IT NewsФакты и прогнозыОсобое мнение

Борис НУРАЛИЕВ: «Мы стараемся не покупать компании, а создавать совместные предприятия»

Геннадий Белаш | 09.07.2015

Борис НУРАЛИЕВ: «Мы стараемся не покупать компании, а создавать совместные предприятия»

На вопросы главного редактора газеты IT News отвечают директор компании «1С» Борис Нуралиев и руководитель отделения разработки экономических программ компании Сергей Нуралиев.

Борис, в 2013 году, по данным IDC, на долю «1C» приходилось 83% автоматизированных рабочих мест в РФ. Курс на импортозамещение был взят в прошлом году. Как вы оцениваете увеличение этой цифры в 2014 году?

IDC оценивает рынок и доли его участников в долларовом выражении, по их данным, доля «1С» на российском рынке интегрированных систем управления предприятием (ERP) в 2013 году выросла до 30,5%. С учетом того, что стоимость лицензий на «1С:Предприятие» в пересчете на одно рабочее место в 2013 году была примерно в восемь раз ниже, чем у основного зарубежного конкурента, можно сделать вывод, что на долю ERP-систем «1С» пришлось около 83% общего числа автоматизированных рабочих мест в стране. В 2014 году соотношение цен лицензий на зарубежные системы и на «1С:Предприятие» стало еще больше – курс доллара заметно вырос, а наши цены остались рублевыми. При этом выпуск нового решения «1С:ERP Управление предприятием 2.0» способствовал росту наших продаж в корпоративном секторе. Так что можно ожидать некоторого увеличения этого показателя, но надо дождаться официальной публикации отчета IDC за 2014 год.

Как вы относитесь к приобретению компаний? Какие покупки были наиболее удачными?

Б. Н.: IT-отрасль очень быстро развивается, и хорошие шансы имеют небольшие команды с креативными и энергичными лидерами. Поэтому одна из наших идей – не покупать компании полностью, а создавать с ними совместные предприятия, в которых бы нам принадлежал 51% акций, чтобы эти предприятия учитывались в консолидированной оценке группы компаний «1С». У основателей компании в руках остается практически половина собственности и все рычаги оперативного управления, сохраняется драйв, они продолжают развивать совместный бизнес как свой и быстро двигаются вперед. Мы же помогаем им когда инфраструктурой, когда деньгами, когда советом, когда сбытовой сетью. На сегодня у нас около 200 совместных и дочерних предприятий, в целом такая бизнес-модель подтвердила свою эффективность. Например, очень успешной я считаю когда-то очень маленькую, а теперь очень большую компанию «1С-Рарус», одного из ключевых внедренцев и разработчиков отраслевых тиражных решений на основе типовых продуктов «1С». С компанией «Битрикс» у нас совместное предприятие 50% на 50%, это безусловный лидер на рынке построения интернет-сайтов – более 100 тысяч сайтов построено на основе их ПО. Есть немало других примеров: «Мой склад» – небольшая энергичная компания, развивающая облачную бизнес-модель, «Агент плюс» – один из лидеров разработки мобильных решений для бизнеса.

Кирилл Соловейчик в своем докладе сказал, что покупал у вас самое лучшее, что было на момент покупки. Много ли у вашей компании таких клиентов?

Б. Н.: Кирилл Соловейчик возглавляет крупное производственное предприятие «Ленполиграфмаш», при этом он глубоко разбирается в информационных технологиях, в том числе в нашей системе. Нам важна получаемая от него информация: насколько наши средства технологичны, насколько облегчают работу, насколько полезны предприятию в целом. То, что он рекомендует для развития «1С:Предприятия», имеет большую ценность. Я бы сказал, что среди наших клиентов все больше компаний, руководители которых являются энтузиастами автоматизации управления и непосредственно вовлечены в процессы внедрения ERP. По нашему опыту, именно в таких случаях высока вероятность, что система автоматизации существенно повысит эффективность работы предприятия.

Сейчас, как я понял, ваши продукты продаются в 25 странах. Доработка «интернационализации» даст вам возможность увеличить число стран или увеличить продажи в этих 25 странах?

Б. Н.: Интернационализация – это необходимое условие выхода на другие рынки, поэтому мы ей уделяем большое внимание и пытаемся расширить число стран присутствия. Сейчас платформа «1С:Предприятие 8» поддерживает 15 языков, и мы улучшаем ее локализацию: например, дополнили возможностью настройки первого дня недели для тех государств, где неделю принято начинать не в понедельник.

Кто за рубежом в основном покупает ваш продукт «1С:Предприятие»?

