Новые тренды корпоративной «мобилизации»

Логотип компании
Новые тренды корпоративной «мобилизации»
Мобильные устройства по-настоящему заполонили весь мир. И этот процесс продолжается. Появление скоростного широкополосного доступа в Интернет стало поистине революционным шагом в расширении мобильности человека. Мобильные телефоны, смартфоны, коммуникаторы, планшеты, ноутбуки с мобильными модемами (внутренними и внешними), нетбуки... Можно ожидать, что в дальнейшем этот список будет только расширяться, а объемы продаж будут все грандиознее. Аналогичная тенденция наблюдается и на рынке соответствующих устройств корпоративного класса, обладающих дополнительными возможностями в отношении сбора данных, повышенной прочностью и надежностью. Летом 2012 года компания RRC, ведущий дистрибьютор средств автоматической идентификации и сбора данных в России, инициировала в Санкт-Петербурге дискуссию по этому поводу.

Мобильные устройства по-настоящему заполонили весь мир. И этот процесс продолжается. Появление скоростного широкополосного доступа в Интернет стало поистине революционным шагом в расширении мобильности человека. Мобильные телефоны, смартфоны, коммуникаторы, планшеты, ноутбуки с мобильными модемами (внутренними и внешними), нетбуки... Можно ожидать, что в дальнейшем этот список будет только расширяться, а объемы продаж будут все грандиознее. Аналогичная тенденция наблюдается и на рынке соответствующих устройств корпоративного класса, обладающих дополнительными возможностями в отношении сбора данных, повышенной прочностью и надежностью. Летом 2012 года компания RRC, ведущий дистрибьютор средств автоматической идентификации и сбора данных в России, инициировала в Санкт-Петербурге дискуссию по этому поводу.

Пожалуй, в наибольшей степени высокой функциональностью и мобильностью сейчас обладают смартфоны и планшеты. Чтобы это почувствовать, достаточно зайти в вагон метро и увидеть, какие из мобильных устройств держат в руках перемещающиеся в пространстве пассажиры. А что говорит статистика про динамику распространения смартфонов? Вот наиболее свежие данные по этому сектору ИТ-рынка. По данным аналитической компании IDC, в первом квартале 2012 года в мире продано 144,9 млн смартфонов (за весь 2011 год – 491,4 млн). Компания Gartner оценивает этот параметр в 472 млн штук. По сравнению с 2010 годом, по расчетам Gartner, продажи смартфонов на мировом рынке выросли на 58%. Семимильными шагами двигаются продажи. Немного не дотянули до полумиллиарда. Однако этот рубеж будет преодолен в этом году: JPMorgan предрекает мировые продажи смартфонов в 2012 году на уровне 657 млн штук (IDC – 686 млн).

Такое стремительное распространение гаджетов породило тему BYOD, которая продолжает муссироваться мировыми СМИ. В чем же суть вопроса? BYOD (Bring Your Own Device) – в точном переводе на русский: «Принеси свое устройство». Куда и что нужно принести, спросят те, кому это проблема незнакома. Дело в том, что сотрудники компаний, «овладев мобильностью», смогли работать не только в офисе, но и дома, и в командировке. Они просматривают почту, создают и редактируют документы. Причем зачастую используют для данных целей свои собственные мобильные устройства, которые изначально проектировались для личного использования. Использование личных гаджетов повысило скорость обратной связи мобильных сотрудников. По данным исследований The Accurate 2012 CIO Mobility Survey (январь 2012 года) и Cisco IBSG Horizons Study (весна 2012 года), в России на сегодняшний день устройства мобильного доступа используют уже порядка 78% сотрудников. При этом большинство (67%) сотрудников и руководителей ИТ-подразделений абсолютно уверены в том, что в ближайшие годы мобильные технологии окажут даже большее влияние на развитие бизнеса, чем Интернет в 90-е годы.

Мощность и функциональность личных мобильных устройств в последнее время весьма подросли. А это значит, практически всё, что ранее сотрудник мог делать только на корпоративном ноутбуке, он может сделать и на личном гаджете. Отлично. Консьюмеризация на марше… Границы между корпоративным и личным стираются… Однако не все так гладко. С многочисленными вопросами выходят представители ИТ-служб. Как быть с информационной безопасностью? Что делать с абсолютной неподконтрольностью возникающего “зоопарка” разнородных устройств? Каким образом обеспечить работу информационных систем на различных платформах? И наконец, что делать, если мобильные сотрудники имеют дело со специфическими задачами или условиями эксплуатации (пыль, грязь, влажность, высокая вероятность падений и т. п.)? В качестве решения для парка мобильных устройств предлагается внедрение концепции Get Our Corporate Device («Получи корпоративное устройство»), GOCD.

