Контроль и анализ ПО на рабочих местах
Учет и отчетность – вот два кита, на которых зиждется финансовое благополучие каждой уважающей себя организации со стабильной деловой репутацией. Можно сколько угодно смеяться над жестяными инвентарными номерками, прибитыми к столам и стульям в советских учреждениях, шестизначными числами, написанными несмываемой краской на пишущих машинках, графинах, калькуляторах и компьютерном оборудовании, но следует признать: без ведома хозотдела ни одна муха не могла завестись в учреждении, не будучи должным образом прописанной в гроссбухе и пронумерованной согласно инвентарной описи.
И в нынешние времена ведение регистрации, учета и контроля материальных и нематериальных активов предприятия – важное и необходимое действие, без которого можно только подсчитывать убытки и вести пространные рассуждения об усушке, утруске, моральном износе и разбазаривании ресурсов. Но если подсчитать офисные кресла и рабочие станции вкупе с ноутбуками несложно, попросту устроив субботник всему персоналу или задействовав офис-менеджеров с помощниками, то учесть программное обеспечение (те самые нематериальные активы) уже на порядок сложнее: стол от калькулятора отличит каждый, а вот разобраться в хитросплетении офисного ПО способен только опытный спец из ИТ-отдела.
«Зачем учитывать софт?» – спросите вы. Ответ элементарен: даже если это неочевидно, стоимость программного обеспечения, лицензированного по всем правилам, может на порядок превышать расходы на мебель и все офисное оборудование, вместе взятое, включая кофемашину и кулер для воды. И это даже в компании, деятельность которой далека от сферы ИТ. Как следствие, операционные расходы на содержание и поддержку всего этого хозяйства прилично напрягают бюджет компании. К тому же некоторые лицензии требуют регулярных отчислений, и грамотное управление ими помогает существенно экономить. Например, расширение компании может на определенном этапе предопределить снижение расходов на лицензирование ОС и прикладного ПО, если перестать покупать лицензии поштучно, а взять сразу выгодный пакет от N штук.
Словом, учитывать софт необходимо. Вот только как это реализовать на практике? Существует два способа: ручной и автоматический. Первый хорош, когда компьютеризированных рабочих мест (ориентировочно) не более двух десятков, а приобретенных пакетов ПО единицы: тогда инвентаризацию не составит труда провести силами одного-двух системных администраторов. Но если ваша компания достаточно крупная, разновидностей софта десятки, а счет лицензий и рабочих мест идет на сотни, о ручном учете программного обеспечения и прилагаемых лицензий можно забыть. На помощь придут специальные программные продукты-ищейки: как правило, они умеют не только коллекционировать информацию, но и хранить важные данные о лицензиях (со всеми ключами), дистрибутивы, их обновления и множество другой важной и полезной информации.
Такие средства (их перечень достаточно обширен) получили наименование SAM (Software Asset Management). С их помощью можно оперативно выявить излишнее или недостающее программное обеспечение, проверить актуальность и достоверность лицензий и в итоге оптимизировать затраты на приобретение и последующее управление лицензиями в подчиненных структурах. Пожалуй, одна из наиважнейших функций SAM – формирование отчетов на базе отфильтрованных результатов: на их основе будут проводиться аудит и последующее планирование работы с программами и лицензиями.
Следует отметить, что каких-то «самых рекомендованных» программ учета лицензий и дистрибутивов не существует. Зато важно знать, что среди них есть и распространяемые на бесплатной основе, например «Учет Программного Обеспечения 8.16 Free». Правда, в таком виде она способна обслужить не более 10 компьютеров, но и это неплохое подспорье для сисадмина или руководителя маленькой компании. Платные же продукты (такие монстры, как Network Inventory Monitor от KVIPTECH) способны автономно проводить инвентаризацию сети и собирать практически всю информацию о рабочих станциях организации. В том числе определяются:
? операционная система, версия, ключ и идентификатор продукта;
? пакеты обновлений и исправлений;
? тип процессора и частота;
? информация BIOS и серийный номер;
? материнская плата и шасси;
? сетевые адаптеры;
? МАС- и IP-адрес;
? DHCP-, DNS- и WINS-настройки;
? объем памяти и модуль памяти;
? жесткий диск, CD/DVD-привод и FDD;
? общий объем и объем свободного пространства логических дисков;
? видеокарта, монитор;
? мультимедийные устройства;
? модемы и принтеры;
? общие ресурсы;
? программы;
? ключи продуктов и версии установленного ПО;
? запущенные процессы.
Как видно из перечня, программы и их ключи занимают только два пункта из двух десятков. Надо это или нет – решать только вам. Ведь для решения поставленной задачи можно воспользоваться и более узкоспециализированным продуктом наподобие Total Network Inventory от Softinventive, который способен обеспечить создание базы данных пользователей компьютеров, а затем проводить регулярное сканирование сети с привлечением планировщика (по расписанию), вести учет компьютеров, формировать отчеты и, разумеется, воплотить в жизнь учет ПО и лицензий.
К сожалению, никакое, даже самое продвинутое ПО не заменит человека, когда потребуется разработать стратегию управления лицензиями и дистрибутивами (долгосрочную или на ближайший период). Но при помощи упорядоченных, каталогизированных и отфильтрованных данных выполнить такую работу станет намного проще. Особенно если речь идет о компаниях с разветвленной сетью подразделений и значительным количеством вычислительной техники и лицензионного ПО, с разнородными типами и видами ключей и лицензий. Тут уж без SAM никак не обойтись, а затраты на его приобретение и установку уже в ближайшее время окупятся сторицей.
Опубликовано 24.05.2017