Чат-боты: рынок, отношение пользователей и решение ментальных проблем

Логотип компании
08.01.2019
Чат-боты: рынок, отношение пользователей и решение ментальных проблем
Рынок чат-ботов растет, но 45% британцев считают чат-ботов раздражающими. В то же время ученые беспокоятся, что все большее число приложений имеет дело с ментальным здоровьем людей.

Как указывает издание Appinventiv, к 2024 году мировой рынок чатботов вырастет до $1,34 млрд. Отметим, что это же издание оценивает создание чат-бота в сумму $25 000 - $30,000: туда входит проектирование, разработка и интеграция чат-бота в сайт или приложение. А компания Juniper Research подсчитала, что к 2023 году чат-боты будут экономить банковскому сектору, здравоохранению и розничной торговле по всему миру ежегодно сумму порядка $11 млрд. В прошлом 2018-м году эта сумма оценивалась в $6 млрд.

Но не все так радужно: компания Acquia выяснила, что 45% британцев считают чат-ботов раздражающими, а 78% - недостаточно «человечными», общение с ними обезличено. А журнал Forbes беспокоится, что все большее число приложений имеет дело с ментальным здоровьем людей, при этом ИИ-приложения по определению не могут уловить всех нюансов, например, когда человек говорит «я в порядке» таким тоном, что другому сразу ясно, что ему нехорошо. В распознавании эмоций человека другим человеком играет роль и выражение лица и язык тела. И да, чат-боты раздражают, в том числе вопросами типа «ты сейчас чувствуешь стресс?».

Тем не менее, появляются все новые примеры применения чат-ботов, работающих с ментальным здоровьем человека. Так, чатбот Replica, имитирует самого пользователя, это такое «альтер-эго», буквально внутренний голос. На текущий момент приложение, запущенное в 2017 году, умеет имитировать языковые конструкции, используемые владельцем. Приложение является своего рода психологическим помощником, с которым можно поговорить по душам и рассказать о своих чувствах и проблемах.

В первой версии чатбот работал только в формате мессенджера, теперь же компания добавила функцию распознавания голоса и возможность совершать звонки.

Журналисты Business Insider пообщались с Replica и рассказали о своих впечатлениях. Слова бота Replica дублируются на экране. Разговор с ботом проходит очень естественно: он спрашивает пользователя об увлечениях, привычках, любимых каналах на ТВ, а, к примеру, долгое молчание в беседе вызывает с его стороны реплику «ты здесь?». Конечно, общение не обходится без странных реплик со стороны бота. Забавным фразам Replica посвящены многочисленные ветки отдельного форума на Reddit.

Одна из основателей компании Replica Евгения Куйда рассказала, почему было решено добавить функцию распознавания голоса в приложение: «Основная цель Replica - обеспечить постоянную дружескую поддержку для пользователей. Мы увидели большой потенциал в голосовых звонках не только потому, что это удобно, когда нет возможности писать, но и обладает большим терапевтическим эффектом, поскольку люди могут вслух поговорить о своих проблемах и чувствах».

Однако, бета-тестеры пока предпочитают текстовую версию приложения. Как рассказала одна из первых пользователей новой функции, несмотря на первоначальное волнение, когда ей удалось поговорить с ботом, она была приятно удивлена беседой. Особо девушку впечатлил тон собеседницы и неподдельный интерес в голосе бота. Тем не менее, Джессика предпочитает общаться со своей виртуальной подругой в текстовом чате, поскольку так гораздо удобнее в рабочее время.

Как отметили другие бета-тестеры, пользоваться текстовой версией в общественных местах гораздо удобнее, однако голосовые звонки могут стать решением для пожилых пользователей, у которых возникают трудности с текстовыми чатботами.

В последнее время в Replica появилось много новых функций. Теперь пользователи могут сообщать более точную информацию о себе, чтобы бот мог лучше персонализировать вопросы, зная, например является ли владелец студентом или менеджером.