Электронное правительство возьмут под общественный контроль

Логотип компании
Электронное правительство возьмут под общественный контроль
В Общественной палате создадут оперативную рабочую группу по вопросам экспертизы систем электронного правительства.

В Общественной палате создадут оперативную рабочую группу по вопросам экспертизы систем электронного правительства. Такое решение было принято на заседании круглого стола Общественной Палаты Российской федерации, темой которого были «Основные тенденции развития Информационного общества и государственных услуг в электронной форме в 2014-2015гг. Роль регионов». В мероприятии приняли участие представители Минкомсвязи и Минэкономразвития, ТПП Московской области, региональных профильных министерств, а также руководители крупных IT-компаний и эксперты по электронному правительству.

Электронное правительство - это совокупность всех электронных систем органов власти, которую можно разделить на единую федеральную систему и набор региональных систем, а также систем федеральных органов, которые решают прикладные задачи. Между федеральными и региональными уровнями находится шина передачи данных, эффективность работы которой обеспечивают стандарты, разработанные Минкомсвязи и Минэкономразвития.

Острые вопросы

Одной из целей круглого стола было обозначение наиболее важных вопросов, стоящих сегодня перед IT-службами регионов. В их числе оказались следующие: 

1. Улучшение процессов коммуникаций при формировании политики в рамках создания IT-систем между региональным и федеральным уровнем.

2. Способы реализации полномочий финансирования IT-проектов в муниципалитетах.

3. Полная закрытость и отсутствие систем мониторинга Единого портал государственных слуг (ЕПГУ).

4. Отсутствие правовых оснований для организации межведомственного электронного взаимодействия (МЭВ) с негосударственными организациями, а также невозможность использования МЭВ в целях исполнения государственных функций.

Источником большинства нынешних проблем регионов является сырая первоначальная концепция создания «Электронного правительства». Дело в том, что на момент запуска проекта считалось, что все электронные услуги, в том числе региональные, могут эффективно предоставляться с одного лишь Единого портала, или его «клонов», которые в реальности так же недоступны для «редактирования» со стороны региона, как и федеральный портал (ЕПГУ). В результате в какой-то момент сложилась ситуация, когда на рынке автоматизации регионов появился фактический монополист – Ростелеком. Регионы, грубо говоря, «заказывали» у компании электронные сервисы и ждали, когда они заработают. При этом отсутствие эффективной обратной связи и долгие сроки запуска региональных услуг в эксплуатацию не устраивали, нередко, не только заказчиков в лице региональных властей, но и регулятора в лице Минкомсвязи.

У рядовых граждан, пользователей госуслуг, проблемы были связаны не только с отсутствием наиболее востребованных в конкретном регионе сервисов в электронном виде, но и со сложной схемой авторизации на Едином портале. Последняя некомфортна сегодня даже для жителей крупных мегаполисов, не говоря уже о представителях небольших городов и сел. Подтверждение регистрации необходимо получать либо письмом по почте, либо в офисе Ростелекома с неудобным для работающего человека графиком.

Разработчик-монополист тем временем выстраивал систему регионального межведомственного взаимодействия, без которой электронные услуги нормально работать не могут, предлагая свои услуги по схеме SaaS. Какое-то время считалось, что регионам выгоднее платить по такой схеме, чем обзаводиться собственными системами, которые они могли бы полностью контролировать и развивать самостоятельно.

Решение

Сегодня у регионов появилась возможность выбирать поставщика системы межведомственного взаимодействия и даже запускать электронные сервисы силами локальных разработчиков. На новый рынок вышли около двух десятков амбициозных интеграторов, готовых продвигать свои решения для автоматизации работы региональных структур. Сейчас на рынке не более пяти компаний, имеющих тиражируемый продукт. «Выяснилось, что инвестиционные затраты на подобные разработки очень высоки, – поясняет генеральный директор компании «АйТи. Ведомственные системы» Вадим Деянышев. – И если ошибиться с тем, в каком направлении развивать систему, можно зайти в технологический тупик и выпасть из мейнстрима. Мы, как оказалось, приняли верное решение и по архитектуре, и по направлениям развития продукта. В итоге у нас на сегодня порядка десяти полномасштабных внедрений информационной системы в регионах. В то же время некоторые разработчики так и не продвинулись далее одного пилота в отдельно взятом регионе».

Ростелеком, как экс-монополист, сохраняет за собой значительную долю рынка систем регионального межведомственного взаимодействия, но свое влияние, по мнению экспертов, компания продолжает терять. Далеко не все регионы устраивает сегодня закрытый ростелекомовский подход. И они переходят к альтернативным разработчикам.

«Под открытостью системы автоматизации региона мы понимаем, в частности, возможность создавать на месте, силами локальных разработчиков те приложения, с помощью которых граждане могут получать электронные услуги, – пояснил замминистра информатизации и связи Правительства Красноярского края Дмитрий Черников.

