Корпоративные карты в Европе: есть ли шанс на восстановление?

Логотип компании
Корпоративные карты в Европе: есть ли шанс на восстановление?
Ограничения, введенные на фоне пандемии, привели к резкому сокращению объема платежей по корпоративным картам.

Сегмент банковских коммерческих карт, и в особенности карт для оплаты корпоративных расходов в поездках, оказался заложником пандемии COVID-19. Профиль рынка деловых поездок и командировок изменился кардинально, и восстановление расходов по таким картам до «доковидного» уровня пойдет очень медленно. Однако у рынка появились новые «точки роста».

Прогноз по восстановлению объемов расходов по коммерческим (корпоративным) картам эмитентов региона Европы специалисты компании RBR привели в отчете под названием «Commercial Cards in Europe 2021» («Коммерческие карты в Европе 2021»). Как указано на официальном сайте RBR, он основан на обширных первичных исследованиях с эмитентами 19-ти европейских стран (в том числе Австрии, Франции, Германии, Израиля, Италии, России, Швеции, Швейцарии и Великобритании), включает описание платежных схем American Express, Diners Club, Mastercard, Maestro, Visa, Visa Electron, а также национальных и частных платежных систем.

Коммерческие карты, с помощью которых предприятия оплачивают такие расходы, как топливо, закупки, поездки и развлечения, включают деловые, корпоративные, кредитные, закупочные, транспортные и топливные карты. Все они, составляющие, в совокупности, менее 10% от общего объема платежных карт в Европе, представляют собой серьезную нереализованную возможность для банков и других эмитентов, указывают составители отчета.

Ограничения, введенные на фоне распространения вируса COVID-19, привели к резкому сокращению объема платежей по корпоративным картам. Но, считают эксперты RBR, уже к 2025 г. объем расходов по таким картам сможет на 44% превысить уровень допандемийного 2019 г. и достичь показателя в 530 млрд евро.

Основной удар пандемия обрушила сегмента Travel and Entertainmen (T&E), он пострадал сильнее остальных сегментов корпоративных карт. Практика деловых поездок постоянно меняется. В условиях пандемии, введенных повсеместно ограничений и нескольких локдаунов в регионе Европы поездки, связанные с бизнесом, пришлось повсеместно отменять. Но участники бизнес-сегмента смогли быстро и успешно освоить формат видеоконференций, и не собираются отказываться от него и после снятия ограничений на перемещения. Такой формат бизнес-контактов позволяет компаниям им не только сократить расходы, но и снизить негативное воздействие транспортных средств на изменение климата. По прогнозам RBR, расходы по этим карточным продуктам вернутся к допандемийным уровням не ранее 2025 г.

В отличие от T&E, расходы по бизнес-картам европейских эмитентов имеют гораздо больший потенциал для роста. К настоящему времени объем расходов по таким картам уже превысил 50% совокупного объема расходов по коммерческим картам. К тому же сегодня важную роль в выпуске бизнес-карт стали играть финтех-компании. Многие предприятия малого и среднего бизнеса не пользуются традиционными платежными банковскими картами – им гораздо проще и выгоднее открыть счет и получить коммерческие карты в финтех-структурах.

В сегменте закупочных карт, показывает исследование, как традиционные, так и новые участники рынка стремятся к внедрению платежных B2B-решений на карточных платформах. Они становятся хорошим дополнением к карточным продуктам для оплаты командировочных расходов, и дают возможность сократить расходы на оплату деловых поездок и развлечений.

Для поставщиков, особенно в ситуации экономической неопределенности из-за пандемии, определяющим фактором стала возможность сократить сроки прохождения платежей и оптимизировать финансовые потоки. По сравнению с условиями, которые предусматривают традиционные способы оплаты в секторе B2B, платежи по картам позволяют компаниям быстрее рассчитываться с поставщиками, имея при этом больше времени для погашения остатка задолженности по карте. Именно поэтому все чаще поставщики соглашаются на прием платежей по картам, даже несмотря на то, что это подразумевает оплату дополнительных сборов, связанных с приемом карт.

Как комментирует руководитель исследования RBR Крис Герберт (Chris Herbert), эффективность видеоконференцсвязи и вопросы изменения климата, вызывающие повсеместную тревожность, оказали существенное влияние на объем расходов по картам T&E. И даже после того, как ограничения, связанные с COVID-19, останутся позади, воздействие этих факторов будет ощущаться весьма серьезно. Все это приведет к тому, что эмитенты коммерческих карт сменят приоритеты и будут активнее стремиться к освоению большого нереализованного потенциала в секторе МСБ и секторе B2B-решений для крупного бизнеса.

Несмотря на медленное восстановление объемов расходов по корпоративным картам и картам для оплаты командировочных расходов, в секторе коммерческих карт в Европе прогнозируется устойчивый, хотя и не быстрый рост.

Похожие статьи