Как избежать неприятных сюрпризов внутри логистического ПО

Логотип компании
Как избежать неприятных сюрпризов внутри логистического ПО
Ассоциация "Национальные системы управления" в ноябре 2023 года в рамках оценки состояния цифровизации и автоматизации производственного комплекса Российской Федерации провела исследование 19 компаний, работающих в России и оказывающих услуги по разработке логистического программного обеспечения.

В условиях санкций отечественные компании столкнулись с вопросом импортозамещения в вопросах логистики. В России активно развивается рынок платформенных цифровых услуг, постепенно вытесняя коробочное программное обеспечение. Выбор между логистической цифровой платформой и “стационарным” программным обеспечением зависит от потребностей и предпочтений конкретной компании. Если для предприятия важна широкая функциональность, гибкость и возможности интеграции со сторонними сервисами, то цифровая платформа может быть лучшим вариантом. Или если для обеспечения грузоперевозок для компании важны настройки под точные требования и контроль над сохранностью локальных данных, то коробочное программное обеспечение может быть более подходящим выбором.

Из 19 компаний-разработчиков только 4 предоставляют возможность использования коробочного программного обеспечения. В то же время у 18 из них есть цифровые онлайн-платформы.

Что скрывается внутри логистического ПО?

Мы начали исследование с определения архитектуры программного обеспечения, примененной разработчиками в основе продукта. Почему это важно: архитектура определяет, насколько гибкой и адаптивной будет система. К примеру, микросервисная архитектура предполагает разделение программы на отдельные независимые сервисы, каждый из которых выполняет свою функцию. Это позволяет улучшить масштабируемость, гибкость и устойчивость системы. С другой стороны, монолитная архитектура представляет собой единую программу, которая выполняет все функции. Она может быть более простой в разработке и поддержке, но менее гибкой и масштабируемой.

Нам удалось выяснить, что в продуктах только трех компаний использована монолитная архитектура. 16 компаний используют микросервисную архитектуру. Как показало исследование АНСУ, сегодня в России ограниченный выбор логистического отечественного коробочного ПО, но широко представлены цифровые платформенные решения. Однако некоторые из них являются иностранными продуктами, а также часть разработчиков использует в своей архитектуре иностранные компоненты, что создает дополнительные уязвимости для использующих их компаний.

В основе изученного логистического программного обеспечения нам чаще всего встречались следующие языки программирования: Java, Python и C++. Язык Java выбирают за то, что он обладает высокой производительностью и надежностью. Это делает его отличным выбором для разработки сложных систем управления складом и транспортировками. Python выбирают для написания систем аналитики данных и машинного обучения. Он имеет простой и понятный синтаксис, удобен для быстрого прототипирования и разработки новых функций. C++ используется для создания высокопроизводительных приложений, обладает высокой скоростью выполнения кода и широкими возможностями для оптимизации производительности.

Из опрошенных компаний 13 используют языки Java, Python, C++. Одна компания разработала и применяет собственный язык программирования. Также вместе с указанными языками используются C#, JavaScript, Ruby, Go.

На следующем этапе исследования мы обратили внимание на то, какие системы управления базами данных (СУБД) внедряются разработчиками. Это очень важный компонент, с помощью которого хранится и управляется информация о складах, транспортных средствах, заказах, поставках, маршрутах доставки и других операциях, связанных с логистикой. СУБД также отвечает за процесс координации между различными отделами компании.

Как выявилось в процессе исследования, и в цифровых платформах, и в коробочных версиях логистических программ в настоящий момент используются как отечественные, так и иностранные СУБД. Важно отметить, что использование иностранной СУБД скрывает определенные риски: проблемы совместимости с другими компонентами, в том числе при интеграции с внешними сервисами. Уязвимости, которые могут быть использованы злоумышленниками для взлома системы и могут привести к нарушению законодательства о защите персональных данных.

Как минимум 9 из 19 компаний-разработчиков логистического ПО используют иностранные СУБД, такие как Oracle, Microsoft SQL Serve или MySQL. Четыре компании - отечественные и иностранные системы. И только одна компания использует исключительно отечественную систему PostgreSQL.

Поэтому при выборе логистического сервиса или программы рекомендуем компаниям обращать внимание на национальную принадлежность страны-разработчика и компонентов программного обеспечения. Иностранные компоненты в системах могут содержать скрытые функции или обратные двери, которые могут быть использованы для сбора или передачи конфиденциальной информации за границу.

Что еще полезно знать при выборе логистической платформы?

Убедитесь, что программное обеспечение легко интегрируется с другими системами, которые вы используете или планируете. Например, с системами электронного ЭДО и ГИС ЭПД. Логистические платформы чаще всего используют следующие способы интеграции:

  • API-интеграция;
  • использование стандартных протоколов (REST, SOAP или WebSockets);
  • плагины и расширения;
  • интеграция через партнеров.

