Ближайшее будущее геоинформационных систем в России (II часть)

Логотип компании
Ближайшее будущее геоинформационных систем в России (II часть)
Последние годы спрос на облачное ПО продолжает расти по всем направлениям вне зависимости от внешних факторов. В период действия ограничительных мер на фоне эпидемиологической ситуации актуальность облачных технологий возросла еще больше. В то же время прикладная работа в облаках в каждой отрасли имеет свое, особенное соотношение спроса и предложения. Как можно охарактеризовать текущую ситуацию с облаками в области ГИС и ДЗЗ?

(Окончание. Начало в IT News №8/2020)

 

Облачная география

 

Последние годы спрос на облачное ПО продолжает расти по всем направлениям вне зависимости от внешних факторов. В период действия ограничительных мер на фоне эпидемиологической ситуации актуальность облачных технологий возросла еще больше. В то же время прикладная работа в облаках в каждой отрасли имеет свое, особенное соотношение спроса и предложения. Как можно охарактеризовать текущую ситуацию с облаками в области ГИС и ДЗЗ?

 

Олег ГОЛОВКО («ЛАНИТ-Интеграция»):
Олег ГОЛОВКО («ЛАНИТ-Интеграция»):
«Геоинформационные технологии предполагают обработку огромных объемов данных, и эти объемы будут только расти вследствие постоянного усиления требований к детальности, актуальности и точности исходных данных для формирования достоверных моделей объектов. Хранение и обработка геоданных требуют значительных мощностей, которые облака и обеспечивают».

В списке факторов, по которым облачные технологии востребованы в сферах ГИС и ДЗЗ, есть и еще один, не совсем очевидный. Как рассказывает первый заместитель управляющего директора компании «ЛАНИТ-Интеграция» Олег ГОЛОВКО, их преимущество тесно связано с сезонными колебаниями поступающих на обработку данных. Очевидно, большая часть съемок методами ДЗЗ выполняется в теплый период, когда меньшая облачность и отсутствуют искажения из-за снежного покрова. Как правило, наибольший пул космических и аэроданных накапливается осенью, а по мере их обработки потребность в хранилищах снижается, достигая минимума к весне.

В качестве иллюстрации он приводит простой пример. Для эффективного прогнозирования урожайности и оценки работ на полях общей площадью 100 млн га требуется осуществлять съемку два раза весной с перерывом в две недели, а для мониторинга уборки урожая осенью нужна уже мультиспектральная съемка с той же периодичностью. В данном случае реализация камеральной обработки данных и формирование заданной отраслью отчетности должны быть выполнены своевременно и достоверно. В этих условиях облачные технологии обеспечивают гибкость и экономическую эффективность вычислительных ресурсов. «Облачные технологии открывают перспективы в расширении состава пользователей и набора функций отраслевых систем управления, использующих данные ДЗЗ», – подчеркивает г-н Головко.

Андрей ПИРОГОВ («Ракурс»):
Андрей ПИРОГОВ («Ракурс»):
«Как и для всего рынка ИТ, облачные технологии являются понятной и востребованной темой в сегменте ГИС и ДЗЗ».

Руководитель группы маркетинга АО «Ракурс» Андрей ПИРОГОВ отмечает ряд технических барьеров, мешающих полноценному использованию облачных технологий в сфере ГИС и ДЗЗ. Например, большие объемы данных, которые при нынешнем состоянии телеком-инфраструктуры не так-то просто передавать туда-сюда по Сети, или серьезные нормативные ограничения при работе с аэрофотосъемкой либо топографическими планами определенных масштабов, которые являются секретными. Тем не менее геоинформационные облачные технологии развиваются достаточно успешно.

По мнению г-на Пирогова, большой потенциал у облачных фотограмметрических решений. Например, компания «Ракурс» представила приложение PHOTOMOD StereoClient, позволяющее в удаленном режиме с использованием простых очков виртуальной реальности и облачного хранилища проводить стереовекторизацию. Скорее всего, в ближайшем будущем стоит ожидать прорывных новаций именно на стыках разных технологий, использующих облачную инфраструктуру, считает он.

 

Юлия КРЖЕШОВСКАЯ («Техносерв»):
Юлия КРЖЕШОВСКАЯ («Техносерв»):
«Власти заинтересованы в развитии этого сегмента. Впервые правительство одобрило концепцию создания единой облачной платформы в 2015 году. Затраты на ее реализацию в 2019–21 гг. были оценены в 47,6 млрд рублей».

Директор департамента по работе с федеральными органами исполнительной власти компании «Техносерв» Юлия КРЖЕШОВСКАЯ убеждена, что пандемия продемонстрировала бизнесу важность облачных технологий, ведь они позволяют оптимизировать финансовые и временные затраты, сократить издержки на создание и обслуживание собственной IT-инфраструктуры. Поэтому все крупные компании перестраивают свои бизнес-процессы и постепенно переходят в онлайн. Безусловно, в нынешних условиях эти перемены во многом обусловлены вынужденным переводом части сотрудников на удаленную работу, в связи с чем организации разворачивают новые сервисы, а для этого необходима виртуальная инфраструктура «здесь и сейчас», подчеркивает г-жа Кржешовская.

