«Продажные» технологии

Логотип компании
«Продажные» технологии
Современная сфера ритейла буквально напичкана информационными технологиями: даже небольшой магазин не может существовать без кассового оборудования и инструментов для оперативного учета средств. И чем больше торговое предприятие, тем выше его потребность в IT-решениях для автоматизации продаж, анализа спроса, мониторинга товарного потока, складского учета, объединения удаленных торговых точек в единую сеть, других аспектов деятельности. Однако спрос на ИТ в ритейле не стоит на месте и за последние несколько лет он претерпел значительные изменения.

Современная сфера ритейла буквально напичкана информационными технологиями: даже небольшой магазин не может существовать без кассового оборудования и инструментов для оперативного учета средств. И чем больше торговое предприятие, тем выше его потребность в IT-решениях для автоматизации продаж, анализа спроса, мониторинга товарного потока, складского учета, объединения удаленных торговых точек в единую сеть, других аспектов деятельности. Однако спрос на ИТ в ритейле не стоит на месте и за последние несколько лет он претерпел значительные изменения.

Торг после кризиса

Ритейл относится к тем сферам деятельности, где использование информационных технологий уже давно перестало быть данью моде – сегодня это залог эффективности торгового бизнеса. И если небольшие ритейлеры все еще применяют ИТ лишь на низком операционном уровне, для осуществления торговых операций и простейшего учета, то средние и крупные компании, как правило, инвестируют в развитие мощной IT-инфраструктуры, на базе которой разворачиваются фронт-офисные и бэк-офисные решения.

Однако эксперты российского IT-рынка отмечают, что в последние два года характер IT-проектов в ритейле изменился. По словам Сергея Борисова, директора департамента аналитических систем компании «Микротест», пройдя через кризисную полосу в мировой экономике, отечественные ритейлеры научились жить бережливо и контролировать издержки: вот почему в 2009-2010 году спрос на ИТ в этом сегменте сместился с учетных решений к бизнес-аналитике, поддержке тактического и стратегического планирования. В свою очередь, стремление интегрировать управленческие решения в единую систему привело к популяризации продуктов класса CPM (Corporate Performance Management).

Еще одна посткризисная тенденция развития ИТ в торговле, по словам Михаила Бурачкова, заместителя директора департамента бизнес-решений Microsoft компании «КОРУС Консалтинг», связана с активизацией региональных ритейлеров: если раньше основными заказчиками IT-проектов выступали столичные торговые сети, то в последнее время спрос сместился в глубинку. И связано это с тем, что крупнейшие столичные торговые сети, успев провести первичную автоматизацию в начале 2000-х годов, с тех пор заняты не столько внедрением информационных технологий, сколько их оптимизацией. Кроме того, кризис выявил необходимость повышать управляемость и прозрачность бизнеса, и как только у региональных компаний появились свободные средства, они сразу начали инвестировать их в IT-проекты.

Короткий и быстрый

Но как бы ни были оптимистичны официальные заявления представителей розничной торговли о благополучном выходе из кризиса, с 2009 года российские ритейл переживает не лучшие времена: стоимость закупок товаров неуклонно растет, а уровень платежеспособного спроса не поспевает за ней. «При этом времена доступных заемных средств пока не вернулись, поэтому индустрия розничной торговли чувствует себя не совсем уверенно, что сказывается на объемах IT-бюджетов ритейлеров: даже при достаточном уровне ликвидности многие компании стремятся минимизировать их», – констатирует Сергей Борисов («Микротест»).

По оценке Олега Крауса, заместителя генерального директора по развитию бизнеса компании «Русские Навигационные Технологии», кризис сократил масштаб IT-проектов и повысил требования к их экономическому обоснованию, включая сокращение сроков окупаемости и повышение надежности возврата инвестиций. Теперь, чтобы обосновать какой-либо IT-проект, CIO необходимо максимально увязывать его с интересами бизнес-подразделений, даже несмотря на то, что IT-бюджеты в ритейле постепенно возвращаются на докризисный уровень. «Многие торговые предприятия урезали свои IT-бюджеты, отказываясь от масштабных и долгосрочных IT-проектов в пользу быстро окупаемых решений, способных в короткие сроки обеспечить доход от внедрения и повысить эффективность бизнес-процессов», – подчеркивает Евгений Шкаруба, заместитель начальника коммерческого отдела, начальник сектора по работе с корпоративными клиентами «НТЦ Галэкс».

Стимуляция продаж

Эксперты IT-рынка сходятся во мнении, что ритейлеры прежде всего нуждаются в технологиях, позволяющих ориентироваться на потребности клиентов и стимулировать продажи. По словам Владимира Сологубова, руководителя retail-направления компании «Открытые Технологии», для удержания и расширения клиентской базы розничные предприятия вынуждены разрабатывать системы лояльности, которые в зависимости от поставленных задач (снижение затрат на потребительские программы, улучшение операционных показателей, оптимизация бизнес-процессов и структур, усиление бренда, развитие бизнеса, повышение капитализации и т. д.) могут базироваться на различных технологиях. Тем не менее все эти задачи объединяет необходимость обработки и интеллектуального анализа больших объемов разнородных данных, поскольку зачастую ритейлерам не всегда понятно, существует ли хоть какая-то взаимосвязь между проводимой программой удержания клиентов и колебаниями оборотов и объемов продаж.

