Обновленный рынок серверов: с какими трудностями сталкивается российский бизнес при строительстве ЦОДов

Логотип компании
Обновленный рынок серверов: с какими трудностями сталкивается российский бизнес при строительстве ЦОДов

Иллюстрация: Irina Strelnikova/Shutterstock.com

Как бизнес адаптируется к перестройке на рынке решений для дата-центров?

В последние два года российский рынок оборудования для центров обработки данных (ЦОД) претерпел существенные изменения: многие популярные у бизнеса бренды прекратили работу на территории страны, параллельно появились неизвестные производители из России и дружественных государств. Замена игроков стала для отечественных компаний серьезной головной болью. Если раньше организации пользовались комплексными решениями от известных вендоров, то теперь оказались перед необходимостью собирать системы из оборудования разных производителей и принимать на себя все риски вроде возможной несовместимости.

Как бизнес адаптируется к перестройке на рынке решений для дата-центров, рассказал Вячеслав Романов, директор департамента серверного оборудования OCS Distribution.

Всё сначала

Кризис предложения на рынке оборудования для дата-центров ударил по организациям с разной силой. С наиболее серьезными проблемами столкнулись компании с уже запущенным строительством ЦОДов: уход иностранных поставщиков сделал ограниченно доступным оборудование, задействованное в проектах. Для понимания масштаба проблемы отмечу, что, по наблюдениям OCS Distribution, до 2022 года среднестатистический центр обработки данных на 80% состоял из решений западных вендоров. Чтобы не устраивать в своих дата-центрах «зоопарк», компании шли разными путями. Те организации, проект строительства ЦОДов которых был реализован менее чем на треть, демонтировали старые решения и устанавливали новые — от вендоров из России или дружественных стран. Остальные «доставали» оборудование, которое уже использовалось в дата-центре.

Приобретение продукции новых игроков, к сожалению, не всегда решало проблему совместимости. Одно из важных преимуществ популярных брендов — широкая линейка техники. Известные производители предлагают комплексные, проверенные решения, которые можно сразу же устанавливать в ЦОДе. Появившиеся на рынке после 2022 года вендоры, разумеется, не обладали аналогичным по объему ассортиментом. В результате бизнесу потребовалось сначала с нуля собирать системы из малоизвестного оборудования, а затем проверять их на отсутствие конфликтов, устойчивую работоспособность и пр.

В 2022 году к решению проблемы активно подключились игроки российского рынка ИТ-оборудования — производители, дистрибьюторы, интеграторы. Например, вендоры расширяли сотрудничество с коллегами-производителями, запуская создание программно-аппаратных комплексов. В свою очередь крупные поставщики, как обладатели большого парка техники и инженерного ресурса, создавали полигоны для сборки и тестирования различных комплексных решений. Закономерно, что в период перестройки рынка значительно вырос спрос бизнеса на услуги демоустановки техники и посещение шоурумов поставщиков.

Фокус на российское

Наибольшей популярностью у российских компаний стали пользоваться отечественные бренды. С 2021 по 2023 год доля локализованного в России серверного оборудования в дата-центрах выросла в 5-6 раз — до 70%, по наблюдениям OCS Distribution.

У бизнеса оказалось достаточно много причин, чтобы отдавать предпочтение российской продукции, а не новым игрокам из дружественных стран, оборудование которых часто создавалось для внутреннего рынка. Например, локализованные в РФ серверы, как правило, совместимы с российским софтом, скажем, системами виртуализации. В свою очередь, новые азиатские бренды не только не могут похвастать такой опцией, но зачастую даже не способны предложить российскому рынку качественно переведенную на английский язык программную часть. Помимо этого, крупные производители из России владеют обширными сетями сервисных центров.

В целом можно отметить, что бизнес демонстрирует стадию «принятия» отечественных брендов: значительно чаще компании сразу приходят с запросом на российскую сборку, а также отслеживают новинки локальных вендоров. Эта тенденция характерна для многих категорий произведенного в России оборудования, например для персональных систем.

Простые решения

Другой существенной проблемой для бизнеса стало «упрощение» ассортимента. Российские вендоры сконцентрированы на выпуске популярных простых решений, поэтому в нише технологически сложного оборудования оказался дефицит предложения: производители выпускают инженерное оборудование, системы хранения данных, ряд комплектующих (вроде материнских плат и планок памяти), но не высокопроизводительные системы.

Ситуация на рынке оборудования заставила многие компании пересмотреть свой подход к строительству и развитию дата-центров. Бизнес стал больше фокусироваться на поддержании работоспособности ЦОДа, а не его модернизации. В результате в последние несколько лет проекты дата-центров стали проще с точки зрения используемых технологий.

Скорее всего, бизнес продолжит решать возникающие проблемы с помощью локализованного в России оборудования и отечественных игроков индустрии. Немаловажным фактором для усиления тенденции становится потеря азиатскими брендами преимущества в цене: в прошлом году стоимость отечественного и импортируемого из дружественных стран оборудования начала выравниваться. Это следствие возрастания конкуренции между российскими игроками, что, помимо прочего, приведет к выпуску на рынок новых решений, расширению ассортимента и в целом повышению качества отечественного оборудования для ЦОДов.

Опубликовано 05.03.2024

Похожие статьи