Тренды BI-рынка 2021 (II часть)

Логотип компании
Тренды BI-рынка 2021 (II часть)
Рынок решений для работы с данными, в том числе бизнес-аналитики (business intelligence, BI), продолжает развиваться, ведь  ключ к успеху лежит в правильном извлечении ценной информации из разных категорий данных, что поняли, наверное, уже во всех компаниях.

(Продолжение. Начало в IT News №11/2021)

Российский сегмент


А каково положение дел в сегменте BI-решений, разработанных российскими компаниями? Какую долю рынка занимает отечественное ПО и как она изменилась за последние пару лет?

Сергей ГРОМОВ (BI Consult):

Сергей ГРОМОВ (BI Consult):

«На мой взгляд, в скором времени ситуация на отечественном рынке изменится: возможно, его ждут консолидация и своеобразная чистка».

Генеральный директор BI Consult Сергей ГРОМОВ отмечает как рост количества отечественных разработчиков, так и зрелость создаваемых ими BI-платформ. Однако причины этих тенденций разные. Первая плотно связана со стратегией импортозамещения: видя перспективные бюджеты в госорганизациях и на предприятиях с госучастием, игроки рынка активизируются в данном сегменте. А вторая обусловлена необходимостью конкурировать за место под солнцем с глобальными платформами, что требует соответствия или хотя бы стремления соответствовать самым актуальным трендам, поясняет г-н Громов. Суммарно оба этих процесса привели к формированию отечественного рынка BI-разработок с уникальным и весьма неоднородным ландшафтом.

В исследовании «BI-круг Громова» приводится ряд компаний с большим количеством проектов в портфолио и достаточно зрелой платформой, а также довольно большая группа нишевых решений, заточенных под нужды той или иной отрасли (например, в сфере недвижимости) или тесно связанных с основным решением вендора (как в случае с «1С:Аналитика»). Особо стоит отметить интерес к рынку таких крупных игроков, как «Яндекс». В связи с этим г-н Громов убежден, что российский рынок ждут изменения не столько за счет приобретения крупными игроками более мелких, сколько благодаря вытеснению последних с рынка – и технологические, и маркетинговые ресурсы слишком отличаются. Безусловно, M&A-сделки останутся, но крупные компании будут делать ставку на развитие собственных экосистем, поэтому игроки, которые не смогут стать их частью, будут вынуждены уйти с рынка, прогнозирует г-н Громов.

Алексей ВЫСКРЕБЕНЦЕВ («Форсайт»):

Алексей ВЫСКРЕБЕНЦЕВ («Форсайт»):

«Если пару лет назад мы обычно сравнивали нашу продукцию с западными аналогами, то теперь все чаще нас сравнивают с другими отечественными решениями».

Руководитель центра экспертизы решений компании «Форсайт» Алексей ВЫСКРЕБЕНЦЕВ отмечает, что рынок становится более зрелым: появляется больше новых продуктов, растет их качество и, если раньше очень многие решения были собраны из open-source-компонентов и затем особо не менялись, то в последнее время вендоры все чаще самостоятельно дорабатывают их, увеличивая возможности подобных платформ для решения различных кейсов заказчиков. В целом же доля внедрений отечественных BI-систем пока невелика, однако в новых проектах компаний с госучастием она приближается к 100% и новые лицензии здесь уже почти не закупают, поясняет г-н Выскребенцев.

Светлана ВРОНСКАЯ (ГК «КОРУС Консалтинг»):

Светлана ВРОНСКАЯ (ГК «КОРУС Консалтинг»):

«Российские BI-системы по-прежнему занимают очень небольшую долю рынка внедрений систем бизнес-аналитики. Однако каждый год появляется все больше новых отечественных решений — значит, они востребованы».

Эксперт департамента аналитических решений ГК «КОРУС Консалтинг» Светлана ВРОНСКАЯ в унисон коллегам отмечает, что нынешняя ситуация на рынке отечественных BI-систем обусловлена продолжающимся процессом импортозамещения. Настало время, когда от декларации возможностей использовать не западные IT-решения необходимо перейти к реализации проектов внедрения конкретных инструментов, поэтому интерес к российским BI, а также технологиям open source, которые также удовлетворяют требованиям импортозамещения, закономерен, заключает она.

Людмила ОСТРОВСКАЯ («ФОРС – Центр разработки»):

Людмила ОСТРОВСКАЯ («ФОРС – Центр разработки»):

«Сегодня российским разработчикам необходимо основательно задуматься о повышении качества и универсальности своих платформ, чтобы получить существенные конкурентные преимущества за пределами госсектора».

Руководитель проектов отделения комплексного проектирования информационных систем компании «ФОРС – Центр разработки» (ГК ФОРС) Людмила ОСТРОВСКАЯ подчеркивает, что основными потребителями продуктов от российских разработчиков являются госсектор и компании с государственным участием. Именно они обеспечили спрос, существенно укрепивший позиции российских программных продуктов на фоне санкционной войны. «Но при этом отечественным разработчикам не стоит забывать, что конкурируют они не только друг с другом. Серьезной альтернативой их продуктам все еще остается свободное ПО, хотя возможности его, как и раньше, отстают от функциональности коммерческих BI-решений крупных вендоров. А кроме того, государственные НИИ и IT-компании – ведь у них гораздо шире возможности как по части финансирования разработок, так и на этапе их внедрения именно в госсекторе», – говорит г-жа Островская.

