Вековой архив и моментальный доступ
В прошлом году компания Panasonic анонсировала роботизированные библиотеки для хранения данных, работающие на базе оптических дисков. А в рамках конференции Startup Village, проходившей в начале июня в «Сколково», было подписано первое партнерское соглашение с российской софтверной компанией «Рэйдикс» по созданию программно-аппаратного комплекса на базе этих решений. Пользуясь случаем, мы задали несколько вопросов Герману Гаврилову, руководителю отдела развития бизнеса Panasonic Россия.
Насколько я помню, в Panasonic выражали большую заинтересованность в создании совместных решений с российскими партнерами, где бы использовались эти библиотеки. Что уже удалось реализовать?
Результатом проекта с «Рэйдикс» должна стать гибридная система хранения, которая позволит заказчикам оперировать как «горячими» так и «холодными» данными. За год мы провели большую работу – переговоры, обсуждения, технические исследования. А теперь вот подписали соглашение о взаимодействии и фактически запустили разработку продукта, который решит массу задач не только российских заказчиков, но и клиентов во всем мире.
Чем же так уникально российское решение?
Конечно, похожие решения есть и у других компаний – но полных аналогов не существует. Дело в том, что Panasonic совсем недавно разработал новый стандарт оптических дисков Archival Disk, которые обладают потрясающими перспективами по дальнейшему увеличению емкости. Сегодня Archival Disk поддерживает объем 300 Гб, скоро будет 500 Гб, а затем и 1 Тб. Это позволяет участникам рынка смотреть и на дальнейшие возможности, развивать оптические технологии и думать об их интеграции в крупные ИТ инфраструктуры. Раньше этого не было, поскольку считалось, что оптические диски исчерпали себя, и никто их больше использовать не будет. Однако мировое сообщество столкнулось с бурным ростом данных – ежегодно их объем удваивается, и оптические технологии вновь востребованы как самые экономичные. Компания «Рэйдикс» оказалась в нужное время в нужном месте, поэтому у нас и родился этот проект, перспективы которого очень впечатляют. Если посмотреть на стоимость хранения одного гигабайта в условиях оперирования большими объемами холодных данных, то самым дорогим носителем окажется флеш-память, на втором месте жесткий диск, на третьем – лента, а самым дешевым будет оптический диск. Кроме того, оптика выигрывает по длительности хранения – нет другого носителя, который бы гарантированно хранил ваши данные в течение 100 лет без необходимости перезаписи. Флеш, HDD и лента этого не позволяют.
Но такие сроки могут заинтересовать, пожалуй, только архивы и библиотеки, заинтересованные в оцифровке своих фондов. Какого же количества проектов в России вы ожидаете?
Проектов будет много. Судя по отчетам аналитических агентств, 50% всей корпоративной информации в дальнейшем архивируется. Из этого объема примерно 20%, по нашим оценкам, представляют собой «замороженные» данные, то есть те, к которым крайне редко обращаются, но хранить их нужно очень долго. Если же данные нужно хранить всего три года, то, конечно же, нет смысла записывать их на оптический диск – куда выгоднее ленточные СХД. Мы же говорим о тех данных, которые требуется хранить очень долго без необходимости перезаписи. Заказчик должен быть уверен, что после записи на оптический диск он не потеряет ни единой крупицы информации за эти долгие десятилетия.
Будут ли в ближайшем будущем дешеветь новые оптические диски стандарта Archival Disc?
Прежде всего, стоимость хранения одного бита данных будет снижаться параллельно с увеличением емкости дисков. Сегодня у нас есть два типа оптических дисков. Первый – Blu-Ray – позволяет записывать 100 Гб. Сейчас именно такие диски установлены в картриджах наших библиотек, а в конце года будут доступны варианты уже с 300-гигабайтными Archival Disc, причем это будут двусторонние диски. Поскольку доступ к диску осуществляется с двух сторон, потребуется специальный привод – но мы гарантируем, что он будет совместим со всеми предыдущими форматами дисков, вплоть до обычных CD. Конечно, такой привод обойдется дороже, однако за счет увеличения емкости сама система будет экономически более выгодной при условии хранения от 500 Тб.
Помимо вашей компании, диски Archival Disc выпускает Sony. Можно ли будет в ваших библиотеках использовать диски сторонних производителей?
Картриджи придется использовать только наши, но сам по себе стандарт универсален. Он разработан Panasonic и Sony в прошлом году, и обе стороны подтвердили намерение инвестировать в его развитие.
Намечаются ли партнерские альянсы с другими российскими компаниями?
Да, и прежде всего они коснутся нашей технологии Light ID – передачи светового кода. Работает она следующим образом. В разрыв электрической цепи устанавливается модулятор, и свет от светодиодов незаметно для глаза мерцает и передает кодовый сигнал на камеру вашего смартфона – Apple iPhone или Android версии не ниже 5.0. На смартфоне должно быть запущено приложение, которое в доли секунды получает с нашего облачного сервиса и выводит на экран необходимый контент, связанный с этим кодом. Это может быть видео, изображение, анимация, текст или просто ссылки на другие источники. Мы создаем сейчас новую экосистему вокруг этой технологии и уже показали Light ID ведущим музеям России – Политехническому, ГМИИ им. А.С. Пушкина, Эрмитажу, Еврейскому музею. Все очень заинтересовались, поскольку она открывает целый ряд новых возможностей.
А где уже работает Light ID?
Первый проект на ее базе реализован в японском выставочном центре TOKYO BIG SIGHT, крупнейшем в стране. Второй – в токийском аэропорту Ханеда. Для чего эта технология нужна в аэропорту? Для навигации. Вы прилетели и вышли на остановку общественного транспорта, наводите свой смартфон и получаете всю необходимую информацию. Фактически это адресная система, которая не навязывает любую информацию, а позволяет получить только ту, что вам полезна. При этом в самой структуре зданий ничего менять не придется. Во всех музеях, например, установлены светодиодные фонари на трековой шине. Мы монтируем модуляторы и делаем экспозицию носителем информации без видимых табличек. Причем информация может подаваться в разной форме – в зависимости от возраста посетителя, например.
По карману ли музеям такая технология?
Мы разрабатываем бизнес-модель, по которой Light ID будет поставляться либо по подписке, с ежемесячными платежами, либо в рамках сервисного контракта. Ищем партнеров и в области разработки мобильных приложений, а также производителей светодиодных светильников или дисплеев.
Насколько я знаю, в мире уже широко используется подобное решение – QR-код?
Да, они очень похожи, но, в отличие от QR-кода, Light ID работает при любом освещении, даже в темноте. А если в помещении большое количество людей, загораживающих QR-код, вы также не сможете его считать. Кроме того, сам QR-код будет смотреться как инородный объект на любом музейном экспонате или картине.
И последний вопрос. В каких музеях мира уже развернуты решения на базе Light ID?
Именно российские музеи являются наиболее передовыми в плане тестирования и апробации новых технологий. О первых двух проектах в Японии я уже рассказал, а в России мы развернули пилотную систему Light ID в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина.
Опубликовано 23.06.2016