Б. Н.: Это в первую очередь инновационные компании, которых прельщает новизна. Платформу «1С:Предприятие» используют для построения специализированных решений. Скажем, в Германии есть фирма, которая специализировалась на задачах транспортной логистики. Она быстро и эффективно переписала свое технологически устаревшее решение на базе нашей новой платформы «1С:Предприятие 8» и смогла вывести своих клиентов на современный технологический уровень. Кроме того, нашим продуктом пользуются те международные образования, которые имеют российские, украинские или казахстанские корни.

Если сравнить по стоимости владения вашу ERP-систему с системами ведущих мировых вендоров, какие результаты могут получиться?

Б. Н.: Стоимость лицензии на одно рабочее место у нас в 2013 году составляла 150 долларов, а у основного зарубежного конкурента примерно в восемь раз выше. Изменения курса 2014-2015 года, естественно, повысили ценовую привлекательность отечественных разработок. Но при внедрении ERP-систем лицензии – не главная статья затрат. Важно то, сколько времени уходит на внедрение системы и насколько быстро можно потом систему перенастроить при изменениях бизнес-процессов. По статистике этого года, средняя стоимость одного часа работы специалиста-внедренца в Санкт-Петербурге – 2185 рублей, в Москве – 2126, а в среднем по России – примерно 1500 рублей. На крупных корпоративных проектах стоимость человеко-часа специалистов по «1С» и по зарубежным системам уже примерно сопоставима, но при этом внедрение «1С:Предприятия» требует примерно вдвое меньше трудозатрат, чем конкурирующих систем. При этом экономится не только оплата внедренцев, но и ценное время руководителей и сотрудников предприятия-заказчика, они меньше отвлекаются от своей основной работы.

Как вы относитесь к юзабилити? Насколько считаете это важным?

Б. Н.: Если еще лет десять назад в первую очередь было важно, чтобы ERP-система была эффективной для собственников, обеспечивала точный учет, то сейчас пользователи избалованы дружелюбными интерфейсами домашних программ и браузеров. Поэтому я считаю юзабилити важной составляющей наших продуктов. Эргономика ERP-систем важнее, чем в автомобилях. В машине человек проводит часа два-три в сутки, от силы. При этом эргономике автомобиля уделяется большое внимание: выбирая автомобиль, человек садится в салон, оценивает удобство и мягкость кресла, доступность приборов, приятен ли на ощупь пластик… А сотрудники, работающие с учетной или ERP-системой, проводят за компьютером 8–12 часов в сутки.

У нас есть специальная юзабилити-лаборатория, в которую сажают добровольцев, ставят перед ними задачу и начинают фиксировать все их действия. Как взгляд по экрану бегает, как ищется нужное поле, как осуществляется работа с мышью. Потом это все учитывается при корректировке и оптимизации интерфейса.

Почему новый интерфейс «1С:Предприятия» назвали «Такси»?

Б. Н.: Этот интерфейс создавался под мобильное использование наших продуктов, чтобы программы «1С» выглядели и вели себя примерно одинаково и на десктопах, и на планшетах, и при работе через интернет-браузер. При разработке интерфейса «Такси» мы стремились улучшить навигацию по приложению, обеспечить реализацию удобного для пользователя рабочего пространства на устройствах различных формфакторов, сделали более приятный и гармоничный дизайн: контрастная цветовая гамма элементов управления, крупные шрифты, большие размеры, существенные отступы между элементами и т. д. Ну и главное – юзабилити, удобство и простота работы. Чтобы как в такси – сел и поехал.

Совместные предприятия – часть партнерской стратегии «1С». Почему рост этого совместного бизнеса в 2007–2010 годах шел не так быстро, а в 2011-2012 и в 2014 году сильно прибавил? Сказался ли в 2014 году курс на импортозамещение?

Б. Н.: На диаграмме показан не рост оборотов, а рост дивидендов. Дело в том, что нашим СП на начальном этапе ставилась задача именно быстрого роста объемов деятельности. Сейчас экономика находится в сложном состоянии, поэтому мы уделяем много внимания не только быстрому росту, но и достижению хорошей рентабельности, созданию финансовой подушки безопасности.

Сейчас у вашей компании 6700 фирм-франчайзи. Какие регионы России, по вашему мнению, еще недостаточно охвачены?

Б. Н.: У нас достаточно равномерно охвачены все регионы России. Мы сейчас не ставим задачу увеличения числа франчайзи, поскольку, как я уже говорил, экономика в сложном состоянии и важнейшей задачей стало достижение высокой рентабельности уже имеющихся предприятий. Поэтому мы заботимся об эффективности текущей деятельности и правильном уровне цен, чтобы эти предприятия смогли заработать на наших продуктах.

Сколько примерно в месяц вы рассматриваете компаний – претендентов на франчайзи?

