РынокТренды

Перспективы рынка BI-решений в России (III часть)

Евгений Курышев | 01.12.2020

Перспективы рынка BI-решений в России (III часть)

С тем, что пандемия оказала огромное влияние на мировую экономику, согласны все. Однако куда интереснее разобраться, как именно изменились предпочтения заказчиков в связи с текущим кризисом, какие новые задачи появились у заказчиков и как в их решении могут помочь BI-инструменты.

(Окончание. Начало в IT News №10-11/2020)

Кризисные предпочтения

 

С тем, что пандемия оказала огромное влияние на мировую экономику, согласны все. Однако куда интереснее разобраться, как именно изменились предпочтения заказчиков в связи с текущим кризисом, какие новые задачи появились у заказчиков и как в их решении могут помочь BI-инструменты.

Андрей ПИВОВАРОВ (Oracle):
Андрей ПИВОВАРОВ (Oracle):
«Мы оказались в новой реальности. Многие игроки столкнулись с тем, что их бизнес изменился, привычные потоки доходов иссякли и стратегию бизнеса необходимо пересматривать».

Андрей ПИВОВАРОВ (Oracle) отмечает рост запросов на пересмотр стратегии обработки и анализа данных. Это касается не только BI-инструментов, но и подхода к построению таких систем в целом: и хранилищ, и ETL, и анализа потоковых данных, и внедрения IoT-систем. «Очень многие компании осознали, что необходимы системы, позволяющие быстрее и качественнее обрабатывать данные и извлекать ценную для бизнеса информацию, – поясняет г-н Пивоваров. – В результате запрос на средства аналитики и хранилища данных серьезно вырос по сравнению с докризисным периодом».

Антон СПИРИН («Техносерв Консалтинг»):
Антон СПИРИН («Техносерв Консалтинг»):
«Мы не отметили масштабных изменений в предпочтениях наших заказчиков в связи с текущим коронавирусным кризисом».

Антон СПИРИН («Техносерв Консалтинг») считает, что сложившаяся ситуация не оказала особого влияния на деятельность его компании, за исключением того, что в связи с переходом на удаленную работу концепция использования BI-инструментов на личных мобильных устройствах значительно продвинулась в массы.

Андрей СМЕРЕЧУК (OCS Distribution):
Андрей СМЕРЕЧУК (OCS Distribution):
«По объективным причинам, в первую очередь из-за кризисных явлений, появилась потребность гораздо чаще получать отчетность, что. И это послужило сильным драйвером развития систем автоматизации отчетности».

Андрей СМЕРЕЧУК (OCS Distribution) отмечает, что сотрудники практически всех подразделений стали намного активнее обращаться за разработкой аналитики и отчетности. Попробовав новый инструмент, они начинают находить для себя новые ниши применения BI-инструментов. «Это не только замена отчетов из таблиц в Excel, но и дополнительная аналитика в связке с массой новых данных, которые раньше были для них недоступны: например, исторические данные о партнерах, контроль текущих рабочих процессов, анализ деятельности и загрузки персонала», – поясняет г-н Смеречук.

Светлана ВРОНСКАЯ (ГК «КОРУС Консалтинг»):
Светлана ВРОНСКАЯ (ГК «КОРУС Консалтинг»):
«Ситуация, вызванная коронавирусной пандемией, ослабила многие предприятия, и в настоящий момент организации вынуждены думать о перераспределении бюджетов».

Светлана ВРОНСКАЯ (ГК «КОРУС Консалтинг») подчеркивает, что из-за коронавируса всерьез пошатнулась экономическая обстановка, что и станет основным препятствием для полноценного развития BI-рынка в ближайшее время. Однако наиболее продвинутые заказчики компании, наоборот, стараются быстрее запускать проекты по созданию аналитической отчетности, что позволит им быстро видеть все происходящее в компании и оперативно, с точностью до часов, реагировать на возникающие проблемы.

Сергей КУЛИКОВСКИЙ («Полиматика»):
Сергей КУЛИКОВСКИЙ («Полиматика»):
«Так как мы много работаем с госсектором, большинство новых задач было связано с COVID-19. Мы даже вошли в карту COVID-Tech решений».