Оцените функциональность. Сервис или программа должны обладать такими основными функциями, как возможность оформления заказа и отслеживания грузов, оптимизации маршрутов, управления складом и пр. Рекомендуем обратить внимание на роли, предусмотренные в ПО. Это могут быть администратор, менеджер логистики, специалист по складскому управлению, бухгалтер, диспетчер, складской работник или гость. Для крупных компаний еще один важный фактор — это возможность разделения ролей и доступов на филиалы или подразделения.

Оцените, какие дополнительные технологии используются в программном обеспечении, например, онлайн-мониторинг грузоперевозок и мобильные приложения. Изученные нами системы чаще всего предоставляют возможность получать информацию лишь о факте прохождения водителем контрольных точек маршрута. И не все имеют мобильные приложения.

В 8 из 19 предложений есть возможность онлайн-мониторинга за перемещением автомобилей с грузом. И 12 сервисов имеют мобильные версии приложений для логистов/грузоотправителей.

Узнайте какие способы определения исполнителей (грузоперевозчиков) предлагаются сервисом и оцените какой лучше для вас подходит. Среди изученных нами компаний чаще всего предлагают такие варианты: тендеры, торги и аукционы. Каждый из этих методов имеет свои преимущества и недостатки. Тендеры позволяют выбирать перевозчиков на основе их предложений и цен. Торги представляют собой процесс продажи. На аукционе владелец груза делает ставки до тех пор, пока не будет достигнута конечная цена.

Из 19 площадок логистических услуг 5 сервисов не имеют тендеров, торгов и аукционов. Они работают по схеме “Убера”, предлагая рекомендованную цену. Еще одним важным аспектом логистических операций, на который нужно обратить внимание, является страхование грузоперевозок. Это возможность сократить риски и получить компенсацию за убытки в случае повреждений или кражи груза во время транспортировки. А для тех, кто отправляет товары за рубеж, страхование является обязательным требованием.

11 из 19 исследованных нами компаний предлагают функцию страхования перевозки внутри программного продукта.

Если в компании есть собственные автомобили для перевозки грузов, то дополнительным плюсом будет наличие функции контроля расхода топлива. Однако такую услугу могут предложить лишь 4 компании.

Стоимость логистического программного обеспечения сильно зависит от набора услуг и задач. И может составлять 5000, 30000, 80000 рублей в месяц и больше. Как минимум две из 19 компаний работают по принципу оплаты за осуществленные через платформу транзакции. Стоимость составляет от 72 рублей.

В АНСУ выяснили, что сегодня на рынке логистических услуг России продолжают работать зарубежные компании. Предприятиям, пользующимся их услугами, необходимо помнить, что существуют определенные законодательные требования к хранению и обработке данных. Использование зарубежного программного обеспечения может привести к нарушению этих требований и привлечению к административной или уголовной ответственности. Имеющиеся отечественные логистические разработки последние 5-7 лет активно развиваются и готовы предоставить широкий спектр облачных решений и наборы дополнительных функций. Однако необходимо обращать внимание и на их внутреннее наполнение, чтобы не столкнуться с внезапными неприятностями из-за применения зарубежных компонентов в ПО.

Таблица 1

 

Архитектура

Языки программирования

СУБД

Способы интеграции

Роли пользователей

1c TMS

Микросервисная

1C:Enterpris

Microsoft SQL Server

API-интеграция, веб-сервисы, интеграция через стандартные форматы данных (например, XML, JSON), а также через различные протоколы (например, SOAP, REST).

1. Администратор системы.
 2. Менеджер проектов.
 3. Руководитель компании.
 4. Бухгалтер.
 5. Рабочий.
 6. Контрагент.
 7. Клиент.
 8. Партнер.

и др

 

Transporeon

Микросервисная

Java

Microsoft SQL Server, Oracle и PostgreSQL

Transporeon не может быть развернуто на собственных серверах организации.

Различные роли пользователей, включая логистических менеджеров, перевозчиков, поставщиков и торговых партнеров.

Умная логистика

Микросервисная

Python

PostgreSQL или MySQL

API-интеграция

стандартные протоколы REST, SOAP или WebSockets3.

Платформы интеграции.

Сторонние интеграционные решения.

1. Администратор.
 2. Менеджер логистики.
 3. Специалист по складскому управлению.
 4. Диспетчер.
 5. Водитель.
 6. Заказчик.

 7. Перевозчик

и др.

Логинет

Микросервисная

Java, C++, C# и Python

Oracle или Microsoft SQL Serve

API-интеграция.

 SDK-интеграция.

 Пользовательский интерфейс (UI) интеграция.