Стоит напомнить, что в 2019 году постановлением правительства был утвержден эксперимент по переводу IT-систем федеральных органов исполнительной власти (ФОИВ) и государственных внебюджетных фондов в единую облачную платформу (ГЕОП). В июне 2020 года Минкомсвязь решила продлить эксперимент на ближайшие два года.

Антон ЧЕХОНИН («НОРБИТ»):
Антон ЧЕХОНИН («НОРБИТ»):
«В облаке можно удачно разместить и базы данных, и фотоматериалы, и данные слоев ГИС».

Генеральный директор «НОРБИТ» Антон ЧЕХОНИН отмечает, что, несмотря на кризисы, массивы данных продолжают увеличиваться с каждым днем. Так что в будущем станет удобнее размещать хранилища этих данных в облаках, поскольку стоимость содержания собственного оборудования и персонала для его обслуживания уже зачастую выше, чем покупка подобной услуги у облачного оператора. В настоящее время данный рынок в России не слишком развит в связи с низким уровнем информатизации в целом, но спрос на такие услуги обещает только расти.

Россия на мировом рынке

Еще пару лет назад некоторые собеседники IT News с оптимизмом оценивали будущее российских геотехнологий на зарубежных рынках, например, в таких сегментах, как дроны, ПО, онлайн-сервисы и т. п. Какова обстановка в этой области сегодня?

Олег ГОЛОВКО («ЛАНИТ-Интеграция»):
Олег ГОЛОВКО («ЛАНИТ-Интеграция»):
«Дела в целом обстоят неважно, хотя сообщения о появлении нового оборудования и прикладного ПО на уровне лучших мировых образцов появляются часто».

Олег ГОЛОВКО («ЛАНИТ-Интеграция») уверен: чтобы обеспечить отечественным разработкам выход на мировой рынок, требуется доведение технологической готовности до промышленного уровня с последующей организацией серийного производства по конкурентоспособным ценам и качественным маркетинговым продвижением. Затраты по этим статьям многократно превышают стоимость разработки опытного образца, и, как правило, таких средств не находится. В связи с чем, полагает он, даже лучшие отечественные разработки не находят развития. «Вопрос стоит просто: чем российское геоинформационное ПО лучше продуктов от таких грандов, как ESRI, Leica или Intergraph?» – рассуждает он. Даже если исходить из того, что базовая функциональность наших ГИС не хуже, выйти на рынок США и Западной Европы в условиях полноценной конкуренции с продукцией равного уровня будет непросто.

Как считает г-н Головко, сегодня реальная конкуренция и продвижение возможны только в области сервисов пространственно-технического мониторинга и анализа состояния отраслевых объектов, и здесь за прошедшие 15 лет есть примеры лидерства комплексов отечественной разработки.

Дмитрий ДОБРОВОЛЬСКИЙ («Шахты»):
Дмитрий ДОБРОВОЛЬСКИЙ («Шахты»):
«Для выполнения отдельных, узкоспециальных задач подходят российские разработки – они чащи используются кадастровыми инженерами для создания технических планов, так как поддерживают необходимые средства криптографии и форматы данных».

Генеральный директор компании «Шахты» Дмитрий ДОБРОВОЛЬСКИЙ говорит, что сохранить технологию в тайне сегодня очень трудно: если одна компания придумала что-то новое и внедрила, то в ближайшее время то же самое сделают все конкуренты, причем у кого-то получится даже лучше. Это накладывает отпечаток на особенности конкурентной борьбы. В связи с чем он предлагает рассмотреть для примера два направления – ПО, включая ГИС, и дроны.

Рынок геоинформационных систем разделен: одни популярны у программистов и инженеров, другие регулярно используются картографами. Это очень разные решения в широком ценовом диапазоне: от бесплатных программ с минимальным набором возможностей до дорогостоящих многофункциональных комбайнов. Г-н Добровольский отмечает также универсальные программы, которые используют почти все, но они, к сожалению, не российской разработки, хотя и содержат открытый код. Разработка российских систем идет полным ходом, однако это дело могут позволить себе только крупные госзаказчики: под такие цели создаются ИСОГД (информационные системы обеспечения градостроительной деятельности), то есть узкоспециализированные программные продукты с компонентами ГИС.

Рынок дронов, по мнению г-на Добровольского, тоже весьма неоднозначен. Например, в области военного сотрудничества многие российские разработки значительно превосходят западные. В свою очередь коммерческим продуктам российского рынка тяжело конкурировать с зарубежными, поскольку большая часть компонентной базы выпускается именно за рубежом. И хотя эта проблема сохранится еще как минимум несколько лет, она даже сейчас не мешает российским коммерческим БПЛА с успехом выполнять задачи в странах – партнерах РФ, уверен г-н Добровольский.

