Мобильные платформы в России и мире

Логотип компании
Мобильные платформы в России и мире
Заниматься прогнозами в нашем быстроменяющемся мире дело неблагодарное. Однако упрямые факты подсказывают: уже сейчас можно говорить если не о переделе мобильного рынка, то по крайней мере о существенных изменениях в расстановке сил его игроков. А начать стоит по традиции... с операционной системы Android.

Заниматься прогнозами в нашем быстроменяющемся мире дело неблагодарное. Однако упрямые факты подсказывают: уже сейчас можно говорить если не о переделе мобильного рынка, то по крайней мере о существенных изменениях в расстановке сил его игроков. А начать стоит по традиции... с операционной системы Android.

Сегодня ставку на эту платформу делают все – от безвестных китайских сборщиков до корпораций с мировым именем. Так, если по итогам 2009 года рыночная доля платформы Android в России составляла 6,8% общего объема продаж «умных» телефонов (здесь и далее данные аналитической группы Smartmarketing), то в 2010-м достигла уже 45,4%, тогда как доля основного конкурента – Windows Phone от Google – упала с 55,3 до 24,1%. Есть все основания полагать, что если наступление платформы Android будет и дальше идти подобными темпами, то в 2011 году ее доля может перешагнуть 50%-ную планку.

Android – 45,4%

Windows Mobile – 24,1%

iOS – 15,1%

Symbian – 8,2%

Bada – 4,9%

BlackBerry OS – 1,6%

Другие платформы (HTC Smart, Maemo и т. д.) – менее 1%

Windows Mobile – 55,30%

iPhone OS – 9,86%

Symbian – 10,30%

Android – 6,8%

Linux – 1,1%

BlackBerry OS – 0,8%

Распределение рынка «умных» телефонов по платформам. 2010 год

Распределение рынка «умных» телефонов по платформам. 2009 год

Android: только вперед

Если говорить о разнообразии моделей, то на начало 2010 года в нашей стране было представлено не более дюжины смартфонов на базе Android, а 99% рынка делили между собой три бренда: тайваньский HTC, корейский Samsung и отечественный Highscreen, под которым в Россию поставляются изделия китайских и тайваньских сборочных предприятий. К концу 2010 года речь шла уже примерно о трех десятках разноплановых аппаратов и десятке брендов производителей-поставщиков. На Android-рынок вышли такие гранды индустрии смартфоностроения, как Acer, Motorola, LG, Sony Ericsson, Gigabyte, появились бюджетные модели под операторскими брендами (их производят китайские компании ZTE и Huawei) – МТС, Билайн.

Важно отметить, что еще год назад определение «смартфон под управлением Android» автоматически означало «дорогой смартфон», то есть устройство верхнего или как минимум среднего ценового сегмента. К началу 2011 года в России сформировался целый класс устройств нижнего ценового сегмента на основе этой платформы: Samsung I5500, LG Optimus One, Gigabyte GSmart G1305, Motorola Quench XT5, MTC 916, «Билайн Е100», LG GT540 Optimus, Highscreen Cosmo – все эти модели сегодня стоят до 10 тыс. рублей.

В формировании российского рынка «андроидфонов» играют роль не только глобальные корпорации, но и локальные бренды. В частности, самая доступная модель на базе Android 2.2 (подавляющее большинство «бюджетников» поставляется с устаревшей Android 2.1) выпущена в начале 2011 года как раз под российским брендом – речь о модели Highscreen Cosmo, оценивающейся примерно в 8 тыс. рублей. Производством этой модели занимается тайваньская компания Compal – второй по величине в мире (после Foxconn) контрактный сборщик электроники.

Светлана Завьялова, эксперт аналитической группы Smartmarketing: «Android наступает. Где-то со второго квартала 2010 года продажи Android-устройств начали время от времени превышать продажи iPhone. До конца года сохранялся некоторый паритет, но тренд очевиден».

Android неслучайно ставится во главу угла производителями устройств. Об открытости и удобстве этой системы сказано уже достаточно, однако главное ее преимущество заключается в том, что она может с минимальными изменениями портироваться на самые разные устройства, будь то планшет, медиаплеер, навигатор или смартфон. В этой связи стоит вспомнить Windows CE – операционную систему, успешно работающую на самом разнообразном «железе». В этом отношении Android, если можно так выразиться, подхватила упавшее знамя и успешно работает на широком спектре аппаратного обеспечения.

Михаил Чернышов, коммерческий директор компании «Вобис Компьютер»: «Система от Google прекрасно вписалась в устройства как среднего ценового сегмента, так и самого бюджетного. Успех Android во многом и обусловлен ее абсолютной универсальностью – эту открытую систему ставят на всевозможные устройства».

Здесь стоит отметить, что прежний лидер рынка платформ для «умных» телефонов, корпорация Microsoft, в России сдает свои позиции пока крайне неохотно. Впрочем, планы компании совершенно не обязательно будут совпадать с ситуацией на рынке, скорее наоборот. Большие надежды возлагаются на Windows Phone 7, однако первых устройств с российской локализацией придется ждать еще где-то полгода.