Дмитрий СЫСОЕВ («НОРБИТ»):

Дмитрий СЫСОЕВ («НОРБИТ»):

«Появилось множество интересных BI-продуктов и стартапов, построенных на open-source-компонентах. Доля российских BI-решений будет расти, а качество их приближаться к зарубежным аналогам».

Директор департамента управленческого консалтинга и BI компании «НОРБИТ» (ГК «ЛАНИТ») Дмитрий СЫСОЕВ отмечает, что благодаря политике импортозамещения ряд известных российских вендоров, например «Форсайт» (бывший «Прогноз») и «Полиматика», уже заняли довольно большую нишу в государственном секторе.

Кирилл ЯКОВЛЕВ («Т1 Консалтинг»):

Кирилл ЯКОВЛЕВ («Т1 Консалтинг»):

«Курс на импортозамещение, взятый российским правительством и во многом поддерживаемый бизнесом, подогревает интерес к отечественному производителю».

Директор проектов «Т1 Консалтинг» Кирилл ЯКОВЛЕВ говорит, что, несмотря на относительную молодость, а также невысокую долю присутствия на мировом рынке, отечественные компании ежегодно анонсируют новые продукты. В госсекторе, малом и среднем бизнесе они продолжают находить своего потребителя и вытеснять лидеров Gartner Quadrant с отечественного рынка, подчеркивает он.


В контексте технологий


Благодаря стремительному развитию технологий машинного обучения и ИИ стоимость внедрения решений для углубленной бизнес-аналитики постепенно снижается. Какие изменения технологического ландшафта меняют спрос на BI-решения разных весовых категорий?

Алексей ВЫСКРЕБЕНЦЕВ («Форсайт»):

Алексей ВЫСКРЕБЕНЦЕВ («Форсайт»):

«Многие заказчики используют СПО, формируют собственные центры компетенций. При этом в любом случае визуализация данных, полученных с использованием ИИ или ML, так или иначе идет с помощью BI, поэтому, безусловно, данный тренд подталкивает и рынок BI».

Алексей ВЫСКРЕБЕНЦЕВ («Форсайт») говорит, что спрос на платформы, позволяющие решать не только классические BI-задачи, постепенно растет. Да, пока их можно по пальцам пересчитать, тем не менее многие отечественные игроки стремятся выйти в этот сегмент и инвестиции в него будут расти опережающими темпами – ведь эффект от внедрения такого рода решений можно увидеть очень быстро, считает он.

Денис ЛИСИН (Factory5):

Денис ЛИСИН (Factory5):

«Так как у BI-решений часто больше возможностей по визуализации, спрос на углубленную аналитику может способствовать и распространению BI».

Директор дивизиона продуктовых решений Factory5 Денис ЛИСИН напоминает, что BI-инструменты традиционно используются для статических отчетов о текущем или прошлом состоянии бизнеса, то есть это дескриптивный или описательный анализ. В свою очередь технологии машинного обучения и ИИ, наоборот, дают прогнозы на будущее – это прогностический анализ. И, хотя BI-системы и data-science-платформы предназначены для разных задач, они могут успешно дополнять друг друга. Например, BI-система может в удобном виде представить результаты анализа данных, которые поступают из платформы, поясняет г-н Лисин.

Светлана ВРОНСКАЯ (ГК «КОРУС Консалтинг»):

Светлана ВРОНСКАЯ (ГК «КОРУС Консалтинг»):

«То, что все ведущие производители расширяют функциональность своих BI в сторону smart-наполнения, только помогает бизнесу получать еще больше пользы от сбора и обработки данных».

Светлана ВРОНСКАЯ (ГК «КОРУС Консалтинг») отмечает, что, как и в случае с любым технологическим новшеством, которое проходит свой жизненный цикл, BI перестал был платформой ‘nice to have’ в российских компаниях. Для тех из них, кто хочет в любых условиях иметь прозрачную картину своего бизнеса во всех разрезах и быть успешным на рынке, требуется регулярно обновляемая аналитическая отчетность, поэтому спрос постепенно растет на все виды BI-решений.

Сергей ГРОМОВ (BI Consult):

Сергей ГРОМОВ (BI Consult):

«Причина снижения стоимости – рост конкуренции, а не технологическое развитие. Последнее, как и ранее, требует от разработчиков серьезных инвестиций, которые закладываются в цену продукта, как и в других отраслях».

Сергей ГРОМОВ (BI Consult) утверждает, что именно разнообразие предложений позволяет клиентам выбирать решение в том числе за счет ценовой доступности. При этом нужно учитывать, что далеко не всем предприятиям необходима широкая аналитическая функциональность, поэтому они зачастую готовы отказаться от каких-то возможностей, чтобы снизить затраты, считает он.


(Продолжение следует)

Опубликовано 24.11.2021

Похожие статьи