Про бенчмаркинг, ИТ-дейтинг и 5П

Часто ли вы слышите, что нам не хватает ИТ-специалистов? И про то, где найти приличных джунов? (Про мидлов и сениоров просто грустно промолчим.) Думаю, да. Я так постоянно слышу это от представителей ИТ-компаний и в кулуарах, и на официальных встречах, и на круглых столах, и даже в СМИ.

А про то, что студентам старших курсов/выпускникам ИТ-специальностей рейтинговых и востребованных вузов не найти работу и их гоняют по стажировкам, слышали? Если нет, то вы просто не общались со студентами. Они выполняют бесчисленные тестовые задания, проходят огромное количество бесплатных стажировок, сами учат стек технологий и решают задачи и реально хотят работать. Самый частый вопрос: а как пробраться в крупные и надежные компании?

И вот приходит в вуз Хорошая ИТ-Компания. И делает… ну, допустим, День карьеры. А студентов-то на этой встрече человек 20 или 30. И какие-то они не особо интересные… без огонька в глазах, в общем.

И получается у нас классическая ситуация для любого приложения или сайта знакомств (дейтинга). Когда есть желающие познакомиться женщины и жаждущие создать семью мужчины, но как-то они идут параллельными курсами, а пересекаются с кем-то... ну, не тем. В чем же дело? Почему так редок метч (совпадение) в ИТ-дейтинге? Да примерно в том же, в чем и в дейтинге обычном. Отсутствие конкретики, излишняя серьезность и слишком загламуренный или официальный образ, отсутствие личного контакта и принцип «самый нахальный лезет вперед».

Обычное мероприятие — это красивые презентации (мы большая, серьезная… классная компания), стенды, чуть-чуть сувенирки, которая раздается самым нахрапистым и приставучим. И частый взгляд «сверху вниз» со стороны компаний. Мол, что вдаваться в подробности, приходите — расскажем. И главное, вера в то, что если Большая Хорошая Компания пришла в вуз, то студенты должны прийти к ней просто потому, что она Большая Хорошая Компания.

Понимаете, таких карьерных дней, презентаций в среднем вузе с ИТ-специальностями проводится ну… раз неделю. Если вуз на слуху и популярен, то и чаще. Но «просто прийти и рассказать» — недостаточно. А что делать? Как выделиться? А надо заняться бенчмаркингом, то есть использованием лучших практик в смежных сферах. Принять, что карьерное мероприятие в вузе — это такое же мероприятие, а студенты — такие же партнеры или клиенты, только продаем мы им не продукты компании, а саму компанию. Для взаимовыгодного сотрудничества и долгой совместной жизни.

ИТ-компании уже давно умеют делать классные мероприятия для партнеров, надо просто использовать этот опыт с поправкой на аудиторию. В моем багаже есть около 200 мероприятий разной величины — от небольших и закрытых «для лиц, принимающих решения» до массовых форумов на 1000+ человек.

Оказалось, совсем нетрудно, используя этот опыт, переложить его на студенческую аудиторию и «вырастить» камерное мероприятие «для своих и друзей» до весьма крупного, на сотни участников и несколько площадок.

Коротко схему хорошего мероприятия можно уложить в формулу «5 П»:

  • Практика
  • Профессионалы
  • Перспективы
  • Призы
  • Пиар

Практика. Недостаточно рассказать, чем хороша и чем занимается компания, надо «дать пощупать» это на практике. Реальные кейсы, решение задач, причем на ПО, которое использует или создает сама компания.

Профессионалы. Со студентами должны общаться те, кто занимается продуктом. Не пиарщики, не эйчары, а те, кто работает в этой же области. Кто знает процесс разработки, кто может рассказать, как построена работа. Именно это интересно и с этого начинается доверие. Репутация компании начинается с людей.

Перспективы. А кем я могу работать? А с чего начинать? А как прийти без опыта или с минимальным опытом? А что меня ждет в принципе? И не надо рисовать сияющие чертоги. Начините подробно с первых шагов, а что будет дальше — никто не знает, ни вы, ни студент, ни Deep Seek.

Призы. Мы все любим приятные мелочи. А крупные приятности — еще больше. Не стоит пренебрегать мерчем. Помельче — в пакет участников, покрупнее — в качестве призов с прозрачным (подчеркнуто три раза) алгоритмом получения. И сильно рекомендую не относиться к сувенирам несерьезно. Сила мелочей в том, что их много. Поверьте, карандаши и ручки уже никого не впечатлят. Их даже брать не будут. А вот интересные, пусть и недорогие подарки — возьмут и будут помнить. Например, студенты до сих пор вспоминают милейший антистресс в форме лимончика от компании «Базальт СПО» с мероприятия прошлых лет, а в этом году наклейки со забавными рисунками по поводу импортозамещения от Группы «Астра» разошлись как горячие пирожки.

Пиар. Как я уже писала, никто не придет на мероприятие просто потому, что оно есть и пришла Большая Хорошая Компания. Да, разумеется, пиар мероприятия — задача в первую очередь вуза, который должен ее анонсировать и в соцсетях и создать телеграмм-канал. Но качество этого пиара напрямую зависит от того, какой контент дадут партнеры. Если это сухая информационная справка, то и качество пиара будет невысоким. А если есть возможность дать пару интересных фактов, анонсировать какое-то выступление на горячую тему или показать «кружок» с приветствием и анонсом выступления кого-то из спикеров, пиар сразу становится живым, не вымученным, интересным. А если подключить еще и сторонних информационных партнеров, а также сайты компаний, то мероприятие начинает обрастать критической массой ссылок и начинает пиарить само себя. Замечу, абсолютно бесплатно.

Почему я так уверенно говорю про то, что это работает? Потому что это проверено практикой.

Наверное, самый яркий и свежий пример — наш фестиваль установки свободного программного обеспечения RusLinuxInstallFest. Это не кейс-чемпионат от Яндекса или Сбербанка с серьезными призовыми фондами, который продвигает сам себя за счет громких имен и популярности брендов. Это Линукс, что даже для ИТ-студентов часто ассоциируется с тем, что «сложно…». Тем не менее благодаря использованию всего инструментария «5П» мы за несколько лет увеличили количество участников в 12 раз, превратившись из посиделок «для своих» в крупнейшее в России мероприятие для студентов в области ОС на базе Линукс на четыре площадки и два города. Да даже по сравнению с прошлым годом количество участников выросло на 175% — с 200 до 350 человек. По правде говоря, можно было бы и больше, но мы недооценили энтузиазм участников, и нам банально не хватило помещений на площадках, так что пришлось досрочно закрывать регистрацию.

Повторюсь, все это без рекламных бюджетов, без административного давления на студентов, чем часто грешат такие мероприятия, и, главное, без скуки и принуждения, на взаимном «метче» со стороны компаний и участников. Потому что это интересно. Потому что это взаимовыгодно. Потому что это нужно всем.

Опубликовано 05.05.2025

Другие публикации эксперта