Слежка по WiFi входит в моду

Логотип компании
Слежка по WiFi входит в моду
Чем «WiFi-слежка» так привлекает банкиров и интеграторов, IT-Weekly рассказал директор по развитию бизнеса компании «Корус консалтинг» Вячеслав Коган.

В прошлом году Сбербанк вложил 3 млн евро в стартап Walkbase – финского разработчика систем, отслеживающих местоположения человека по сигналу WiFi с его смартфона или другого мобильного устройства. Сегодня решения Walkbase пытается выводить на российский рынок компания «Корус консалтинг». О том, чем «WiFi-слежка» так привлекает банкиров и системных интеграторов, IT-Weekly рассказал директор по развитию бизнеса компании «Корус консалтинг» Вячеслав Коган. 

Должно ли быть у меня установлено на телефоне какое-то приложение, чтобы банк, или кто-то другой, отслеживал мои передвижения? 

В.К.: Приложения никакие не нужны. Если у вас включен WiFi на мобильном устройстве, то сенсоры автоматически отследят местоположение, а заодно и MAC-адрес. Все это не противоречит законам и анонимно, поскольку по MAC-адресу нельзя получить никаких персональных данных. Зато можно выяснить, сколько времени посетитель провел в магазине, ресторане или офисе банка, как часто он туда возвращается, где именно задерживается – перед какой рекламой, товаром или  стойкой операциониста. 

Но разве так велик процент людей, которые ходят с включенным WiFi на смартфоне? 

В.К.: Это первый вопрос, который волнует покупателя технологии. Что на него можно ответить? Есть общая статистика - 37% людей в России имеют смартфоны, в Москве таковых порядка 80%. И у 20-25% постоянно включен WiFi. Этого вполне достаточно, чтобы отслеживать тренды. Естественно, каждая компания, задумывающаяся о WiFi-трекинге, переживает, что среди их посетителей статистика будет хуже. Мы собрали собственные данные на основании двух пилотных проектов. Один идет в пивном ресторане, второй – в нескольких магазинах крупной российской торговой сети. Выяснилось, что в пивную приходит 75% посетителей с включенным WiFi. Это мы посчитали сами, установив датчики в дверях, для установления общего количества посетителей, а не только тех, кого «видит» система WiFi-слежения. Владельцы розничных магазинов полагали, что посетителей с WiFi у них будет порядка 5%, а оказалось - 30%. 

И как поможет WiFi-слежка увеличению продаж? 

В.К.: Есть статистика, что увеличение нахождения клиента внутри магазина на 1% приводит к увеличению оборота торговой точки на 1,3%. По перемещению клиентов видно, как сработала рекламная акция, привлекает ли конкретная витрина или выкладка товара посетителей. Можно также оценить, сколько человек проходят мимо вывески вашего магазина, а какой процент прохожих заходит внутрь. За это можно дать бонус дизайнеру, к примеру. Один из самых важных показателей – процент тех, кто приходит в магазин, ресторан, или офис банка повторно. В пивном ресторане, где у нас идет проект, среднее время нахождения посетителя составляло 15-20 минут. Дело было в том, что люди не утруждали себя поиском свободного столика и усаживались прямо перед барной стойкой, где долго не высидишь. Когда появилась девушка, задачей которой стало сопровождение новых посетителей к столикам время посещения сразу увеличилось. 

Почему именно стандарт WiFi был выбран для слежения за посетителями? 

В.К.: Можно, конечно, отслеживать перемещения людей и другими способами. Но технология Bluetooth для этих целей не эффективна – слишком маленькая репрезентативность. А для того, чтобы следить по сотовой сети нужна лицензия ФСБ. Поэтому WiFi – оптимальный выбор. Лишним подтверждением может служить выбор Сбербанка. Он мало того, что инвестировал в разработчика 3 млн евро, так еще и проводит пилот в одном из центральных офисов. А после планирует растиражировать технологию на все свои отделения. Сейчас идет обкатка, чтобы понять, какие именно данные анализировать.

А как проводится анализ?

В.К.: Точки WiFi-доступа перепрошитые таким образом, чтобы они работали как «сканеры», выявляющие устройства с включеным WiFi, определяют MAC-адрес устройства, его местоположение, дату и время и отсылают данные в облако. Там их обрабатывает аналитическое приложение и выдает информацию в наглядном виде. Например, в виде графика. 

Вы используете российский ЦОД?

В.К.: Нет. В нашем случае обработка идет в финском ЦОДе разработчика.

Можно ли взаимодействовать с владельцем мобильного устройства?

В.К.: Да, но только если клиент сам согласится на это. Например, сообщит номер своего мобильного телефона. Для того, чтобы стимулировать посетителей к этому, банк, к примеру, может запустить в офисе бесплатный WiFi, доступ к которому будет предоставляться клиентам, предоставившим номер телефона. Далее идет уже персональная работа – можно отсылать push-уведомления конкретному человеку, оценивая историю его предыдущих посещений магазина или банковского офиса.

А успеете? Учитывая, что обработка идет в Финляндии?

В.К.: Успеем. Электроны быстро бегают.

Не думаете о том, чтобы стать эксклюзивным партнером финской компании?

В.К.: Есть такие мысли. Но наш текущий статус – «Приоритетный партнер», тоже достаточно высокий.

В проекте Сбербанка будете участвовать?

В.К.: Постараемся.

Опубликовано 28.02.2014