Российский SPIRIT и мировой HD VoIP-стандарт
Когда речь заходит о российской IT-компании – «монстре мирового масштаба» вспоминают, обычно, «Лабораторию Касперского». При этом мало кто знает, что в России есть еще один скромный разработчик, решениями которого пользуется около миллиарда человек по всему миру. Это фирма, с которой приходится считаться таким гигантам как Microsoft, Apple и Google. Речь идет о компании SPIRIT - разработчике решений для обработки голоса и видео, которыми пользуется большинство владельцев обычных телефонов, смартфонов, планшетов и ПК.
Выходя из офиса SPIRIT, расположенного в бизнес-центре на Павелецкой, я спросил у пробегавшего мимо сотрудника фирмы, которая является «гигантом мысли» мирового масштаба: «Вы, очевидно, все здание занимаете?» «Да, нет, - скромно ответил сотрудник SPIRIT. – Месяц назад «раскатали губу» на два этажа, но нам подняли аренду и снова на один этаж уплотнились». «Какая здесь, однако, высокая плотность технологий», – подумал я.
Но речь в статье пойдет не о недостатке площадей и не о бедственном положении российской IT-индустрии. А о том, что у страны в кои-то веки появился шанс стать законодателем IT-моды мирового уровня. Причем не только на словах, как это происходит с российскими смартфонами – убийцами iPhone, а на деле. Статьи про технологии в телекоме – не для слабонервных, но если дочитать, можно получить представление о том, какие силы и за что сражаются на существующем многие годы телекоммуникационном Майдане.
Стандартная неразбериха на гиперактивном рынке связи
Сегодня мы являемся очевидцами нового витка VoIP-революции, начавшейся более десяти лет назад, когда начал быстро набирать популярность проект Skype. Google, Yahoo, AOL-ICQ, Microsoft, Adobe, и другие крупные интернет- и софтверные компании тогда стали стараться быстро его скопировать и создали собственные VoIP-сервисы, стремительно завоевавшие популярность десятков, и потом сотен миллионов пользователей. Причина этой популярности в том, что пользоваться VoIP бесплатно удобно, и голос качественный. А качество высокое потому, что голос стал HD (wideband, широкополосный) благодаря новому поколению кодеков, а также, что очень важно, голосовой движок активно борется с задержками голосовых пакетов в интернете, шумами и эхо (чего не было в первом поколении VoIP продуктов в 1995-2003 годах, таких например как Microsoft NetMeeting).
Интересно отметить, что к 2006 году ни у одной из компаний, в том числе Skype, Google, Yahoo, AOL-ICQ, Microsoft, Adobe не было своего голосового движка, и все они пользовались лицензиями одного из 2 внешних поставщиков движков – российской SPIRIT или американской GIPS. Спустя несколько лет Skype и Microsoft (по отдельности) сделали свои собственные несовместимые друг с другом голосовые движки, а Google купил GIPS в 2010, что еще больше увеличило неразбериху и несовместимость разных VoIP продуктов на рынке.
Однако, несмотря на то, что использование VoIP-сервисов для сотен миллионов пользователей перешло в разряд ежедневных занятий, особенно на мобильных устройствах, до сих пор не решена проблема их совместимости. Обеспечить возможность HD-голосового общения пользователей разных VoIP-сервисов может выработка единого VoIP-стандарта, который бы поддерживали все сервисы, также как это происходит в обычной телефонии. Когда совершается обычный телефонный звонок, то пользователь не думает какой оператор, какая трубка, какая операционная система и какое приложение стоит у того человека, которому он звонит. В VoIP сегодня это совсем не так, и VoIP сервисы требуют обязательной установки одного и того же приложения на 2 сторонах HD голосового звонка. А при звонках из HD VoIP в обычную телефонную сеть качество резко падает, а задержки возрастают. За 10 лет VoIP сервисы перешагнули с РС на сотовые телефоны, что стало гораздо удобнее пользователям, привыкшим к трубкам, а не к РС-гарнитурам. Появились новые быстро растущие стартапы, такие как Viber, у которого уже более 200 миллионов мобильных пользователей, но совместимости HD голоса так и нет.
