Кое-что о рынке печати

Логотип компании
Кое-что о рынке печати
«Рынок принтеров изжил себя. Это умирающий рынок, понимаешь?» –сказал мне приятель, работающий в сфере онлайновых компьютерных игр. И я задумался. Умирающий ли он? Давайте попробуем разобраться.

«Рынок принтеров изжил себя. Это умирающий рынок, понимаешь?» –сказал мне приятель, работающий в сфере онлайновых компьютерных игр. И я задумался. Умирающий ли он? Давайте попробуем разобраться.

Какие рынки можно назвать умирающими? Наверное, те, где продажи непрерывно падают без какой-либо надежды на рекуперацию, ибо предлагаемые на них товары или услуги все менее востребованы. Так, обычные сотовые телефоны вытесняются смартфонами, а пленочные фотоаппараты не в силах противостоять победному шествию цифровых камер. Да и компакт-диски доживают свой век… Этот список можно долго продолжать.
Что же касается рынка копировально-множительной техники (КМТ), то он, напротив, продолжает расти, хотя ему тоже досталось во время последнего кризиса. Причем, что немаловажно, на Западе (и даже в Восточной Европе) этот рынок действительно стагнирует, так что здесь Россия не в тренде.

О лидерах и аутсайдерах

Российский рынок КМТ в современном виде сложился около пяти лет назад. С тех пор четко оформилась пятерка лидеров, с большим отрывом опережающая конкурентов. А вот внутри лидирующего ядра ситуация постоянно меняется. Хотя на первой позиции твердо стоит НР, за остальные места идет постоянная борьба. Так, Samsung перебралась с четвертой строчки на вторую, а японской компании Brother вообще удалось проникнуть в пятерку лидеров, можно сказать, с самых низов. Это прекрасный пример того, как относительно небольшой (в то время) игрок сумел существенно укрепить свои позиции, воспользовавшись неразберихой, царившей во время кризиса 2008-2009 гг.

Следует отметить, что, как говорят в Одессе, считать можно по-разному: например, по количеству проданных единиц оборудования либо по общей сумме дохода. И действительно, ведь можно продать тысячу принтеров по 100 долларов, а можно один за 100 тыс. долларов. Если считать «по деньгам», состав лидерского клуба не изменится, но распределение участников будет несколько иным – вперед вырвутся компании, поставляющие оборудование с более высокой удельной стоимостью.

Говоря о лидерах и аутсайдерах, следует помнить, что аутсайдер – вовсе не синоним популярного в последнее время словечка «лузер». И действительно, среди вендоров, не вошедших в лидерскую пятерку, сплошь компании, известные на весь мир своими технологическими новациями. И далеко не каждая из них ставит целью объять необъятное, конкурируя с такими гигантами, как HP и Xerox. Многих вполне устраивает «нишевое» присутствие на рынке, и они небезуспешно стремятся занять лидирующую позицию в своем сегменте. Так, Oki и Lexmark предлагают узконаправленные технологические решения для оснащения отдельных предметных областей, а также матричное оборудование. Toshiba, Sharp и Panasonic прочно закрепились на корпоративном рынке, поставляя широкий спектр многофункциональных копиров для офисов. Kyocera позиционирует свое оборудование как «сверхнадежное» (ряд узлов в принтерах этой марки изготовлен из сверхпрочной керамики), а также продвигает идею аутсорсинга услуг печати, и потому снискала популярность в корпоративной и банковской сфере, а также среди компаний, занимающихся арендой копировально-множительной техники.

Резюмируя, можно сказать, перефразировав классика, что «вендоры всякие важны, вендоры всякие нужны». Но вот чего действительно никто не ожидал, так это прихода на рынок совершенно нового игрока. Рынок, в общем-то, хорошо устоявшийся, со своими традициями и фаворитами, и даже известному игроку повысить здесь свои ставки и перейти из сегмента в сегмент ох как сложно… Но китайцы и тут удивили: летом 2012 года Seine Technology предложила семейство принтеров Pantum. Запуском и ведением этого весьма интересного продукта в России занимается компания «Бюрократ». При внешнем осмотре устройство приятно удивляет обилием металлических частей и производит впечатление довольно надежного механизма, работает с приличной скоростью и нормальным офисным качеством печати. Пока продажи «Пантумов» не так велики – рынок пробует новый продукт. Посмотрим, удастся ли добиться успеха этому, несомненно, интересному бренду.

В фаворитах – МФУ

Покупатели копировально-множительной техники делятся на два больших лагеря: конечные – «домашние» – пользователи (B2С) и корпоративные пользователи (В2В). У тех и других разные цели и задачи, а соответственно и продавать оборудование им нужно по-разному.

В настоящее время среди российских «домашних» пользователей принтер или МФУ не рассматриваются как предмет первой необходимости даже при наличии одного или нескольких компьютеров, тогда как на Западе, и особенно в США, количество устройств печати в семьях приближается к двум. Как правило, это экономичная черно-белая лазерная модель, используемая для распечатки текстов и маловажных веб-страниц, и струйное цветное МФУ – для печати фотографий и всего того, что лучше выглядит в цвете. Причем здесь присутствуют и такие экзотические, непривычные отечественному пользователю виды работ, как поздравления ко дню рождения, объявления о домашних распродажах, меню детских праздников и др.