WindowsMobile: не спешите хоронить

Михаил Чернышов («Вобис Компьютер»): «Основная идеологическая “фишка” Windows Phone 7 – так называемые community, сетевые сервисы, виджеты социальных сетей и прочее. Все это подразумевает обязательную локализацию. Но Microsoft в силу разных причин просто не успела локализовать продукт для нашей страны. Выпускать же систему в России без русского языка бессмысленно, так как это противоречит самой идее простоты в использовании и дружественности к потребителю».

Еще один активно обсуждаемый шаг Microsoft – недавний альянс с Nokia – еще больше спутал карты. Аналитики не берутся предсказывать, как этот шаг повлияет на сроки выхода устройств на Windows Phone 7. С одной стороны, опыт Nokia в организации продаж и продвижении продукции может оказаться полезным. К тому же Nokia по сути становится основным «драйвером» платформы Microsoft: если большинство вендоров выпускает устройства на Windows Phone 7 пока скорее «для ассортимента» (или же чтобы «не обидеть давнего партнера» – Microsoft), но Nokia делает стратегическую ставку на платформу корпорации Стива Балмера, в планах финской компании, судя по всему, выпуск целой линейки устройств на седьмой версии Windows Phone. Интересно, как на эти планы отреагируют другие вендоры? Стратегический альянс двух гигантов (финского и американского) может как подстегнуть их интерес к платформе Windows Phone, так и наоборот – еще больше толкнуть в объятия Google. Пока же большинство производителей смотрят на перспективы Windows Phone достаточно скептично. Так, на недавно прошедшем MWC ожидавшиеся устройства на Windows Phone 7 от ASUS – одного из недавних еще апологетов платформы Microsoft – по непонятным причинам не показали. К чему бы это?

«А как же старый добрый Windows Mobile?» – спросите вы. Несмотря на все доработки платформы, ее честно и откровенно можно признать несоответствующей современным требованиям. Тем не менее, некоторые производители второго эшелона до сих пор выпускают на ней свои смартфоны – взять хотя бы недавнюю новинку Philips Xenium V816. Более того, все коммуникаторы российской компании RoverComputers до сих пор работают под управлением Windows Mobile – вспомним RoverPC S8, S8 Lite, X8 и пр. С другой стороны, такая приверженность одной платформе не выглядит странной: будучи неспособной диверсифицировать свою продуктовую линейку и каналы продаж, компания стремительно утрачивает позиции на рынке: по итогам 2010 года RoverPC оказалась лишь на девятом месте рейтинга с долей 4%.

Гораздо интереснее видятся перспективы нового бренда на рынке «умных» телефонов – Highscreen. Эта торговая марка изначально фокусировалась на Android-аппаратах и по итогам 2010 года вошла в тройку лидеров поставщиков Android устройств вместе с Samsung и HTC. В том же 2010-м ассортимент разбавили первой моделью, работающий под управлением Windows Mobile 6.5.3, – Highscreen Nano. Благодаря правильному ценовому позиционированию новинка разошлась общим тиражом более 20 тыс. экземпляров, что весьма неплохо для «всеми забытой» и, как многим кажется, устаревшей платформы (модель до сих пор считается «самым бюджетным» смартфоном класса «все в одном» среди всех платформ, кроме Symbian).

Впрочем, понятно, что устройства такого рода скорее нишевые и их выпуск никак не повлияет на общий баланс сил. Тем не менее, отрадно сознавать, что Windows Mobile не собирается умирать. Некоторые специалисты считают low-end-модели на Windows Mobile прекрасным решением для школьников, которым, с одной стороны, недостаточно функциональности мобильного телефона, а с другой – не хватает денег на топовый Android-смартфон или iPhone. Да и ностальгирующих по временам расцвета WM тоже хватает.

Кстати, об iPhone. Несмотря на очередной лечебный отпуск Стива Джобса и иные негативные факторы, с уверенностью можно сказать, что в премиальном сегменте (от $800) продолжат царствовать смартфоны на iOS. Просто потому, что это уже традиция такая. Впрочем, некоторые модели на Android пытаются залезть и в этот огород, и даже с определенным успехом. Достаточно вспомнить Samsung Galaxy.

iPad: инноватор или «прогрессор»?

