Итоги и перспективы «МТТ Групп»
Генеральный директор «МТТ Групп» Евгений Васильев сообщил итоги 2014 года и рассказал о ходе структурных преобразований в группе компаний.
Генеральный директор «МТТ Групп» Евгений Васильев напомнил, что в период 2011–2013 гг. основными задачами компании были стабилизация ее положения на рынке, формирование портфеля продуктов и некоторая диверсификация бизнеса (в то время МТТ ассоциировалась в первую очередь с транзитной деятельностью). В конце 2013 года была принята стратегия развития до 2017 года, которая ставила целью рост макропоказателей и увеличение капитализации в 2,5 раза. Сделать это стандартными способами на медленно растущем и тем более стагнирующем рынке невозможно, поэтому пришлось искать нестандартные решения и ниши, где происходит быстрый рост: на рынке телекоммуникаций это сервисы ОТТ, MVNO и ряд VoIP-приложений. С этой задачей «МТТ Групп» успешно справилась. В сложном для телеком-отрасли 2014 году ее выручка по US GAAP выросла до 17,1 млрд рублей (на 32% по сравнению с 2013 годом), показатель EBITDA – до 753 млн рублей (на 67%), а чистая прибыль, несмотря на резкое падение курса рубля, сохранилась на уровне 2013 г. - 116 млн рублей. При этом долговая нагрузка продолжала уменьшаться: если в 2012 году соотношение «чистый долг/EBITDA» составляло 16,4, в 2013-м – 5,3, то в 2014 году уменьшилось до 2,6.
В начале 2014 года приняты две новые стратегии. Продуктово-маркетинговая определила, на каких рынках МТТ будет работать, а на каких нет. Выбраны четыре ключевых направления: транзит (в основном новые услуги, так или иначе связанные с межоператорским взаимодействием); корпоративный рынок VoIP; MVNO и облачная телеком-платформа. Соответственно изменится и структура компании: она будет состоять из корпоративного центра, объединенного центра обслуживания и четырех бизнес-единиц, отвечающих перечисленным направлениям: Core, Business, MVNO и PaaS. Переход к новой структуре планируется завершить в первом квартале 2016 года, причем у бизнес-единиц появятся дочерние и связанные компании. Стратегия технического развития предусматривает полный отказ от первичных сетей и сохранение «вторички» (коммутация, управление трафиком и т. д.) как ключевого бизнеса, а также акцент на использование Open-Source-решений, что обеспечивает определенную независимость от вендоров и возможность работать с низкомаржинальными клиентами.
Главным вопросом 2014 года стало создание продуктов на ключевых направлениях. В мае запущен в опытную эксплуатацию первый в России федеральный оператор MVNO под брендом AivaMobile, а в августе началась его коммерческая эксплуатация. Второй ключевой продукт – облачная многомодульная платформа бизнес-коммуникаций «МТТ Бизнес». Оба решения предполагается вывести на международный рынок (в Ирландии уже создана компания Apico, которая будет продвигать эту платформу).
По мнению Евгения Васильева, экономический кризис повлек лишь количественные, но не качественные изменения планов компании. В частности, пришлось отказаться от внедрения MVNO в некоторых регионах, снизить объемы рефинансирования и внешнего долга. В текущем году намечено избавиться от ШПД-активов как непрофильных и, возможно, продать входящую в холдинг компанию «Синтерра Медиа», если найдется хороший покупатель.