории переговоров существует такой постулат, что если решение не воспринимается справедливым всеми сторонами, его нельзя назвать жизнеспособным. К чему я все это говорю? Дело в том, что решение, какие технологии внедрять, какие бюджеты использовать, в Microsoft определяется исключительно интересами бизнеса. Если это необходимо и полезно для бизнеса — это будет сделано. Под бизнесом здесь подразумевается и глобальный, и локальный, российский. Поэтому ИТ-директор должен иметь очень чуткий «слух» и слушать, с одной стороны, своих стейкхолдеров (генерального директора, операционного директора, директора по маркетингу), а с другой стороны — слушать и доносить до них те стратегические инициативы ИТ, которые сегодня внедряются на рынке. Директора по продажам больше всего интересует объем продаж, директора по маркетингу — борьба с конкурентами и доля на рынке, финансового директора — соблюдение рамок бюджета. Директор по ИТ должен уметь услышать их всех и выступить в качестве агрегирующего и координирующего фактора в части информационных технологий. Это очень интересная и важная задача. 

Итак, что же такое принятие решения? Выбор между «да» и «нет»? Между «черным» и «белым»? Но жизнь-то более многогранна. Важно не быть зашоренным и воспринимать мир не в «цифровом» виде, а в «аналоговом» — со звуками, с запахами и т. Д. Принятие решения - не просто волевой шаг, это процесс, в принятии которого участвуешь не только ты, но и люди вокруг тебя. И ты начинаешь существовать в самом процессе принятия решения. Это сродни катанию на сноуборде или виндсерфингу, когда ты не просто показываешь рукой направление, а чувствуешь его всем телом. 

Журнал: Журнал IT-Manager [№ 01/2013], Подписка на журналы


Поделиться:

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Мысли вслух

Десять лет назад мы говорили о будущем цифры и управления с Пеккой Вильякайненом - технологическим предпринимателем и опытным инноватором. То будущее, о котором мы говорили тогда, наступило. День за днем, со скоростью времени.
Согласно прогнозам Gartner, к 2022 г. 75% организаций, использующих инфраструктуру как сервис (IaaS), будут реализовывать продуманную мультиоблачную стратегию, в то время как в 2017 г. доля таких компаний составляла 49%.
Все жалуются на нехватку времени. Особенно обидно, что его не хватает на самые важные вещи. Совещания, созвоны, подготовка внутренних отчетов, непонятно, насколько нужных, но которые начальство требует так, как будто это именно то, ради чего мы работаем.

Компании сообщают

Мероприятия

ТехноКлуб «Дефицит чипов: как выжить в новой реальности?»
Зеленоград, конгресс-центр ОЭЗ «Технополис Москва»
Бесплатно
04.08.2021
10:30
У лояльных хмурый день светлей.
ОНЛАЙН
09.08.2021 — 10.08.2021
19:00
Международная конференция по информационной безопасности ZeroNights
Санкт-Петербург, Кожевенная линия, 40, «Севкабель Порт»
3 490 руб
25.08.2021
09:00–23:00
Конференция «Кадровый ЭДО: цифровизация на практике»
Москва, отель Метрополь, Театральный проезд, 2
25.08.2021
09:30–17:00