Конкуренция за пользователей и за контроль над новым стандартом, развернувшаяся между технологическими мировыми лидерами Google, Microsoft и Apple, препятствует выработке единого HD VVoIP-стандарта (к голосу добавилось еще и видео). Каждая стремится сделать свой собственный VVoIP-протокол единственно доминирующим, а не добиться его совместимости, договорившись совместно с другими компаниями о едином VVoIP-стандарте. Страдают от этого в первую очередь пользователи, вынужденные приспосабливаться и загружать то одно, то другое VVoIP-приложение в зависимости от того, чем пользуется собеседник в данный момент.
Отсутствие единого VVoIP-стандарта отрицательно сказывается на доходах операторов связи, в том числе и российских, абоненты которых используют их сети лишь для доступа в интернет. Операторы привыкли работать на основе стандартов и обеспечивать совместимость своих голосовых сервисов друг с другом. Но пока ни один мировой оператор связи не зарекомендовал себя как серьезный поставщик VVoIP-услуг для десятков и сотен миллионов пользователей, как интернет-компании (разве что кроме клиента SPIRIT в Китае - China Mobile). Это означает продолжение падения доходов, прибылей и отток пользователей традиционных (включая сотовых) операторов связи, при росте их издержек на строительство дорогих LTE сетей, которые требуют подвода оптики к каждой сотовой вышке.
Однако ждать, пока Microsoft, Apple, Cisco и Google договорятся между собой можно еще годы. В конце 2013 года очередное собрание IETF («Инженерный совет Интернета», международное сообщество, занимающееся разработкой протоколов и архитектуры Глобальной Сети) по попытке выработки единого стандарта кодека для HTML5 снова закончилось ничем, потому что Cisco предложило оплату патентных роялти за H.264 видео кодек, в пику бесплатному предложению VP8 от Google (WebRTC). Ну и конечно Microsoft (браузер IE) и Apple (Safari) принципиально не поддерживают Google WebRTC (Chrome) в своих веб-браузерах, а Firefox примыкает то к одним, то к другим, выпуская свою собственную мобильную ОС. Кроме того, усугубляя неразбериху, все операторы связи во всем мире идут своим путем, не совместимым с Google, Skype, Viber и т.д. Короче, кто в лес, кто по дрова среди законодателей мировой технологической моды.
У России есть все шансы стать реальным мировым стандартом в телекоме
Выходом из сложившейся ситуации, для операторов связи, могло бы стать принятие единого для всех операторов VoIP-стандарта. Такие попытки в виде реализации программы RCS (Rich Communication Suite) уже идут несколько лет под флагами GSMA, ассоциации, которая объединяет более 200 крупнейших операторов связи во всем мире. Благо все операторы уже пользуются стандартом SIP для сигнализации (установления соединения), и нужно лишь договориться по медиа-движку. Но в силу бюрократии «воз» RCS движется черепашьими темпами, хотя уже вышла версия аж 5.1.
В действительности стандарт может быть построен и на базе движка российской компании SPIRIT, которая о своем технологическом лидерстве в сегменте голосовых и видео движков всерьез заявила еще в начале двухтысячных годов. Тогда ее интегрированный продукт для цифровой телефонии лицензировала американская Texas Instruments (TI), мировой лидер (номер 1 в 2003 году) в производстве процессоров для сотовых телефонов. Софт SPIRIT был встроен в ветвь самого популярного и массового процессора в мире TI – C54CST (client-side telephony).
Эра телефонов сменилась эпохой смартфонов, создав для программных продуктов SPIRIT новую рыночную нишу. Среди производителей смартфонов голосовые и видео продукты SPIRIT лицензировали Apple, Samsung, LG, HTC, ZTE, Huawei. Таким образом, легендарные iPhone получили внутри себя важную российскую составляющую – софт для доставки голоса и проигрывания музыки. Благодаря большим мировым клиентам, программными продуктами SPIRIT пользуется более миллиарда человек в 100 странах мира. Это больше, чем клиентов приложения Skype.