Россияне зачастую стремятся приобрести одно универсальное устройство «для всего», то есть и для печати, и для копирования/сканирования. Вследствие того, что фототехника становится все более доступной, растет число фотографов-любителей, приобретающих достаточно серьезные цифровые камеры, предоставляющие широкие возможности по работе с изображением. Этих потребителей уже не удовлетворяет печать снимков в фотолабораториях (не столько своим качеством, сколько из желания иметь полный контроль над процессом получения отпечатков), и они отдают предпочтение цветным струйным МФУ (с упором на качество печати) либо приобретают отдельный фотографический принтер.

Развитие домашнего сегмента в России напрямую связано с общим ростом благосостояния и культурных потребностей населения. Так, в 2012 году российские розничные потребители снизили свою активность и начали придерживать расходы, вероятно, из-за ощущения второй волны кризиса (это отмечают многие вендоры, объясняя причины падения спроса в рознице). В то же время 2010 год продемонстрировал сильный рост розничных продаж: наметился выход из кризиса, и во многих отраслях было произведено индексирование зарплат. Для домашних пользователей очень характерен «эффект возвращения в школу»: в конце августа – начале сентября резко возрастают покупки канцпринадлежностей и оргтехники. Нельзя сбрасывать со счетов и влияние климатических факторов. Так, аномальная жара летом 2010 года, равно как аномально холодные зимы 2011 и 2012 годов, подтолкнули многих россиян инвестировать значительные суммы в оборудование жилища климатическими системами, теплой одеждой и т. п., не оставив средств для покупки принтера.

Для покупателя домашнего принтера или МФУ, коли уж его решено приобрести, на первом месте стоят такие характеристики, как многофункциональность устройства, приспособленность к работе в условиях домашнего офиса, а также престижность и внешний вид. В свою очередь, развитие интернет-технологий и появление в массовом пользовании наладонных устройств (смартфонов и планшетов) требует от домашних принтеров возможности печати с мобильных гаджетов, наличия подключения по Wi-Fi и т. п. Что качается излюбленных мест покупки КМТ, то «домашние» пользователи предпочитают покупать принтеры и МФУ в супермаркетах бытовой электроники, на электронных и радио-рынках, а также в интернет-магазинах.

В целом нам представляется, что российский домашний сегмент пока еще сильно «недокормлен», и, следовательно, это очень многообещающий сегмент.

Критерий выбора – «на вырост»

Для корпоративных пользователей принтер или МФУ – лишь инструмент для выполнения определенного круга задач, и из этого вытекает основной критерий выбора подобных устройств. Причем покупка делается с расчетом на рост нагрузки в среднесрочной перспективе. Здесь не требуется многозадачности и, как следствие, не в почете МФУ. Оборудование должно быть повышенной надежности, а значит, и стоить оно будет в несколько раз дороже аналогичных по мощности устройств «домашнего» класса. Следующий фактор – экономичность: выбранная модель должна обслуживать текущие задачи по печати материалов с наименьшими затратами. Следовательно, низкая цена владения – также один из основных критериев выбора. Наконец, марка принтера должна вписываться в рамки отраслевого стандарта оснащаемой предметной области, представлять собой общепризнанное оборудование «операторского класса».

{PAID}

Последнее, пожалуй, наиболее важный и сложный момент, поскольку производителей КМТ, чья продукция де-факто является промышленным стандартом, не так уж много. Помимо общих характеристик оборудования, таких как надежность, скоростные характеристики, за В2В-вендорами обязательно стоит развитый и прекрасно организованный сервис, а также опыт работы с различными отраслевыми категориями потребителей.

Любимая технология российских корпоративных пользователей – лазерная (около 80%), в то время как струйные устройства востребованы значительно меньше, несмотря на непрекращающиеся усилия вендоров по «воспитанию» сегмента business inkjet. Заметим, что здесь российский рынок опять не в тренде: в западных странах струйная техника гораздо более востребована у бизнес-заказчиков. Небольшую, но стабильную долю занимают печатающие устройства, сконструированные на базе других технологий, таких, как матричные и построчные.

Корпоративные пользователи, как правило, приобретают КМТ большими партиями, отсюда и основной вид закупок – по прямому контракту с производителем оборудования или его партнером. Причем последний, как правило, обеспечивает установку, ввод в эксплуатацию и текущую поддержку оборудования.

Корпоративный сегмент является двигателем российского рынка КМТ. В силу пока еще низкого уровня проникновения данный сегмент имеет хороший потенциал развития и, при отсутствии каких-либо критических потрясений в экономической жизни страны, способен обеспечить если не реактивный взлет, то по крайней мере стабильность в среднесрочной перспективе.

Я рассказал совсем немного из того, что знаю о рынке принтеров. Но, думаю, уже из этого короткого рассказа ясно, что рынок этот никак не назовешь умирающим. Сервис печати, как ключевой элемент бизнес-процессов, востребован и будет востребован в обозримом будущем. В одном из следующих номеров мы поговорим о рынке расходных материалов для печати.

Опубликовано 24.12.2012

Предыдущая
I-SCALARE три года
Следующая
HP: итоги 2012-го
Похожие статьи