Умные часы: падение Apple Watch и взлет Garmin Watch
По данным аналитической компании IDC в третьем квартале 2016 года мировой рынок «умных» часов сократился практически вдвое, ужавшись на 51,6% до 2,7 млн устройств. Обвал рынка продолжается который квартал подряд; пик продаж пришелcя на четвертый квартал 2015 года, когда своих покупателей нашел 8,1 млн «умных» часов. Однако уже в первом квартале 2016 года объем продаж пошел вниз, и в дальнейшем медленное сползание со склона перешло в лавинообразное падение: по сравнению с максимальным уровнем продаж мировой рынок «умных» часов упал вчетверо.
Такой глубокий спад, в отличие от второго квартала 2016 года, когда объемы продаж часов Apple снижались, а остальных вендоров результаты радовали, на этот раз затронул всех. Рост продаж во втором квартале у Lenovo, который составил тогда рекордные 75%, обернулся обвалом на 73,3% в третьем квартале. В китайских «умных» часах пользователи, похоже, очень быстро разочаровались: вместо 300 тысяч проданных во втором квартале устройств китайские вендоров число реализованных «умных» часов с маркировкой «Made in China» снизилось до менее чем 100 тысяч.
Продажи Apple Watch снизились на 71,6%, при этом выход Apple Watch 2 не помог остановить обвал. Аналитики подчеркивают, что второе поколение «яблочных» часов не смогло преодолеть детские болезни поколения первого: без SIM-карты часы только дублируют функции смартфона, являясь весьма ограниченным по функциональности устройством. Также Apple Watch по прежнему не работают ни с единым гаджетом, произведенным не Apple.
Однако, несмотря на обвал, Apple Watch по абсолютным значениям продолжают сохранять лидерство, за третий квартал своих покупателей нашли 1,1 млн «умных» часов. Однако доля Apple впервые стала ниже половины рынка и составила 41,3%.
На 54,1% рухнули и продажи Pebble. В отличие от остальных крупных и диверсифицированных компаний, Pebble – это бывший Kickstar-проект, созданный еще в 2013 году, когда «умных» часов еще не существовало, и не является большой IT-компанией. В отчетный период «пионер» реализовал около 100 тысяч экземпляров.
Часы Samsung Gear на этом фоне стоят гордым особняком – вендор зафиксировал рост продаж на 9%, до 400 тысяч. В отличие от Apple, Samsung сумела добиться внедрения в Gear S2 Classic 3G модуля SIM-карты, не беспокоясь об аккумуляторе, который в «умных» часах весьма невысокой емкости. Сделано это было путем использования e-Sim-карты, которая не является привычной всем микросхемой, а представлена всего лишь памятью в гаджете, а номер телефона передается по связи с оператором. Благодаря этому такие часы обзавелись функциями смартфона, лишившись надобности все время держать связь с другим гаджетом. Однако время работы такого аккумулятора (емкость составляет всего 300 мА*ч) не обрадует владельца. Если без модуля связи часы с трудом, но день-два могли продержаться, то Gear S2 Classic 3G в режиме мобильной связи спустя 6-8 часов разряжаются полностью. Кроме того, критикуется их высокая стоимость. На фоне бедствия с Galaxy Note 7 Samsung, разумеется, не будет экспериментировать и повышать емкость батареи.
Однако на фоне общего спада недавний новичок – компания Garmin, которая дебютировала на этом рынке относительно недавно, и не является IT-компанией, занимаясь преимущественно реализацией навигационного оборудования, видеорегистраторов и даже эхолотов, неожиданно пережила настоящий бум, увеличив продажи более чем втрое (на 326%), и по абсолютному значению опередив Samsung, выйдя на второе место после Apple с 600 тысячами проданных часов. Аналитики видят причину успеха в минималистичности, удачном дизайне, более емком аккумуляторе (до 800 мА*ч), и легкой совместимости с любой мобильной платформой – iOS, Android или даже Windows Phone.