Елена Степкина
Как же развивается ситуация в этом противостоянии: BYOD vs. GOCD? В действительности около 68% опрошенных в ходе исследования «АйТи. Центр корпоративной мобильности» компаний отметили, что в их компаниях либо уже имеются, либо планируются к внедрению в течение ближайшего года стратегии, политики и регламенты использования мобильных технологий. Еще 26% обсуждают данный вопрос, хотя решения пока не приняли. По словам Елены Степкиной, менеджера по развитию направления AutoIDC RRC в Санкт-Петербурге, тенденция «корпоративной мобилизации» набирает обороты. Так, за 2011 год компания по России отгрузила в семь раз больше устройств, предназначенных для работы на выезде, чем в 2010 году. По прогнозам аналитиков, к 2012 году около 20% ИТ-бюджетов будут расходоваться на обеспечение мобильности сотрудников. В Сети уже появился Enterprise Mobility Magazine, а кое-кто даже поговаривает о необходимости введения новой должности – директора по мобильным технологиям.

Если для управленцев, которые находятся в авангарде мобилизации бизнеса, важна в первую очередь представительность устройства, то для линейного персонала – торговых представителей, мерчандайзеров, курьеров, выездных техников и т. п. – на первый план выходят надежность и способность устройства решать текущие рабочие задачи. И тут нужны не просто телефоны или GPS-навигаторы, тут просто необходимы мощные инструменты для сбора и передачи информации (сканирование, работа с информационной системой компании в удаленном режиме), в которых соблюдены корпоративные требования к защите информации и, опять же, обеспечен хороший запас прочности.

Подобным характеристикам вполне соответствуют устройства компании Motorola Solutions. Пробежимся по модельному ряду таких мобильных компьютеров.

ES400 – хит прошлого года с привлекательным соотношением цены и возможностей. Это самый маленький мобильный компьютер Motorola класса EDA. Он имеет формат смартфона, но обладает повышенной надежностью. По словам Елены Степкиной, он хорошо подходит там, где обычный смартфон недостаточно “smart” для ведения бизнеса, а «обычный» мобильный компьютер повышенной прочности слишком громоздок и дорог. Что же эта малютка может и имеет: обмен информацией при помощи WAN, Enterprise WLAN, GPS, надежность корпоративного класса (ударопрочность MIL-STD 810G и герметизация IP42), ОС Windows Mobile, обеспечение безопасности (ПО сторонних компаний, IST, идентификация по отпечатку пальца). Жизненный цикл для нее составляет три года в продаже плюс три года поддержки после снятия с производства.

А вот следующий карманный компьютер – MC65 – уже в три раза дороже. Так за что покупатель должен выложить такую сумму? Знакомимся: эволюция мобильного компьютера среднего уровня MC55 (совместимость с аксессуарами и периферией предшественника); выдерживает многократные падения на бетон с 1,2 м; герметизация IP54; мультипроцессорная архитектура и ОС Windows Mobile 6.5; имидж-сканер последней модели для штрихкодов 1D и 2D; трехмегапиксельная автофокусная фотокамера. Пожалуй, на такой компьютер можно и раскошелиться. Казалось бы, и мечтать больше не о чем. Однако есть у Motorola Solutions вещи и посерьезнее, и, естественно, подороже. MC75 – эта модель для самых неблагоприятных условий, и только у нее есть лазерный сканер. Она имеет прочную и легкую конструкцию (соответствует и превосходит требования стандартов MIL-STD и IEC), микропроцессор обеспечивает функциональность настольного ПК при малом потреблении энергии, ОС Windows Mobile 6.5 с повышенной безопасностью. Имеется возможность использования через беспроводную сеть 3.5G WWAN, что обеспечивает широкополосный доступ, голосовую связь и передачу данных практически в любой точке мира.

Стремительное распространение планшетов, в том числе и для корпоративного использования, – несомненно, общемировая тенденция. Не обошла она стороной и разработчиков компании Motorola Solutions. На семинаре, организованном в Санкт-Петербурге компанией RRC, была представлена наиболее интересная новинка этого сектора рынка: корпоративный планшет Motorola ЕТ1. По словам Елены Степкиной, первая партия была разобрана еще на этапе предзаказа. К тому же это первый в мире корпоративный планшет, соответствующий IP54, которому не страшны многократные падения с высоты до 1,2 м (MIL-STD 810G). Экран прикрыт специальным стеклом Gorilla Glass, которое устойчиво и к резким перепадам температуры, и к механическим воздействиям. Работает под управлением ОС Android 2.3 + MESA, добавлен функционал по шифрованию данных. Обеспечена поддержка периферийных устройств на уровне ОС. Есть камера и GSM-модуль, который пока закрыт, он будет доступен в следующей модели. Имеется встроенная поддержка работы со штрихкодами.

