Неочевидная выгода

Логотип компании
Неочевидная выгода
Исход работников из офисов в собственные квартиры стал не просто заметным явлением в бизнесе – речь идет уже о миллионах надомников.

В конце прошлого года Министерство труда и социальной защиты России, сообщая о создании нового электронного сервиса, обнародовало интересные данные: 5 млн человек в нашей стране работают дистанционно. Если учесть, что число работающих в России составляет менее половины всего населения, становится понятно, что «домашний офис» использует не просто заметное, а значительное количество граждан.

Попутно Минтруд сообщил, что действующими трудовыми соглашениями располагают менее половины дистанционных сотрудников. Цифра тоже немаловажная, которая означает, что по меньшей мере 2 из 5 млн дистанционщиков являются сотрудниками различных компаний. Остальных можно считать самозанятыми (фрилансерами), но и они в той или иной мере вписаны в бизнес-процессы своих компаний-заказчиков.

Отказ от офиса как непременного атрибута бизнеса – явление, которое начинает оказывать заметное влияние на бизнес. Конечно, встретить компанию, которая и вовсе не располагала бы помещением, пусть даже совсем небольшим, весьма проблематично. На моей памяти только один-единственный пример небольшого коммуникационного агентства, которое, расширившись, все-таки арендовало для себя офис.

А вот примеров, когда компании серьезно сокращают число сотрудников, обязанных в рабочие дни приходить в офис, куда как шире. Не секрет, что эта практика прижилась в московских представительствах таких авторитетных корпораций, как Microsoft и Cisco Systems. Позволяют своим сотрудникам работать по возможности из дома и многие другие компании, российские и зарубежные.

Выгоды такого решения очевидны. Современные коммуникации способны обеспечить постоянную связь удаленного работника с коллегами, руководством и информационной системой предприятия практически откуда угодно. Пересадив тех, кому не требуется присутствие в офисе, в их собственные квартиры, компания сокращает и затраты на аренду коммерческих площадей, и облегчает жизнь своих сотрудников, а значит – повышает лояльность персонала и собственную привлекательность в глазах многих кандидатов. Более того, компания, освоив домашний офис, может позволить себе выйти на рынок труда в регионах, где она не присутствует и даже не собирается открывать представительство. А там можно и нужных специалистов найти, и на удовлетворении их запросов сэкономить дополнительно, благо разрыв в уровне зарплат между Москвой и провинцией велик.

Но переезд в домашний офис сопряжен с массой проблем – технических, организационных, управленческих и ментальных.

Работа дома подойдет далеко не каждому специалисту. Если в офисе для всех обеспечены примерно равные и достаточно комфортные условия, то дома организация рабочего пространства ляжет на плечи самого сотрудника. Справится ли он с этой задачей? Есть ли у него необходимые для работы условия?

Да и отношение к работе дома совсем неоднозначное. Для одних отсутствие необходимости каждый день выходить из дома и тратить на транспорт минимум два часа личного времени – настоящий подарок. Для других – серьезная проблема. И угадать, кто из сотрудников воспримет свободу как подарок, практически невозможно – на первый план тут выходят мелочи, которые в офисе просто не принимаются во внимание.

Но еще более сложной проблемой становится управление удаленными сотрудниками. И дело не только в отсутствии постоянного прямого (и даже визуального) контакта, к которому так привыкли многие руководители. На первый план выступают иные средства контроля и мотивации удаленных работников, и их освоение может потребовать от менеджера значительного времени и усилий. Потери компании, связанные со снижением эффективности работы специалистов, могут мгновенно перекрыть выгоду, полученную благодаря отказу от излишков офисной площади.

Иными словами, даже частичный переход на работу вне офиса (а о полном отказе от офиса можно говорить пока только в единичных случаях) становится для любой компании, даже совсем небольшой, серьезным испытанием. И выдерживать этот экзамен предстоит руководителям – от низовых до топ-менеджмента.

В любой компании существует целый ряд специалистов, которых можно практически безболезненно для результата отправить на свободу – в домашний офис. Дизайнеры, верстальщики, копирайтеры, специалисты, чей труд связан с обработкой информации, бухгалтеры, аналитики, разработчики… Любой сотрудник, работа которого носит проектный характер, а сами проекты долгосрочны, уже сегодня может покинуть офис.

Вопрос в том, переживет ли руководитель это расставание. И найдет ли для сотрудника, быстро понявшего и принявшего прелесть работы дома, достаточно веские аргументы в пользу того, чтобы работать эффективнее, чем раньше.

Читайте также
Производство, которое смогло пережить 90-е, российский бренд микрофонов, горячо любимый U2, Sting, Iron Maiden, Мэрилином Мэнсоном, Radiohead. IT-World посчастливилось познакомиться с генеральным директором R&D-центра «Октава Дизайн и Маркетинг» Любовью Стальновой и задать ей несколько вопросов.

Опубликовано 06.03.2017