Сергей КУЛИКОВСКИЙ («Полиматика») отмечает, что в период активного роста количества заболевших сроки внедрения значительно сократились – результаты нужно было предоставлять оперативно и сразу из множества источников. Изменились и бизнес-модели: оперативно купить лицензию не всегда представлялось возможным из-за бюрократических ограничений, поэтому многие перешли на аренду платформы для решения краткосрочных задач.

В числе нестандартных задач г-н Куликовский называет проработку темы мониторинга сотрудников, работающих удаленно, но пока она не получила продолжения в виде проекта. «Сейчас мы возвращаемся к “доковидным” активностям, например прорабатываем размещение Polymatica в облаках – уже есть договоренности с IBS DataFort и ИТ-Град», – рассказывает он.

Юлия КУДРЯВЦЕВА («Форсайт»):
Юлия КУДРЯВЦЕВА («Форсайт»):
«Пандемия ускорила цифровизацию – компании разных отраслей поставили себе целью в максимально сжатые сроки реализовать стратегии цифровой трансформации».

Юлия КУДРЯВЦЕВА («Форсайт») заметила, что производственном секторе стал более активно проявляться тренд на внедрение ИИ и машинного обучения, а также использование технологий «Интернета вещей». Речь идет о принципиальных изменениях бизнес-процессов с точки зрения как технологий, так и управления. В перспективе можно говорить о возможности автоматизированного управления производством на основе данных. Г-жа Кудрявцева уверена, что внедрение таких технологий требует серьезных инвестиций, но процесс цифровизации запущен и результаты мы сможем увидеть в обозримом будущем.

Максим ОЗЕРОВ (Navicon):
Максим ОЗЕРОВ (Navicon):
«В момент заморозки бюджетов на капитальные затраты вырос интерес к облачным решениям, не подразумевающим крупных вложений на старте в лицензии и инфраструктуру».

Максим ОЗЕРОВ (Navicon) отмечает, что заказчики становятся более придирчивыми к стоимости и срокам внедрения BI-решений. Кроме того, проекты все чаще стартуют по гибким методологиям, чтобы обеспечивать быструю подстройку работ под меняющиеся условия.

 

Место в портфолио

 

Для всех участников нашего обсуждения бизнес-аналитика является главным или одним из главных направлений деятельности. Тем не менее напоследок мы все же решили уточнить, какое место в портфолио предлагаемых ими решений занимает BI-инструментарий и какие продукты и сервисы представляются наиболее перспективными.

Антон СПИРИН («Техносерв Консалтинг») сообщил, что исторически BI-проекты компании в основном являются частью комплексных проектов по внедрению CRM, ERP-платформ или проектов заказной разработки решений для заказчиков.

Светлана ВРОНСКАЯ (ГК «КОРУС Консалтинг») подчеркнула, что направление анализа данных в ее компании одно из самых динамичных – прирост в год в среднем 35-40%. Уже несколько лет «КОРУС Консалтинг» входит в список крупнейших поставщиков BI в России.

В свою очередь, Андрей ПИВОВАРОВ (Oracle) отметил, что аналитика для его компании – это часть ее ДНК, ведь Oracle признанный мировой лидер в области решений для управления данными и делает значительные инвестиции в инструменты BI. Практически любой ее продукт включает в себя элементы или целые аналитические модули. Среди них модули для приложений Oracle Analytics for Oracle Cloud Applications: Oracle Analytcis for Cloud HCM, Enterprise Analytics for Fusion ERP и др. А один из самых важных и быстроразвивающихся сейчас продуктов – Oracle Autonomous Database (автономная база данных) – в значительной степени основан на аналитике и машинном обучении. Последнее используется для мониторинга и реагирования на состояние базы, для автоматической оптимизации запросов и автономного выполнения многих других процессов, которые традиционно требовали участия администратора базы данных.

Что касается непосредственно бизнес-аналитики, Gartner относит Oracle к числу визионеров в магическом квадранте 2020 года. А Forrester в отчете 2019 года позиционирует Oracle Analytics как лидера отрасли Enterprise BI Platforms (Vendor-Managed). Эта платформа (новый бренд платформы Oracle Business Intelligence) позволяет клиентам получать новые знания и принимать более быстрые и обоснованные бизнес-решения, предлагая гибкую визуальную аналитику и инструменты самообслуживания, интерактивные информационные панели, мощную операционную отчетность, своевременные оповещения, поиск контента и метаданных, управление стратегией, собственный доступ к источникам больших данных, сложные вычисления в памяти и оптимизированное управление системами.