Кроме того, Владимир Сологубов отмечает, что многие отечественные торговые сети, уже внедрившие CRM-системы для повышения эффективности управления взаимоотношениями с клиентами, не удовлетворены результатами этих проектов. В частности, у ритейлеров вызывает нарекания невозможность «увязать» CRM-систему магазина с работой мерчандайзеров. Потребность в решении этих задач открывает новые возможности для поставщиков IT-услуг.

Глупый магазин

Несмотря на то что процесс автоматизации отечественного ритейла развивается достаточно активно, тем не менее, его уровень значительно отстает от уровня информатизации зарубежных торговых предприятий. Многие системы, которые применяются иностранными ритейлерами по-прежнему остаются для российских компаний диковинкой. По словам Евгения Шкарубы («НТЦ Галэкс»), речь идет прежде всего о кассах самообслуживания и проектах класса «умный магазин», которые опираются на технологию радиочастотной идентификации (Radio Frequency IDentification, RFID). С ее помощью можно не только повысить удобство и эффективность обслуживания покупателей, но и создавать так называемые «умные полки», способные самостоятельно контролировать наличие товара в магазине и своевременно доводить до отдела закупок информацию о том, что и в каком количестве следует заказать.

Еще одно популярное за рубежом направление технологий, находящееся в России в зачаточном состоянии, – дистанционные продажи. Под ними подразумеваются отнюдь не уже давно прижившиеся в нашей стране интернет-магазины. В качестве интересного и нестандартного подхода к реализации дистанционных продаж Михаил Бурачков («КОРУС Консалтинг») приводит опыт одной из корейских сетей супермаркетов, расположивших свои витрины прямо на станциях метро. А чтобы не возникало проблем с санитарными нормами, они сделаны полностью виртуальными. В результате покупатели, ожидая прибытия электропоезда, оформляют заказы прямо в подземке, при помощи терминалов с простым и удобным интерфейсом, а товары доставляются им домой курьером. 

«Продажные» технологии. Рис. 1

Корейские супермаркеты расположили свои витрины прямо в метро

«Для российских предприятий торговли все вышеперечисленные технологии подлежат серьезному исследованию сроков возврата инвестиций, поэтому отечественный ритейл не спешит рисковать с их внедрением», - подчеркивает Евгений Шкаруба («НТЦ Галэкс»).

Счастье в Интернете

Осторожность российской торговли в отношении информационных технологий объясняется не только консервативностью данной сферы. У отечественных ритейлеров уже есть четкое понимание, что без внедрения ИТ невозможно добиться успеха на высококонкурентном рынке. Однако одним из главных сдерживающих факторов на пути внедрения IT-инноваций выступают, как ни странно, сами потребители. Так, по словам Михаила Бурачкова, компания «КОРУС Консалтинг» провела недавно опрос более 200 представителей среднего класса в Москве, Санкт-Петербурге и ряде других городов. Оказалось, что 23% из них ждут от ритейла не столько технологических инноваций, сколько повышения качества предлагаемой продукции: люди хотят видеть в России как можно больше «зеленых», экологически чистых продуктов питания, больше «фермерских» магазинов. При этом более половины участников опроса убеждены, что ритейлеры все-таки должны развивать интернет-технологии: 18% респондентов хотело бы иметь возможность формировать заказы в Интернете, еще столько же – иметь возможность прямо в магазине сравнить цены на одни и те же товары с другими торговыми сетями.

Исходя из результатов исследования, «КОРУС Консалтинг» рекомендует ритейлерам обратить внимание на ключевые интересы потребителей и предлагать им больше качественных, свежих продуктов, желательно российского производства и по доступным ценам, а также развивать онлайн-торговлю, не забывая при этом о технологических новшествах, позволяющих выгодно выделяться на фоне конкурентов.

«Продажные» технологии. Рис. 2

Сергей Борисов,

директор департамента аналитических систем компании «Микротест»:

«Времена доступных заемных средств пока не вернулись, поэтому индустрия розничной торговли чувствует себя не совсем уверенно, что сказывается на объемах IT-бюджетов ритейлеров: даже при достаточном уровне ликвидности многие компании стремятся минимизировать их».

«Продажные» технологии. Рис. 3

Михаил Бурачков,

заместитель директора департамента бизнес-решений Microsoft компании «КОРУС Консалтинг»:

«Укрупнение торговых сетей и поглощение более мелких игроков требуют внедрения мощных и производительных IT-решений, способных обрабатывать большие объемы информации (миллионы транзакций в месяц) и поддерживать одновременную работу большого количества пользователей».

«Продажные» технологии. Рис. 4

Олег Краус,

заместитель генерального директора по развитию бизнеса компании «Русские Навигационные Технологии»:

«Логистический комплекс отечественных ритейлеров если и автоматизирован, то скорее фрагментарно, причем на пути его развития есть два достаточно серьезных препятствия: отсутствие для всей территории России единого адресного реестра и графа связности дорог, наложенного на актуальные карты».

«Продажные» технологии. Рис. 5

Владимир Сологубов,

руководитель retail-направления компании «Открытые Технологии»:

«Для удержания и расширения клиентской базы розничные предприятия вынуждены разрабатывать системы лояльности, которые требуют обработки и интеллектуального анализа больших объемов разнородных данных».

«Продажные» технологии. Рис. 6

Евгений Шкаруба,

заместитель начальника коммерческого отдела, начальник сектора по работе с корпоративными клиентами ООО «НТЦ Галэкс»:

«Российский ритейл нуждается в таких инновациях, как кассы самообслуживания, RFID, мобильные терминалы, системы управления наличностью и планирования ассортимента, а также средства электронного документооборота и логистические системы». 

Опубликовано 20.09.2011