Какие hard и soft skills нужны теперь?
Все течет, все меняется, удалёнка появляется, новые технологии льются широкой рекой. Новые условия должны предъявлять новые требования к людям. Вполне разумно задать вопрос: а как это влияет на потребности в навыках у работников и руководителей?
Безусловно, постоянное появление новых технологий требует постоянного обучения и овладения новыми знаниями. Приведу цитату Л. М. Буджолда: «В Императорской Военной академии был один профессор, – продолжил Майлз, – который читал вводный курс по тактике. Он говорил, что никогда не меняет экзаменационные вопросы от курса к курсу и не опасается списывания, потому что, хоть вопросы и одни и те же, ответы всегда меняются. Тогда я думал, что это шутка».
Отлично, списывание исключается. Но меня всегда интересовало – а как сам этот профессор из года в год мог оставаться экспертом по своей дисциплине? Какие такие навыки и способности позволяли ему быть настолько компетентным, что он мог других учить? Ведь в условиях постоянно меняющихся знаний у него не было никакого приоритета в виде накопленного багажа. Тут любой новичок может быстро, в течение одного года, стать наравне с профессором, ведь знания прошлого года уже неактуальны.
Это наводит меня на мысль, что есть некие навыки и способности, которые стоят над изменчивыми технологиями. И пока технологии меняются, разумный человек, пользуясь ими, делает свое дело почти в прежней манере, лишь ловко адаптируясь к нововведениям. Для этого даже не надо быть ИТ-специалистом. Вполне достаточно быть просто домохозяйкой, чтобы в течение жизни перейти от использования русской печи к керосинке, затем газовой плите, электроплите, мультиварке, микроволновке и индукционной плите.
Но такое ощущение, что мастерство приготовления пищи все-таки от человека зависит. Кто в печи шедевры делал, тем и индукционная плита не помешала, а кто и просто кашу приготовить не мог, тем никакая мультиварка не помогает.
Если мы почитаем известную литературу, например Фергюса О’Коннела «Как успешно руководить проектами. Серебряная пуля» или Стивена Кови «7 навыков высокоэффективных людей», то увидим, что рекомендуемые ими навыки ортогональны по отношению к знаниям и технологиям: «Представляйте конечную цель», «Расставляйте правильные приоритеты», «Слушайте, чтобы понять», «Закрепляйте задачи за людьми» и т. п. Эти навыки достаточно универсальны и, похоже, не меняются. По крайней мере они никак не зависят от технологий и знаний и обусловлены самой природой человека, а она или не меняется, или меняется очень незаметно. И, что самое любопытное, навык «Наглядное представление цели» присутствует в обеих упомянутых книгах, причем на первых местах. Этот же прием под названием «Представьте идеальный конечный результат» является одним из ключевых шагов алгоритма решения изобретательских задач АРИЗ-85В.
Авторы приводят обоснования своему выбору:
1. Люди тратят время своей жизни на проект/работу. Представление конечного результата дает им возможность получить предварительное представление о том, как они себя будут чувствовать, когда работа успешно завершится. Представить заработанную сумму, строчку в резюме, признание коллег, чувство собственного удовлетворения.
2. Наглядное представление мотивирует и вовлекает. Представление результата – то, что будет поддерживать людей морально, пока на проекте проблемы и ошибки.
3. Представление конечного результата – это точка отсчета и метод измерения прогресса. Не имея возможности измерять работу, вы не сможете ею управлять. А при наличии конкретного представимого результата вы можете оценивать каждый шаг – насколько он вас приближает к результату (или отдаляет).
4. Уменьшение непроизводительной работы – то есть той работы, которая не приближает вас к желаемому результату.
Так что же получается, умение через туман будущего увидеть сверкающий маяк желанной цели и показать его другим, чтобы зажечь их сердца и направить их в нужном направлении, – это и есть самый полезный навык, который неподвластен ни времени, ни новым технологиям? Как вы считаете?
Опубликовано 12.11.2020