А Юлия КУДРЯВЦЕВА («Форсайт»), подчеркнув, что ее компания фокусируется на создании решений для управления данными, привела в пример флагманскую разработку «Форсайт. Аналитическая платформа». Это решение не просто обеспечивает предприятия и организации инструментами для обработки и анализа данных, но позволяет создать единую базу для цифровой трансформации. «Мы включаем в свои разработки весь арсенал актуальных технологий: машинное обучение, большие данные, алгоритмы ИИ, построение прогнозных и оптимизационных моделей, увеличение производительности благодаря использованию In-Memory», – пояснила г-жа Кудрявцева.

Сергей КУЛИКОВСКИЙ («Полиматика») основной специализацией своей компании назвал BI-решения. «Конструктор информационных панелей Polymatica Dashboards вышел в 2020 году, иллюстрируя нашу веру в потенциал этого рынка», – добавил он. Параллельно в «Полиматике» планируют развивать направление машинного обучения, но не в виде заказных разработок. По убеждению г-на Куликовского, миссия его компании – в обеспечении заказчика полным спектром инструментов для описательной, диагностической и предиктивной аналитики, чтобы он мог постоянно создавать новые конкурентные преимущества на основе своих данных.

Как утверждает Максим ОЗЕРОВ (Navicon), в портфолио компании Navicon BI-решения занимают существенное место. Решения для фармацевтических компаний и производителей потребительских товаров – Navicon Pharma BI и FMCG BI – давно зарекомендовали себя на рынке. Кроме того, в последний год Navicon также вывел на рынок комплексные BI-решения для работы с более узкими задачами: Sales Force Efficiency (SFE) BI для повышения отдачи от работы полевого персонала и Finance BI для работы с финансовой аналитикой. Г-н Озеров подчеркивает, что все решения подразумевают высокий уровень «коробочности» с опциями для кастомизации под заказчика. Разворачивать решения можно как в локальной инфраструктуре, так и в облаке.

«Также мы стали первым российским партнером компании ThoughtSpot», - рассказывает он. В их системе нашли отражение все тренды развития современного рынка BI-систем: возможность анализа терабайтных объемов данных по многочисленным таблицам в реальном времени; свободное изучение пользователями всех данных, имеющихся в хранилище, без заранее заданных путей drill down; поиск с использованием естественного языка; возможность для пользователей самостоятельно получать ответы на вопросы с любой доступной степенью детализации, а также автоматически генерируемые инсайты.

И в заключение Андрей СМЕРЕЧУК (OCS Distribution) напомнил, что отвечает не как представитель одного из поставщиков решений, а как заказчик: «Отчетность на платформе Power BI уже охватывает деятельность большей части подразделений OCS. В настоящее время эксплуатируется свыше 150 отчетов, и их число с каждым днем растет». В то же время стоит понимать, что BI-инструменты – не единственное направление развития аналитики. В OCS ведутся активные работы и в области развития системы управления данными, описания и анализа бизнес-процессов, что в комплексе обещает дать максимальный эффект и уже стало частью процесса цифровой трансформации компании.

Бизнес-аналитика (BI) Обзоры рынка

Журнал: Журнал IT-News [№ 12/2020], Подписка на журналы


Поделиться:

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Также по теме

Другие материалы рубрики

Мысли вслух

Сейчас мы вступаем в следующую фазу выздоровления и восстановления, но гибридный мир никуда не денется
Почему бы при «смартовании» цели не подумать о некоторой геймификации?
В России опрос показал: 48% составляют технооптимисты, а больше половины – технофобы и техноскептики.

Компании сообщают

Мероприятия

Конференция «Российское ПО – драйвер развития цифровой образовательной среды»
Москва, ул. Радио, д. 10А (здание Московского государственного областного университета)
Бесплатно
20.04.2021
10:00–17:30
Онлайн-конференция «Открытые дни Directum»
ОНЛАЙН
Бесплатно
21.04.2021 — 22.04.2021
10:00–13:30
Blockchain Life 2021
Москва, Music Media Dome
2 390 руб
21.04.2021 — 22.04.2021
08:00–20:00