Не секрет, что российский разработчик SPIRIT, как и местные звездные хоккеисты, играет в основном в заокеанских «высших лигах». Но не по своей, правда, воле. Дело в том, что высокотехнологичные программные продукты SPIRIT для обработки голоса и видео, которые пользуются большим спросом за рубежом уже более 15 лет, в России мало кому нужны даже сегодня. Причина - отсутствие российских технологических лидеров и спроса на технологические инновации у нас в стране. Первым крупным клиентом SPIRIT в 1995 стала японская корпорация NEC. Успешно выполнив для нее ряд проектов, SPIRIT расширила свое присутствие сначала в Японии, а затем в Азии, США, Европе и других странах (включая Австралию и Океанию).
Национальная поддержка пригодится не только сборной по хоккею
В SPIRIT считают, что и российский рынок почти готов к использованию инновационных VVoIP-продуктов. В частности, когда речь идет об адаптации отечественных операторов связи под неминуемо меняющиеся реалии отрасли телекоммуникаций, где важнейшую роль начинают играть VVoIP-сервисы.
Драйверами принятия стандарта вполне могут стать телеком-операторы. Им единый стандарт HD VVoIP обеспечит еще один надежный канал монетизации IP-трафика. При наличии стандарта для сотового оператора уже не составляет труда создать оболочку, интерфейс, биллинг, сервис позволяющие совершать видео звонки и проводить групповые веб-видеоконференции через фирменное «операторское» VVoIP-приложение. Сейчас пока что оператор способен взимать плату только за интернет-трафик, но не сами звонки, «утекающие» от него через Skype, Google, Viber, Microsoft, Webex и т.д.
Использование видео и голосового движка отечественной компании наиболее предпочтительно и с точки зрения национальной технологической независимости и информационной безопасности. В SPIRIT уверены, что государству национальный движок даст независимость от зарубежных компаний-разработчиков таких как Google, Facebook, Microsoft, Apple, Cicso и других, чья репутация была значительно подпорчена после огласки Эдвардом Сноуденом фактов их сотрудничества с зарубежными разведками. В случае с движком компании SPIRIT ситуация совсем иная - все программные коды отечественные, как и сам разработчик – вот он, в бизнес-центре на Павелецкой, рукой, можно сказать, подать.
Конечно же, в случае принятия национального VoIP-стандарта мировым лидерам-разработчикам VoIP-приложений, желающим и впредь работать на российском рынке, придется поддерживать национальный российский VoIP-стандарт. Так уже несколько лет происходит с национальными коммуникационными стандартами в Китае. Выиграют от этого в первую очередь российские пользователи VoIP-услуг и операторы связи, которые получат дополнительную защиту российского рынка традиционных голосовых и VoIP-услуг от зарубежных VoIP-сервисов, о чем большая сотовая тройка в России уже несколько лет публично и активно просит нашего регулятора (МинКомСвязь), впрочем (и справедливо) без успеха.
Конечным пользователям единый HD VVoIP стандарт предоставляет возможность связываться друг с другом в HD по IP (через операторское приложение), не задумываясь, какой программный продукт установлен у собеседника, какой у него оператор, трубка и операционная система. Осталось только дождаться, когда же операторы не только всерьез озадачатся конкуренцией со скайпами (это уже давно произошло), но и сделают свои конкурентные VVoIP продукты и сервисы массово популярными, а не скромными попытками для галочки.
Одной из первых ласточек, как ни странно, стал государственный Ростелеком, который развернул на своей сети, в своих ЦОД, под своим брендом, в своем биллинге продукт SPIRIT VideoMost для многоточечных веб-видеоконференций в IP сетях, позволив операторам конкурировать с Microsoft и Cisco Webex. Далее МТС последовал за Ростелекомом и тоже недавно развернул свой сервис на базе SPIRIT VideoMost. Того и глядишь операторский воз будет не и ныне там, а наконец поедет к сотням миллионов пользователям, как интернет-компании уже сделали годы назад и продолжают наращивать темп, теперь уже на мобильных платформах.
Опубликовано 29.01.2014