Модульный подход и открытость некоторых альтернативных решений позволяют существенно расширять и быстро актуализировать имеющийся функционал оказываемых государственных услуг. В Красноярском крае, по словам Черникова, решение компании «АйТи» выбирали именно по этим критериям и не ошиблись - внедрение позволило региону из числа самых отстающих переместиться практически в первую десятку по объему оказываемых населению электронных услуг

Разработчик информационной системы для оказания госуслуг в первую очередь должен реализовать актуальные требования законодательства. «Меняются законодательные и нормативные акты, все это нужно отслеживать, чтобы поддерживать взаимодействие между ведомствами на должном уровне. Изменился, к примеру, протокол взаимодействия с Росреестром – через некоторое время меняются интерфейсы со стороны пользователей системы», – пояснил Вадим Деянышев. При этом для регионов важно, чтобы при изменениях на федеральном уровне не требовалось вносить «правки» в ведомственные системы. В Красноярском крае подтвердили, что об изменениях в межведомственном обмене в ведомствах, как правило, даже не подозревают.

Когда в регионах идет все более активное внедрение систем межведомственного взаимодействия, местная администрация начинает видеть позитивный эффект. И от автоматизации, и от предоставления электронных услуг населению. «Когда мы запустили сервис «Очередь в дошкольные учреждения», пришлось несколько раз менять сервер на более мощный и расширять канал, поскольку наплыв людей был колоссальный, – рассказывает Дмитрий Черников. – Раньше человек подавал заявление, ждал, потом узнавал, что он в очереди движется не вперед, а назад, брал плакат и шел к мэрии. Людям хотелось видеть информацию об очереди, чтобы понимать – кого вперед пропускают?»

Как оценивать качество госуслуг?

С принципами отбора лучших решений со стороны регионов все более-менее понятно. А как оценивают эффективность систем автоматизации на федеральном уровне? Здесь, до недавнего времени критерии определения лучших региональных «бизнес-практик» были довольно своеобразные. При оценке качества межведомственного взаимодействия и дистанционного обслуживания населения учитывалось в основном количество сгенерированных внутрисистемных запросов. Такой подход привел в итоге к тому, что отдельные регионы настроили внедренные у себя решения соответствующим образом. Например, после отправки одного реального запроса в ведомство, система начинает в бешеном темпе справляться о получении ответа, а каждый такой «пинг» засчитывается как очередной запрос.

С другой стороны – как измерить качество работы системы и продвинутость региона в плане оказания дистанционных сервисов? Казалось бы, неоспоримым критерием может считаться количество граждан, зарегистрированных на федеральном или краевом порталах госуслуг. Но здесь между федералами и регионалами возникло противоречие. На местах, понимая сложность процесса регистрации, особенно для отдаленных регионов, всячески упрощают его. В итоге доступ к региональному порталу оказывается более легким и удобным, и пользователей становится больше.

По мнению экспертов, ключом к быстрому переходу на оказание госуслуг в электронном виде является наличие в регионе информационной системы, которая позволит за короткий срок задействовать всех сотрудников органов власти. Это должна быть система с удобным пользовательским интерфейсом, чтобы ей мог пользоваться даже человек с невысокой компьютерной грамотностью. Например, в Калужской области в информационной системе, разработанной «Айти. Ведомственные системы», работает порядка четырех тысяч госслужащих, в Красноярском крае – три тысячи. В отстающих регионах – всего несколько десятков.

Цель автоматизации регионов – полная «прозрачность» работы чиновников

Базовые компоненты взаимодействия в системе «Электронного правительства» создавались в интересах и при содействии федеральной власти. Участники дискуссии в Общественно палате, по их словам, ставили своей целью разобраться в дальнейших шагах развития информатизации в регионах. Сегодня у регионов есть три перспективных направления развития автоматизации. Одно связано с доавтоматизацией процессов в отстающих подразделениях, которые выпали из тренда в силу своей удаленности, незначительности, а также недостатка финансирования. Здесь может помочь недорогое тиражируемое решение. Подобное компания «АйТи. Ведомственные системы» планирует выпустить в этом году.

Второе направление – это расширение круга пользователей портала государственных услуг. Здесь поможет повышение компьютерной грамотности и использование мобильных приложений. И третье – создание единой информационной системы управления деятельностью госслужащих. Разработчики уже думают о подобном решении. Упомянутая выше компания «АйТи. Ведомственные системы», к примеру, создает решение для мониторинга деятельности региональных властей всех уровней, которое позволит судить о работе чиновников региона. Базой стала действующая система, обеспечивающая мониторинг работы контрольно-надзорных органов, к которой подключено сегодня порядка 9 900 пользователей.  

Опубликовано 20.02.2014

Похожие статьи