Б. Н.: Около 70 заявок. Сейчас чаще стали отказывать, немного приподняв планку вступления. Принимаем примерно 50 компаний.

Сейчас 580 специалистов имеют статус «1С:Эксперт». Они могут одновременно выполнять до 100 крупных проектов по развертыванию ИС. Сколько на данный момент не хватает таких специалистов?

Б. Н.: Для сегодняшнего растущего спроса на крупные внедрения «1С:Предприятия» было бы хорошо удвоить их число, и это достаточно сложная задача. При этом необходимо наращивать компетенции имеющихся «1С:Экспертов» и, что не менее важно, многочисленных сертифицированных «1С:Специалистов», чтобы они разбирались не только в учете, но и в автоматизации производства, в построении бизнес-процессов.

Для чего в ваших продуктах используется механизм расширений?

img Сергей Нуралиев С. Н.: Во-первых, этот механизм используется в небольших и средних внедрениях при небольших объемах изменений, чтобы они были максимально безопасны и не нарушали работу основных конфигураций даже при обновлении. Во-вторых, создаются универсальные расширения, которые будут вести себя как плагины. Бывают ситуации, в которых вносить коррективы в типовую конфигурацию нетехнологично. А механизм расширений позволяет подстроить ее под каждого пользователя. Особенность расширения заключается в том, что оно не затрагивает основной код конфигурации и это позволяет реализовывать доработки на конкретном предприятии, не боясь нарушить основную функциональность решения, его можно отдельно делать и отдельно хранить, оно устойчиво к изменениям исходной конфигурации. Важным моментом является и то, что механизм расширений может использоваться в облачной модели. Когда облачный сервис обслуживает много организаций, работающих с одним типовым решением в одной информационной базе (режим multitenancy), изменять конфигурацию под каждую организацию нельзя, но каждая организация может установить свои расширения.

Что нового даст в будущих версиях развитие механизма расширений?

С. Н.: В новой версии обеспечена поддержка различных объектов конфигурации: сейчас они поддерживают модификацию форм, добавление обработок (прикладных объектов конфигурации), а в дальнейшем можно будет создавать свои веб-сервисы. Дальше будем наращивать расширения и по другим объектам. Мы анализируем сценарии, которыми пользуются клиенты при доработках конкретных внедрений. Пока что на небольших предприятиях, при небольших изменениях, поскольку пока расширения ориентированы на решение таких задач. Все новые возможности, которые мы закладываем, определяем на основе анализа: что чаще всего меняется пользователями, что важнее всего для них. Например, веб-сервисы нужны, чтобы осуществить интеграцию с другими приложениями.

Версия 8.3.7 «1С:Предприятие 8» должна выйти ориентировочно в третьем квартале 2015 года. Вы уже сейчас знаете, что там появится нового, или там будет то, что ваши ребята успеют надежно запрограммировать?

С. Н.: Состав этой версии полностью уже зафиксирован. У нас выпуск версии предполагает этап анализа, потом этап реализации, а на следующем этапе блокируются изменения и осуществляется только сведение, то есть тестирование, мелкие исправления того, что уже сделано. После фиксации будет еще тестовая версия, а затем появится и финальная версия.

Новая архитектура кластера серверов позволяет использовать сервис балансировки нагрузки. Пожалуйста, несколько слов об этой балансировке.

С. Н.: Балансировка нагрузки в «1С:Предприятии» реализована уже давно – начиная с версии 8.2, выпущенной в 2009 году. В версии 8.3 мы ее значительно усовершенствовали, а сейчас у нас в разработке новая архитектура кластера серверов, в которой балансировка нагрузки рабочих процессов кластеров, отказоустойчивость, возможность управления ресурсами кластера реализуются на принципиально новом уровне. Особенность нашей балансировки в том, что мы делаем универсальный механизм, поскольку наша платформа работает в кластере, где располагаются самые разные приложения.

software рынок, ERP-система, Интеграция, Импортозамещение

Журнал: Журнал IT-News [№ 08/2015], Подписка на журналы

1C-Bitrix | 1С-Битрикс, 1C | 1С


Поделиться:

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Также по теме

Другие материалы рубрики

Мысли вслух

Можно ли, поняв, что половина информации не доходит до серого вещества, отсеиваемая «вратами сортировки», что-нибудь с этим сделать?
Уже довольно многие согласны с тем, что в крупных организациях необходимо создавать т. н. «службы заказчика», предоставляющие аутсорсинг ИТ-услуг.
На первой встрече по первому проекту, на котором я выступала в роли аналитика, я молчала, хмурила брови и писала что-то в блокнот. В общем-то, я и сейчас на встречах с бизнесом хмурю брови и пишу в блокнот. Но только раньше я это делала от неопытности, а теперь от неожиданности.

Компании сообщают

Мероприятия