Максим ЗАКОПАЙЛОВ: “Идет охота на профессионалов”

Логотип компании
Разработчик популярных мобильных приложений поделился секретами профессии.
IT-индустрия знает Максима Закопайлова как разработчика популярных мобильных приложений и успешного руководителя. В его портфолио проекты из разных сфер: от автомобильной, до спорта и психологии. Его компетенции и проекты позволили выйти на международный уровень и работать с крупнейшими компаниями. В сфере IT Максим уже больше 10 лет. Он точно знает все о кадровом голоде в мире мобильной разработки и вариантах решения этого вопроса.

Максим ЗАКОПАЙЛОВ: “Идет охота на профессионалов”. Рис. 1

Максим, поделитесь своими лайфхаками в управлении. Как вы собрали свою команду профессионалов?

В основном это нетворкинг. Сегодня в моей гейм-студии работают люди, с которыми я прошел и огонь и воду. Это помогает точней оценить сроки, понимать, как выполнить ту или иную задачу. Потому что хорошо друг друга знаем.

Как оцениваете ситуацию на рынке труда? Кого или чего не хватает, чего в избытке?

Лично мне не хватает художников, активных product manager, нативных разработчиков, бэкендеров. Вакансии бэкендеров закрываются дольше всего. Бэкенд довольно сложен. Это действительно дорогие специалисты. Их мало.

Удивительно, ведь числу специалистов, занятых в сфере мобильных приложений, Россия уступает лишь США и Японии.

На самом деле, много молодых кадров, и всегда не хватает профессионалов. Раньше были специалисты, которые могли взять молодого специалиста под крыло и воспитывать его. Сейчас ситуация изменилась. В основном идет охота на профессионалов, но вакансий море и любой найдет место в IT-сфере.

Как талантливому молодому специалисту попасть в сеть полезных знакомств?

Ответ на этот вопрос уже придуман: хакатон. Я сам неоднократно принимал участие в международных хакатонах, чтобы себя показать и на коллег посмотреть. Когда случился кадровый кризис в компании «Мануфактура» (в которой я работал техническим директором), у меня появилась идея провести свое собственное соревнование разработчиков мобильных приложений. Так, нам удалось провести первый в Воронеже хакатон. Но на самом деле, об этом мероприятии заговорил тогда не только Воронеж, но и вся страна. Мы привлекли крупных партнеров. И призовой фонд соревнования мобильных разработчиков составил 350 тысяч рублей. На тот период даже в Москве такого не было.

Удалось встряхнуть ИТ-сферу?

Да, следуя нашему примеру, многие регионы стали организовывать хакатоны. Многие смогли показать себя, а компании - найти тех сотрудников, которые им действительно были нужны. Хакатон - круче любого кастинга, реальная прокачка скиллов, и действительно видно, кто и чего стоит. Это вам не десятиминутное собеседование и не пачка дипломов, которые могут ничего не значить.

Но образование все равно необходимо. Вопрос, какое? Что цените вы?

Я закончил один из крупнейших высших учебных заведений России Воронежский госуниверситет. Но мобильную разработку там не преподавали. Но на факультете компьютерных наук я получил отличную фундаментальную базу, которая в дальнейшем в моей карьере помогала справиться с любым языком и фраймворком и дала форы большинству IT-специалистов. В дальнейшем, я фактически обучался самостоятельно, обложившись книгами и пытая более опытных коллег.

Значит ли это, что образование в сфере IT не обязательно?

В Тюмени я знаю самого крутого инди-разработчика. У него нет айтишного образования. Но он скорей исключение из правил. Я все же считаю, что без хорошей академической базы далеко не уедешь. Это, кстати, сейчас проблема. Разработка стала очень простой и в целом, ничего не нужно знать. Просто садишься, выучиваешь какой-то фреймворк и все, ты можешь делать сайты, делать деньги. Но при этом эти junior-разработчики не получали ту базу основ программирования, которую получил, например, я в вузе, базу компьютерных наук, Computer Science. Эту базу сейчас многие молодые специалисты перескакивают. И когда начинают расти карьерно, попадают в ловушку, не могут расти дальше, потому что не хватает базовых пониманий программирования. Особенно при разработке каких-то сложных систем, многопоточных, высоконагруженных.

Расскажите, с чего вы начали свою работу в разработке мобильных приложений?

Вообще первая работа у меня была системным администратором. И в какой-то момент я понял, что это путь в никуда. Я хочу заниматься разработкой. Начал искать первый заказ и нашел. Это было приложение «Книжная радуга». В результате успешный проект стал первым пунктом в моем резюме. На тот момент мной заинтересовалась самая большая аутсорс компания ID East. Я прошел собеседование, и мне предложили создать и возглавить фрирайт офис. Так я собрал команду, возглавил отдел разработки и продолжил выполнять технические задачи.

Какие задачи были самые яркие?

О, таких много! Я разрабатывал одну из первых версий приложения Сбербанк Мобайл и заправок Газпром. Был разработчиком и менеджером проекта Apteka.ru. Для газеты «Советский спорт» была задача сделать Windows Phone версию. Параллельно другая команда делала версию на Android. В результате мы выполнили работу не только качественно, но и быстро. Приложение собрали в два раза быстрей сроков и без багов. Так моя команда зарекомендовала себя в IT-сфере.

Несмотря на то, что вы руководитель гейм-студии, вы лично курируете большинство проектов и участвуете в них, как разработчик. Почему?

Мне интересно. В гейм-студии я не занимаюсь только кодом. Всем остальным занимаюсь. Если ребята скажут, что им не хватает рук, я залезу туда. Моя задача – это решить всю неопределенность, которая есть. А неопределенности в бизнесе всегда много. Вот я тот человек, который закрывает любую неопределенность: с инвестициями, с зарплатами, с паблишингом, с платформой, с аналитикой, миллион неопределенностей. Все это на мне. И моя работа никогда не наскучивает.

Что вообще нужно для того, чтобы сделать успешное приложение?

Сложно представить, что какой-то проект будет успешным. Наверное, надо чтобы совпало: идея, концепция, дизайн, авторизация и исполнение. Такую формулу я вывел, еще когда делал приложение «Noomeera». Это социальная сеть для автомобилистов. Тогда заказчики готовили обширную рекламу для продвижения, но в результате потратили ноль рублей на рекламу. Это была уникальная и качественная работа, и уже в первый месяц «Номера» стали номер один в топ приложений.

Кто для вас ориентир в IT-индустрии?

Конечно - лидеры рынка. Компании, на которые смотрят все. В том числе мы. Например, Supercell - финская компания, у которой все игры очень крутые. Суперуспешные. Это компания показывает, что можно делать что-то уникальное. Мы стараемся не отставать. Наша первая игра Colonize: Transport Tycoon. Уже полмиллиона пользователей, положительные отзывы и высокий балл в магазине приложений (4,6). И это мы только начали! Такие результаты приятней даже, чем похвала коллег. Юзеры платят деньги за нашу работу, и это самый крутой фидбэк, который может быть.

Дайте совет тем, кто думает пойти в IT.

Делайте то, что вам нравится. Без интереса ничего не выйдет. Главное делать ту работу, на которую есть желание отдавать всего себя, погружаться в этот созидательный, увлекательный процесс.

Сергей Березкин

Опубликовано 02.04.2021

Похожие статьи