Цифровая экономика? Мнения разделились…

Логотип компании
Цифровая экономика? Мнения разделились…
Андрей Иваненко посетовал, что 60–70% инвестиций в цифровые продукты в России тратятся впустую: вот продукт, но он не жизнеспособен. Разработка системы по контролю численности на строительной площадке заняла неделю, а внедрение длится уже 6-й месяц и конца этому не видно...

В конце января издательский дом Коммерсантъ организовал конференцию «IT-эффективность в эпоху цифровой экономики». Модератор мероприятия, директор по развитию направления «Кибербезопасность населения» компании «Ростелеком-Солар» Олег Седов сразу задал общее направление дискуссии, заявив, что ему импонирует определение цифровой экономики, как экономики сокращения межтрансакционных издержек.

Его позиция больше понравилась представителям компаний, которые заказывают и используют цифровую трансформацию в своем бизнесе, чем тем, кто ее разрабатывает.

Стратегия в цифровую эпоху

Управляющий директор группы «Самолет» Андрей Иваненко посетовал, что 60–70% инвестиций в цифровые продукты в России тратятся впустую: вот продукт, но он не жизнеспособен. Он привел пример из опыта своей компании. Разработка системы по контролю численности на строительной площадке заняла неделю, а внедрение длится уже 6-й месяц и конца этому не видно.

Выход спикер видит в регулярных проверках эффективности цифровых продуктов. Их внедрение господин Иваненко советует сопровождать вопросом: «Какой эффект на EBITDA будет получен?» И возвращаться к этому вопросу время от времени, держа проект под угрозой закрытия. И только если заказчику разработки очевидно, что задуманный эффект будет достигнут, продолжить разработку и внедрение. Чтобы оценить результат, он не боится выпускать «сырые» продукты. «Сначала это какое-то приложение, которое будет выполнять основной функционал, если оно приносит какой-то экономический эффект, мы начинаем дорабатывать этот функционал, а не наоборот» — говорит он.

Партнер и директор по технологиям и цифровой трансформации BCG Москва Вадим Пестун не уверен, что одна только практика — критерий истины. По его мнению, привычная нам стратегия учитывает слишком мало факторов, которые должна анализировать компания. Их список в эпоху цифровой экономики с каждым годом становится все длиннее. «Как много компаний обыгрывают свои стратегии»? — спрашивает в этой связи Вадим Пестун. Он считает, что в эпоху цифровой экономики надо относиться к компании, как к стратегической игре.

Кадры

В этой связи, надо что-то делать с людьми, размышляет Вадим. В цифровой экономике нужна другая культура, новое цифровое доверие, формируемое мессенджерами, супераппами и так далее. Новые люди станут основой цифровой экономики.

«Кадры решают все: важно, чтобы были люди, готовые взять на себя ответственность выводить «людей из спячки», заставлять их думать и делать «неудобные проекты», — уверен директор по инновациям ПАО СКБ-Банк Виталий Копысов и приводит в пример себя. «Я встал в цифровизацию обеими ногами» — говорит он.

При этом, по мнению господина Копылова, в конце концов цифровизация совсем вытеснит человека из бизнес-процессов, по крайней мере в области финансов. «Это роботизация банковской сферы», — рассуждает он. Рано или поздно, человеку останется лишь контрольная функция.

«Благодаря моей работе люди потеряют работу. Это наша судьба», — заключает спикер.

Надо ускориться?

Надо брать пример с плохих людей (хакеров), подливает масла в огонь управляющий директор Trend Micro Герман Позанков: «Плохие люди не ждут государственной программы цифровизации, искусственный интеллект у них давно уже на службе. Мы должны также как и они — чувствовать ткань времени». Герман Позанков советует учиться у поколения Z, которому сейчас 20 лет, и которое «живет и дышит цифрой — у них нет вопроса, зачем и как цифровизироваться, нам важно не отстать от них». Основной посыл Позанкова — мы ничего не успеваем, больше скорости, скорости, скорости.

Но как только в разговор вступают представители «Ростелеком-Солар» Алексей Павлов или директор одного из направлений АНО «Цифровая экономика» Алексей Сидорюк, на пути у бурлящего потока как будто ставят плотину. Господин Сидорюк напомнил собравшимся, что в нацпрограмме по цифровизации давно учтены основные факторы: это кадры и их компетенции, информационная инфраструктура, обеспечение информационной безопасности, развитие отечественных цифровых технологий и искусственного интеллекта и изменение нормативно-правовой базы. Все неплохо по словам Алексея — в 2020 году произошло множество позитивных изменений для развития цифровой экономики: цифровая трансформация стала основным приоритетом, стратегии цифрового развития были утверждены в 21 компании с госучастием, назначены руководители цифровой трансформации во всех федеральных ведомствах и регионах. Уже утверждена национальная стратегия развития искусственного интеллекта до 2030 года, реализованы меры поддержки отечественных IT-компаний, принят закон о «регуляторных песочницах», который вступил в силу 28 января.

Руководитель отдела экспертного пресейла Solar JSOC компании «Ростелеком-Солар» Алексей Павлов считает, что для каждой отрасли — своя скорость. Например, в промышленности спешная цифровизация без плановой проработки может привести к очень серьезным последствиям, рассуждает он. Лучше всех подготовлена банковская отрасль — отчеты показывают, что хищения из банков уменьшились на 30%, правда хищения у их клиентов возросли, но это вопрос не к банкам, а к цифровой грамотности населения.

Масштабное внедрение цифровых технологий может быть финансово затратным, предупредил Алексей Павлов. Цифровизация экономики должна проходить «сверху вниз», и обязательно под государственным регулированием. Государство должно внедрять и киберкультуру в каждый проект, который курирует, считает он.

Запишем на будущее

В заключение участники конференции дали свой прогноз на 2021 год. Он был положительным. По мнению спикеров:

— Нас ждет интересный 21 год и множество открытий в нем, включая беспилотный транспорт в России (Алексей Сидорюк).

— Мы увидим много людей, готовых к цифровой трансформации (Вадим Пестун).

— У нас грандиозные планы. Мы сделаем больше, чем даже в 20-м. Мы будем влиять и корректировать планы государства по инновациям (Виталий Копысов).

— Мы ждем тяги и запросов от бизнеса на изменения (Андрей Иваненко).

Исключение в хоре радостных прогнозов составил один Герман Позанков, который сказал: «Для специалистов по информационной безопасности я жду много угроз».

Опубликовано 10.02.2021