Восемь способов избежать «черного облака»

Восемь способов избежать «черного облака»
Все корпоративные данные утеряны и восстановлению не подлежат… - страшный сон руководителя компании. А если рабочие базы компании при этом находились в облачной инфраструктуре недобросовестного поставщика - это уже настоящий кошмар...

Все корпоративные данные утеряны и восстановлению не подлежат… - страшный сон любого руководителя компании. А вот если рабочие базы компании при этом находились в облачной инфраструктуре недобросовестного поставщика - это уже настоящий кошмар. Можно считать, что незаметно для себя вы попали в «черное облако» со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Именно о «черных облаках» мы сегодня и поговорим.

Как правило, такое облако организует недобросовестный поставщик облачного сервиса, чье оборудование не соответствует нормам, техническая поддержка не обладает нужными компетенциями, а работа построена на рекламных акциях-«мимолётках».

В связи с тем, что порог входа в облачный бизнес крайне низкий, любой толковый сисадмин может организовать на примитивном железе так называемое «облако». Стоимость аренды этого облака – копейки, а гарантий - никаких. Тем не менее, в погоне за дешевизной сервиса экономный предприниматель попадает в «черные облака», что рано или поздно ставит под угрозу весь его бизнес, раз и навсегда отвращает от облаков и закрывает перспективное направление для расширения производственных мощностей.

Чем же так опасны «черные облака», и как уберечь свой бизнес от попадания в них?

Главная опасность, которая подстерегает клиентов в «черных облаках», это невозможность восстановления утерянной информации. Думается, у всех еще свежа история провайдера CloudMouse

Не менее важным является и фактор «недоступности» информации по вине провайдера, кратковременно или на длительный срок и именно тогда, когда это необходимо больше всего.

Кроме того, существует опасность обманутых ожиданий, когда провайдер не может поддерживать высокий уровень поддержки сервиса и бросает заказчика на произвол судьбы вместе с его проблемами и потребностями.

Способов не попасться на рекламные слоганы «черных» провайдеров всего семь.

1.      Провайдер сервиса должен быть собственником бизнеса, основных фондов (серверы, ПО, инфраструктура). Если это не так, скорее всего провайдер будет не в состоянии контролировать и оперативно управлять доступностью облачных сервисов. Технический персонал провайдера должен владеть информацией, на каком оборудовании развернуто облако, и круглосуточно следить за его работоспособностью.

Вывод: Делайте выбор в пользу облачного провайдера, руководство которого безраздельно владеет инфраструктурным оборудованием, регулярно обновляет его и модернизирует. При этом оборудование должно быть размещено в ЦОДе, сертифицированном не ниже уровня Tier 3.

2.      Доступность облачных услуг должна быть круглосуточной, 7 дней в неделю, 365 дней в году, без простоев и перерывов. Этот факт должен быть не рекламным слоганом, а реальным положением дел.

Вывод: Запросите у облачного провайдера график соблюдения SLA и журнал регистрации простоев. Эта информация находится обычно в свободном доступе на сайте провайдера, или предоставляется по первому требованию потенциального клиента. Если потенциальный поставщик облачного сервиса не предоставляет по первому требованию информацию о простоях, вам стоит задуматься, вступать ли с ним в долгосрочные отношения.

3.      Не стоит забывать и про аспект доверия. Мы живем в кризисное время, когда уровень конкуренции достаточно высок в любом бизнесе. Поэтому гарантия безопасности коммерческой информации – один из важнейших аспектов успеха в бизнесе. Облачный провайдер обязан быть аттестованным согласно последним требованиям безопасности и законодательства РФ, регулярно проходить разнообразные проверки, такие как тест на проникновение, тест на отражение DDOS-атак и многие другие.

Вывод: Требуйте у облачного провайдера лицензии, позволяющие осуществлять заявленные виды деятельности, документированные результаты проведения различных тестов на безопасность инфраструктуры.