Менее предсказуемой выглядит ситуация в секторе планшетов, но и тут, скорее всего, iPad не уступит без боя пальму первенства. Особенно на волне интереса к его «второй серии». Хотя уже сейчас на рынке представлены планшеты технически более совершенные, чем iPad, взять тот же Motorola Xoom или LG Optimus Pad. Но с другой стороны, в Россию они официально не поставляются (по крайней мере, пока), и в этом сегменте рынка пробуют себя локальные бренды. Правда, далеко не так успешно, как в случае смартфонов. Texet TM-7010, все представители серии RoverPad, модели Oysters, операторские устройства на базе девайсов ZTE и Huawei – их качество и функциональная насыщенность столь серьезно уступают iPad, что ситуацию не спасут даже низкие цены (7–13 тыс. рублей). По данным все того же Smartmarketing, доля Apple на российском рынке планшетов в 2010 году достигла 70%, а второе место с 6% заняла компания Samsung c ее Galaxy Tab – притом что общий объем рынка планшетов по итогам года составил 152 тыс. штук, и на нем работает уже около десятка различных торговых марок. Доли любого из локальных брендов находятся на уровне статистической погрешности, а общая доля локальных торговых марок – всего 23%. Есть все основания полагать, что в 2011 году ситуация кардинальным образом не изменится и на рынке будут по прежнему править устройства корпорации Стива Джобса.

Светлана Завьялова (Smartmarketing): «Apple выбрала уже все возможные технологические ресурсы. Дисплей Retina – это, конечно, хорошо, но после него уже сложно что-то предложить. Новые технологии еще недостаточно отработаны, а Apple, вопреки распространенному стереотипу, совсем сырые и новые решения почти никогда не использовала. Apple по сути не столько инноватор, сколько “прогрессор”».

Кстати, показательна ситуация с планшетами RoverPad. Полгода назад их производитель, российская компания RoverComputers, сместила акценты в своей деятельности с коммуникаторов-смартфонов и ноутбуков именно на планшеты. Не так давно в СМИ промелькнул комментарий представителей Rover о том, что в 2010 году компанией было ввезено в Россию около 13 тыс. устройств, хотя собственные данные источника автора статьи говорят об объеме в два раза меньшем официально заявленных – около 6-7 тысяч. Причем, судя по всему сети пока успели «закупить» у Rover’а не более половины от завезенного объема.

Примечательно, что практически все планшетные устройства локальных российских компаний работают под управлением системы Android. Причем, обычно это далеко не самая свежая версия 2.1 (в случае Rover речь даже идет о еще более старых версиях 1.5-1.6). Исключение составляет лишь бренд Highscreen, представивший в конце 2010 года устройство промежуточного форм-фактора «планшетный коммуникатор» - Highscreen Hippo под управлением Windows Mobile 6.5.3.

Симпатяга Bada

Но вернемся к рынку смартфонов. У свежеиспеченной платформы Bada от компании Samsung получился неплохой старт: в России продано порядка 60 тыс. экземпляров (по итогам 2010 года около 4,9% рынка «умных» телефонов). Что касается моделей, то их шесть: Wave, Wave II, Wave 525, Wave 523, Wave 723 и Wave 575. Скорее всего, Bada «пойдет в народ», но не только благодаря своим несомненным достоинствам. Samsung (как Nokia в свое время) собирается выпускать недорогие user-friendly-смартфоны на собственной ОС, и покупать их будут просто потому, что они удобные, не задумываясь, что внутри у них «какая-то там Bada». К примеру, Samsung Wave 525 вполне можно назвать наследником обычного телефона Samsung S5230 Star.

С софтом для Bada, коего поначалу было очень мало (считаные десятки приложений), теперь все неплохо: на выбор несколько тысяч платных и бесплатных программ. Примечательно, что «Баду» заметили и основные участники навигационного рынка: в начале 2011 года вышла версия «Прогород» для этой платформы, а затем появилась и версия «Навитела».

Михаил Чернышов («Вобис Компьютер»): «Bada – симпатичная платформа с дружественной оболочкой. Она будет ставиться на не самые дорогие устройства, обладателям которых просто не нужен весь потенциал той же Android».

Вышеупомянутая аналогия Samsung и Nokia неслучайна – очень многие пользователи смартфонов на Symbian и не догадываются, что в их телефоне операционная система с широкими возможностями. Кстати, несмотря на былую популярность Nokia, доля Symbian постепенно падает, уступая рынок более агрессивной ОС Android. И виновата в этом сама компания Nokia: сколько-нибудь ярких, революционных Symbian-моделей она не представляла уже несколько лет. Кроме того, финский вендор не смог вывести эту платформу на качественно новый уровень, ее развитие застыло где-то в 2007-м – а на дворе-то, простите, уже 2011-й…

Светлана Завьялова (Smartmarketing):«В 2011 году Android и iOS откусят еще больший кусок рынка у Symbian, причем первая – в традиционном нокиевском сегменте недорогих смартфонов».

* * *

…А теперь давайте вспомним год эдак 2005-й. Symbian – однозначный мировой лидер. На втором месте (хоть и с огромным отрывом) Windows Mobile. И все. Доля остальных платформ – на уровне статистической погрешности. Через пять лет, к 2010-му, картина изменилась кардинальным образом. А что будет еще через пять лет? Как мы уже сказали в самом начале этого материала, прогнозы – дело неблагодарное…

Опубликовано 16.05.2011

Похожие статьи