Алексей Кормилицын
В ногу со временем, требующим мобилизации, развиваются и другие направления Motorola Solutions – например, сканирующее оборудование. Казалось бы, какое отношение могут иметь сканеры к обеспечению мобильности? За ответом на этот вопрос мы обратились к менеджеру по работе с партнерами Motorola Solutions Алексею Кормилицыну, который рассказал о трех новинках, уже доступных к продаже, а именно – сканерах DS457, DS4208 и DS9208, главной отличительной чертой которых является способность считывать так называемые мобильные штрихкоды, то есть штрихкоды, отображаемые на экране мобильных телефонов. Сегодня, благодаря подобным решениям, уже можно самостоятельно получить посадочный талон в аэропорту (авиакомпания S7), зарабатывать бонусы в рамках различных программ лояльности (сеть ресторанов «Жан-Жак», сеть магазинов «Спортмастер»), избавившись от множества пластиковых карт, которые в самый нужный момент обычно оказываются дома.

Сканер DS457 представляет собой стационарный мини-скан, малые размеры которого (2,92 см × 5,84 см × 6,2 см) позволяют осуществлять сканирование даже там, где ограничено рабочее пространство. Благодаря уникальной системе наведения лазерного луча обеспечивается быстрое и точное сканирование даже в условиях яркой освещенности, что делает сканер незаменимым, например, при работе с интенсивным пассажиропотоком в уличных условиях. DS4208 и DS9208 – решения, предназначенные прежде всего для торговых точек и HoReCa. Они обеспечивают самую высокую в отрасли скорость сканирования, беспроблемное сканирование с первого раза даже поврежденных и низкокачественных штрихкодов. Многоплоскостной растр устраняет необходимость выравнивания штрихкода, что позволяет существенно ускорить обслуживание клиентов, минимизируя очереди. DS4208 является ручным сканером, устойчивым к падениям на бетон с высоты до 1,8 м, и герметизацией IP43. DS9208 обладает уникальным дизайном, который позволяет работать с ним как в ручном, так и стационарном режиме, выдерживает многократные падения на бетон с высоты 1,5 м и обладает пылевлагозащищенностью IP50.

Алексей Назаров
Понятно, что корпоративным мобильным устройствам не обойтись без соответствующих мобильных приложений. И хотя подобных решений разработано уже достаточно много, остановимся пока буквально на двух-трех. По словам Алексея Назарова, ПО для автоматизации мобильной торговли компании «Агент Плюс» позволяет посредством беспроводных технологий организовать обмен данными между мобильным устройством и учетной системой, установленной в офисе. В течение рабочего дня торговый представитель получает маршрутный лист, оформляет в мобильном устройстве заказы на поставку товаров клиентам, отправляет их в центральную базу данных, получает из нее актуальную информацию об остатках товаров на складе.

Мобильное приложение LoyaltyPlant компании «Фабрика лояльности» помогает повысить лояльность клиентов. Специально разработанное под каждого корпоративного заказчика (кафе, ресторан и т. п.) приложение позволяет распространять новости и информацию об акциях компании, высылать PUSH-уведомления. И главное, накопленные клиентом баллы позволяют ему самостоятельно сгенерировать бонусную карту в виде штрихкода, например, на бесплатную пиццу. Штрихкод считывается официантом в ресторане прямо с экрана телефона, данные поступают в систему управления заведением, а довольный посетитель получает подарочную пиццу.

Алексей Равер
Наконец, еще одно решение, направленное на решение задач корпоративной мобильности, представлено компанией CDC. Как отмечает Алексей Равер, заместитель генерального директора компании по продажам, основная задача мобильной платформы «ОПТИМУМ ММС» – оптимизировать бизнес-процессы, связанные с техническим обслуживанием и сервисом. Мобильные бригады получают уникальную возможность оперативно регистрировать состояние выполняемых работ, собирать данные о состоянии подконтрольных объектов, получать доступ к справочной информации, осуществлять инвентаризацию. При этом время реакции на проблемы клиентов сокращается на 70%, расходы на дорогу – на 35%, а количество выполняемых заявок возрастает на 20%.

Таким образом, мы только лишний раз подтверждаем известную истину, что время – деньги. Внедрение стратегии корпоративной мобилизации на основе надежных и многофункциональных устройств позволяет не просто ускорить работу полевого персонала, но и в целом существенным образом оптимизировать бизнес-процессы, связанные с работой на выезде, создавая таким образом принципиально новое конкурентное преимущество.

Опубликовано 28.08.2012