4.      Главным преимуществом облачного сервиса, по сравнению с использованием собственного железа, является фактор масштабируемости. Как правило, облачный провайдер заявляет о своей способности гибко управлять объемами потребляемых услуг, оперативно реагировать на потребности бизнеса и, конечно же, применять дифференцированный подход к оценке стоимости своей работы. Любые параметры облачного сервиса должны быть масштабируемыми, как непосредственно ресурсы, так и количество лицензионного ПО, предоставляемого в аренду.

Вывод: Обязательно проведите нагрузочные тестирования, позволяющие оценить возможность прироста объемов ресурсов. Когда вам понадобится нарастить производственные мощности согласно растущим потребностям бизнеса, вы будете уверены, что вам не придется менять облачного провайдера из-за того, что он просто «не тянет» такие масштабы. Кстати, о резких скачках в потребностях стоит все же оповестить провайдера заранее, чтобы он к нужному моменту был во всеоружии.

5.      Каждый технический специалист при выборе поставщика задается вопросом – а будет ли провайдер работать так, как обещано. К сожалению, гарантии могут быть предоставлены только «на бумаге», в виде отзывов уже действующих клиентов и заверений со стороны сотрудников провайдера. Напоминаем, что основной рекомендацией в данном вопросе является бесплатный тестовый доступ, в рамках которого нужно критично отнестись к времени реакции технической поддержки на запросы, готовности к внештатным ситуациям и к осваиванию новых «горизонтов» с подачи заказчика.

Вывод: Во время работы в рамках тестового доступа, по возможности, максимально глубоко изучите зоны ответственности «клиента» и «провайдера», разберитесь с каналами связи для обращения в техническую поддержку. Будет правильным настоять на выделении наряду с персональным менеджером еще и персонального системного администратора, закрепленного за вами.

6.      Умение договариваться является одним из важнейших моментов во взаимоотношениях с провайдером. Помимо проработки соглашения SLA и договора на обслуживание, необходимо прощупать почву дальнейшего развития взаимоотношений, понять сможет ли облачный провайдер удовлетворить своими компетенциями перспективные задачи, выходящие за рамки задач масштабирования. Вывод: С осторожностью относитесь к провайдеру, который обещает справиться со всеми возможными задачами. Обязательно детально проработайте с поставщиком облачных услуг возможные варианты развития партнерства. Возможно, большую часть ваших задач провайдер решит. Но вы должны точно знать, какую именно часть. Конечно, идеальный сервис – это сервис «одного окна». Но такой вариант предоставления услуг на достойном профессиональном уровне встречается крайне редко.

7.      Хорошей поддержки много не бывает. По большому счету, качественная, своевременная и, в полном смысле слова, отзывчивая техническая поддержка – залог успеха любого облачного провайдера. Поддержка должна быть доступна круглосуточного и по нескольким каналам связи. Некоторые провайдеры предлагают бесплатную техническую поддержку, которая отвечает за доступность и работоспособность инфраструктуры, и, за отдельную плату, поддержку c более сильными компетенциями, заточенную под решения сложных задач.

Вывод: В процессе тестирования услуг облачного провайдера концентрируйтесь на качестве работы технической поддержки, времени реакции, степени удовлетворенности работой. Помните, если в два часа ночи техническая поддержка провайдера не может обработать ваш запрос и урегулировать проблему в течение часа, будьте уверены – и в два часа дня, в самую жаркую коммерческую пору, он может вас подвести.

8.      И, пожалуй, самый очевидный и незыблемый способ - проверка «чистоты» юридического лица. Это является обязательным условием проверки контрагентов, так как из-за низкого порога входа в отрасль, компании-однодневки растут как грибы.

Вывод: Перед заключением договора обязательно запросите у провайдера облачных услуг учредительные документы, такие как Устав, протокол (приказ) избрания руководящего органа и ЕГРЮЛ (либо скачайте его из известных источников самостоятельно).

Итак, чтобы вашей компании не оказаться в эпицентре непогоды, в «черных облаках» некомпетентных провайдеров, стоит бдительно прорабатывать регламенты сотрудничества, качественно проводить нагрузочные тестирования и усердно прощупывать качество технической поддержки.

Наталья ВИТЕР,

руководитель отдела продаж компании CorpSoft24

Опубликовано 07.12.2016

Похожие статьи