1. Администратор.
 2. Менеджер.
 3. Покупатель.
 4. Поставщик.
 5. Сотрудник службы поддержки.
 6. Руководитель отдела.

И др

Сargomart

Микросервисная

C#

-

API-интеграция.

Интеграция с TMS.

Интеграция с электронным документооборотом.

1. Грузополучатель.

2. Перевозчик.

 3. Оператор.

 4. Администратор.

И др

Трафик

Микросервисная

JavaScript

-

API-интеграция.

Плагины и расширения.

Интеграция через стандартные протоколы: HTTP, SOAP, REST и т. д.

1. Администратор.

2. Менеджер.

3. Работник.

4. Клиент.

5. Гость.

И др

ЛогистПро

Микросервисная

-

Microsoft SQL Server

API-интеграция.

Интеграция через партнеров.

Плагины и дополнения.

1. Администратор.

 2. Менеджер по продажам.

 3. Менеджер по закупкам.

 4. Складской работник.

 5. Финансовый менеджер.

 6. Техническая поддержка и др.

Грузи

Микросервисная

Java

PostgreSQL

1. API-интеграция.

 2. Использование стандартных: REST, SOAP или GraphQL.

 3. Интеграция через платформы-посредники, такие как Zapier, Integromat или Microsoft Power Automate.

 4. Использование встроенных инструментов и библиотек для интеграции с популярными сервисами, такими как Google Workspace, Microsoft 365, Salesforce и другими.

 5. Разработка собственных плагинов и расширений для интеграции с другими сервисами.

 6. Использование специализированных инструментов и технологий, таких как ESB (Enterprise Service Bus) для управления интеграциями.

-

Deliver

Микросервисная

Python

-

API-интеграция.

Webhooks.

Плагины.

Интеграция через сторонние платформы

1. Администратор.

2. Менеджер.

3. Разработчик.

4. Тестировщик.

5. Клиент.

6. Служба поддержки.

И др.

ATI.SU

Микросервисная

Java, C++, Python, JavaScript и др.

-

API-интеграция.

Плагины и расширения.

Встроенные интеграции.

Однопользовательские интеграции.

1.Администратор.

2. Менеджер проектов.

3. Разработчик.

4. Тестировщик.

5. Аналитик.

6. Пользователь.

И др.

AgoraFreight

Микросервисная

Java

-

-

1. Клиенты.

 2. Перевозчики.

 3. Менеджеры доставки.

 4. Администраторы.

И др.

Xplanet

Микросервисная

Python, Go, Javascript

-

API-интеграция.

Плагинная интеграция.

Стандартизированные протоколы.

 

-

4logist

Микросервисная

Java, JavaScript, Python, Ruby и др.

-

API-интеграция.

1. Администратор.
 2. Менеджер логистики.
 3. Оператор склада.
 4. Покупатель.
 5. Поставщик.
 6. Бухгалтер.

И др.

Монополия

Монолитная

Java, JavaScript, Python, Ruby и другие

Oracle и Microsoft SQL Server

API-интеграция.

Плагины и расширения.

Встраиваемый контент.

Официальные SDK.

Партнерские программы.

 

1. Администраторы.

2. Модераторы.

3. Пользователи.

4. Гости.

И др.

Tracker

Микросервисная

C++

PostgreSQL, MySQL и Microsoft SQL Server

API-интеграция.

Готовые интеграции.

Плагины и расширения.

Webhooks.

1. Администратор системы.

2. Менеджер проекта.

3. Разработчик.

4. Тестировщик.

5. Аналитик.

6. Клиент.

И др.

Cargorun

Микросервисная

Python

MySQL и PostgreSQL

API-интеграция.

Интеграция через плагины.

Интеграция с помощью стандартных протоколов: SOAP, REST, JSON и другие.

Пользовательские интеграции.

-

Обоз

Монолитная

Python

-

API-интеграция.

Плагины и расширения.

Встроенные интеграции.

Синхронизация данных.

-

Relog

Монолитная

C#

-

API-интеграция.
SDK-интеграция.
Плагин-интеграция.
Интеграция через стандартные протоколы: REST, SOAP, JSON, XML и др.

 

1. Администратор.

2. Менеджер проектов.

3. Разработчик.

4. Тестировщик.

5. Клиент.

И др.

Яндекс Магистрали

Микросервисная

C#, Python

MongoDB

API-интеграция.

Загрузка excel - файла.

Роли компаний:

Отправитель.

Экспедитор.

Перевозчик.

Пользователи:

1. Подписант.

2. Администратор.

3. Начальник отдела.

4. Логист.

Настройка разрешений на уровне отдела и пользователя, иерархия пользователей.

Опубликовано 20.12.2023

Похожие статьи