Как не стать шашкой в шахматной игре, или Почему набитые шишки мало кого учат – часть 1
(Продолжение. Начало в IT News №16-17/2013)
Акт второй. Расчет всему голова, или Почему баланс важнее результата
И еще раз считаем. Время, деньги, людей. Все остальное важно, но вторично. Вот великолепная троица основных составляющих успеха любого IT-проекта. Даже при исходно успешных предпосылках он становится неудачным, если есть недостаток этих составляющих, либо хаос в распределении, а то и разбазаривание. Либо при неправильных расчетах и недокомплекте. Людей не хватает, но деньги есть? Будут страдать сроки, качество. Деньги есть, но людей мало? Будут страдать все те же сроки и качество. Поэтому закладывайтесь на проект по максимуму. По старому принципу эпохи мейнфреймов: «Увеличивай все на порядок и добавь процентов десять на всякий случай».
Вот когда удастся все свести воедино, считайте, что все (или почти все) шаги до успешного IT-проекта сделаны, в бюджет, сроки и ресурсы уложились, вроде жалоб нет. Насколько хорошо? Лучше спросить у тех, кто участвовал в проекте в том или ином качестве, а еще лучше – оцените сами, ведь вы уже претендент на статус большой, серьезной фигуры на своем поле. И наконец...
Все складывается лучше, чем ожидалось, все замерли в предвкушении, что же выдаст на-гора ставший неожиданно сильным аппаратчиком IT-директор. Кому достанутся вершки?.. А кому корешки?.. А кто получит шишки?..
Если всё до финала сделано правильно: ленточка разрезана, бутылка шампанского о коммутационный шкаф разбита – все участники спектакля «Успешный IT-проект. Действо в двух актах с прологом, но без эпитафии, простите, эпилога» останутся довольны, по крайней мере внешне.
Хай-тек-купец набьет свою мошну честно заработанными рублями импортного производства. Да, пощиплете вы его немного, но все же не без пользы для себя закроет он проект. И на будущее будет знать, что обскакать вас чревато, лежалый софт вам не впаришь, поэтому в меру своих лукавых сил будет пытаться в будущем играть относительно честно, впрочем, периодически проверяя, не ослабили ли вы хватку.
Структурные коллеги, получив порцию аппаратных внушений в процессе проекта и наконец-то работающую IT-систему в свое распоряжение, будут мило вам улыбаться и заверять в неизменной дружбе до тех пор, пока пенсия не разлучит вас, при этом срочно повышая свою техническую и прочие квалификации, дабы в будущем получить поменьше внушений, держа в кармане пару сюрпризов, ожидающих вас в процессе эксплуатации системы.
Реакцию и дальнейшие действия генерального, а уж тем более акционеров/собственника, сложно предугадать. У них свои игры на своих полях, и в свои взаимоотношения с акционерами/собственниками/кураторами хайтек-купцов, вам пока недоступные, никто посвящать не будет. Но чем черт не шутит. Картина получилась, может, и слегка благостная, и не факт, что так будет во всех случаях. Но по крайней мере для себя лично вы добились баланса между потребностями сторон и положительной политической волей на дальнейшие эксперименты. В донесении технических изысков до сонных в делах, но активных в запросах на получение бонусов офисных масс.
А что же потом?
А ничего. Надо развиваться дальше. Умный и заинтересованный прочтет и задумается, как ему изменить ситуацию, какие подходы из приведенных (и не приведенных ввиду ограниченности места для публикации) взять на вооружение. Продумает план и начнет действовать, понимая, что на одном знании технологий, и даже определенном влиянии на механизмы формирования бюджетов, и даже дружбе с помощником генерального далеко не уедешь. Хочется стать успешным IT-директором – надо быть политиком, консультантом, психологом, финансистом, юристом, коммерсантом, разведчиком, производственником, дипломатом в одном лице. Долго и нудно укреплять свои позиции и забыть сказки об успешном и быстром решении задач продуктивности бизнеса только и исключительно своим техническим гением. Конкурентное преимущество в любой бизнес-среде гарантированно дают не технологии, а способности управляющего бизнес-линией грамотно лоббировать свои интересы и виртуальные (реальные) доходы в клиентских структурах. И умение правильно организовывать и защищать от посягательств свое направление как во внешней среде, так и внутри компании, понимать силу и слабость всех участников бизнес-среды и уметь обращать то и другое себе во благо.
И самое главное, не забывать, что технологии – это всего лишь качественный в некоторых случаях антураж, позволяющий компании продемонстрировать свою крутизну и улучшить продуктивность в ряде вопросов, но никак не генератор доходов.
ИТ – это инструмент, но никак не самоцель и не универсальное лекарство от глупости и косности. Ленивый автоматизированный продавец продуктивнее просто ленивого продавца работать не будет. И проблема не в технологиях. Проблема в сегодняшнем тренде: упрощении всего и вся. В неумении и нежелании заставить персонал правильно работать. Нежелании самого персонала оторваться от пребывания в пассивно-безразличном состоянии ожидания манны небесной. А это уже вопрос не к ИТ. Проблема в ловкой подмене качества труда откровенной халтурой, в неумении или нежелании создавать качественные продукты, заменяя их маркетинговыми и манипулятивными трюками хай-тек-купцов и пиар-треском, дающим результат среди представителей гомо корпоративус, упростивших мышление до состояния «Включено – выключено», «Нравится – не нравится». В подмене системных, непростых для понимания и использования, но дающих вменяемый результат подходов в выстраивании производительного бизнеса эмоциональным бредом в духе первобытных племен. Прыгайте вприсядку вокруг костра, колотите палкой по пустому дереву, гудите носовой перегородкой, развивайте эмоциональную связь с космическими силами и подвижность языковых конструкций! Клиент размякнет, конкуренты испугаются, прибыль вырастет. Зачем что-то делать качественно, если можно обманом хлам впарить. «Пока живут на свете дураки, обманом жить нам, стало быть, с руки…» Каким взглядом посмотреть на клиента, и что надеть на презентацию, чтобы он зомбировался на продукцию? Так на сколько процентов новое решение производительнее старого на том же оборудовании?..
Финальная ремарка: Участие в проекте консультантов, методы работы с ними, способы моделировать отношения в проекте и заставить всех участников работать так, как надо вам, так же как и многое другое, осталось вне рамок нашего разговора. Но об этом уже в других статьях.
***
Опубликовано 26.05.2014