Андрей ПИРОГОВ («Ракурс»):
Андрей ПИРОГОВ («Ракурс»):
«Положение дел на сегодня также внушает оптимизм. Об этом можно судить по крупнейшей международной выставке InterGEO, где с каждым годом представлено всё больше российских компаний».

Андрей ПИРОГОВ («Ракурс») сожалеет, что на этот раз InterGEO планируется организовать в онлайн-формате из-за коронавируса – ведь свою продукцию на столь уважаемой площадке собирались представить около 10 российских компаний. В Берлине, где намечалась InterGEO-20, сейчас действует ограничение на проведение массовых мероприятий в закрытых помещениях – не более 1000 человек. В прошлом году на штутгартской InterGEO побывало более 20 тыс. посетителей, в связи с чем нынешние организаторы официально отказались от полноценного формата.

Читайте также
Почему даже системные администраторы должны работать в строго контролируемых рамках? IT-World разбирался, как PAM поможет защитить и администратора и всю компанию от неприятных сюрпризов.

Ближайшие годы

На фоне продолжающейся неопределенности эпидемиологической ситуации в мире сложно давать серьезные прогнозы по развитию какой-либо отрасли. Но мы все же попросили наших собеседников поделиться своими соображениями по рынку ГИС и ДЗЗ на ближайшее время.

Олег ГОЛОВКО («ЛАНИТ-Интеграция»):
Олег ГОЛОВКО («ЛАНИТ-Интеграция»):
«Принципиальных изменений на рынке в ближайшие пару лет не произойдет».

По мнению Олега ГОЛОВКО («ЛАНИТ-Интеграция»), наиболее перспективным направлением рынка профессиональных геоинформационных технологий сейчас видится их интеграция с BIM-технологиями. В сущности, те и другие используют пространственные данные, различающиеся составом, степенью детализации и оценкой коллизий. Однако проектирование в современных условиях не должно ограничиваться трехмерными моделями будущих объектов капитального строительства – необходимо также учитывать состояние среды обитания, информацию о которой предоставляют пространственные модели. Это первый фактор непременного объединения пространственных моделей местности и конкретных объектов, полагает г-н Головко. Второй фактор – контроль хода строительства и соответствия возводимого сооружения проектным решениям и чертежам.

Двигателем прогресса пространственных данных в России может стать национальная программа «Цифровая экономика» и связанные с ней инициативы. «Эффективное управление жизненным циклом инфраструктуры различных отраслей нашей страны не представляется возможным без достоверной и актуальной оценки фактического состояния конкретных объектов. Учитывая постоянное повышение доступности геоинформационных технологий, сейчас появилась возможность решать эти задачи на недостижимом ранее качественном уровне», – подчеркивает г-н Головко.

Андрей ПИРОГОВ («Ракурс»):
Андрей ПИРОГОВ («Ракурс»):
«Рынку не хватает новых партнерств, думаю, что в ближайшие годы еще пара громких слияний нас точно ждет».

Андрей ПИРОГОВ («Ракурс») напоминает, что в скором времени будут запущены крупные инфраструктурные проекты. Помимо государственной ЕЭКО, начнется реализация платформы «Автодата», где не обойтись без сторонних подрядчиков. Так что работы хватит всем, уверен он. Также, скорее всего, ряд крупных монополий замахнется на большие и сложные проекты в области работы с пространственными данными. Г-н Пирогов полагает, что это будут не федеральные проекты, а региональные. Что касается финансового состояния, то некоторые компании прибавляют и по 100% год к году, а другие, даже весьма крупные, наоборот, ушли с рынка. Эти процессы продолжатся. «В стране накопился огромный спрос на цифровизацию и автоматизацию работы с геоданными. Импортозамещение, да и санкции тоже вносят свою лепту», – резюмирует г-н Пирогов.

Юлия КРЖЕШОВСКАЯ («Техносерв»):
Юлия КРЖЕШОВСКАЯ («Техносерв»):
«Однозначно рынок ГИС и ДЗЗ будет расти в ближайшие два-три года, так как эта тематика в настоящее время очень актуальна».

Юлия КРЖЕШОВСКАЯ («Техносерв») уверена, что для стабильного движения вперед рынку ГИС и ДЗЗ нужна поддержка государства – законодательная и финансовая, через размещение госзаказов.

Дмитрий ДОБРОВОЛЬСКИЙ («Шахты»):
Дмитрий ДОБРОВОЛЬСКИЙ («Шахты»):
«Очень надеюсь, что в следующем году экономика нашей страны сможет вернуться в нормальное русло, вирус будет побежден и развитие отрасли продолжится теми же темпами, что и раньше».  

Опубликовано 10.09.2020

Похожие статьи