Родион НАСАКИН: «Мы решили, что не будем продавать рекламу и анализировать данные пользователей…»

Логотип компании
Родион НАСАКИН: «Мы решили, что не будем продавать рекламу и анализировать данные пользователей…»
Тут ситуация несколько похожа на изобретение радио. Одинаковые мысли витали в головах двух людей. Одним был Степан Пачиков, который организовал компании ParaGraph и Parascript, а вторым  - Фил Либен, основатель двух успешных компаний в Бостоне...

На вопросы главного редактора газеты IT News Геннадия Белаша отвечает Родион Насакин, директор компании Evernote по развитию бизнеса в России и СНГ.

 

Как произошло, что вы вдруг оказались директором по развитию Evernote в России и СНГ?

Все произошло довольно банально. Evernote предложил мне заняться маркетингом в России еще 2008 году, через несколько месяцев после запуска сервиса. Однако тогда я работал в другой фирме, но все же принял это предложение несколько позже, в апреле 2012-го. Сначала вошел в штат как менеджер по маркетингу, в ноябре стал менеджером по развитию, а в январе 2014 года стал директором по развитию бизнеса в России и СНГ.

 

У кого возникла идея создания «хранилища заметок»?

Тут ситуация несколько похожа на изобретение радио. Одинаковые мысли витали в головах двух людей. Одним был наш соотечественник Степан Пачиков, который организовал компании ParaGraph и Parascript, ему пришла мысль создать бесконечную ленту воспоминаний и заметок, где будут фиксироваться все значимые события его жизни. А вторым был Фил Либен, основатель двух успешных компаний в Бостоне, который думал о создании облачного ресурса мозга человека, куда можно в любой момент ввести информацию и потом в нужный момент достать. Так случилось, что эти два изобретателя познакомились и, в отличие от Попова с Маркони, стали работать совместно: объединили идеи и команды, в результате в июне 2008 года появился на свет программный продукт Evernote, которым, кстати, можно пользоваться и в офлайне.

 

Как развивался это стартап и какие инвестиции привлек?

Он привлек несколько раундов инвестиций от очень авторитетных фондов как внутри Кремниевой долины – таких как Morgenthaler Ventures и Sequoia Capital, так и зарубежных партнеров, таких как японская компания Docomo Capital. За несколько лет мы создали приложения под все значимые компьютерные и мобильные платформы, корпоративное решение Evernote Business и запустили интернет-магазин Evernote Market. Наши продукты присутствуют в 190 странах мира, и на днях мы объявили о регистрации 100-миллионного пользователя.

 

Когда пишут заявку на получение патента, то ищут аналогичное решение. Чем ваш Evernote лучше ближайшего аналога?

Мне кажется, что в тот момент мы создали новую нишу. Она хотя и была нишей личной продуктивности, но в тот момент не очень модной – наиболее известным на тот момент был, пожалуй, Microsoft Office. Многие тогда начали разрабатывать игрушки, социальные сети, занялись «мобильной» темой. А полный аналог по функциональности трудно было найти. Были простые «заметочники» под, например, Windows Mobile. Была возможность сделать свои данные доступными для широкого круга подписчиков, например, с помощью блогов. Но как идею «облако ваших данных с точками доступа с разных устройств» – эту нишу все-таки создали мы.

 

Какой объем памяти был доступен пользователям при старте программы и какой он сейчас?

Суммарный объем неограничен, ограничен объем, который пользователь может закачать в «облако» ежемесячно:  60 Мбайт бесплатно и 1 Гбайт при платном использовании. Изначально бесплатный объем для бесплатных пользователей был 45 Мбайт. При бесплатном использовании можно также докупить квоту, при этом каждый гигабайт обойдется около пяти долларов.

 

Сколько конкурирующих решений сейчас на рынке?

У нас такая философская позиция: мы не смотрим, как идут дела у конкурентов. У нас нет людей, которые специально занимаются мониторингом, или чем-то подобным.

 

Несколько странно для директора по развитию не знать конкурентов, хотя бы кто они и сколько их.

Смотреть, что делают конкуренты, отслеживать перспективные идеи мы не считаем нужным, поскольку у нас и самих их много. Нам хватает и фидбека от пользователей, поэтому мы принципиально не смотрим на конкурентов.

 

Сколько человек работает в компании?

Сейчас около 300 и среди них около 170 занимаются разработкой программного обеспечения.

 

Продолжаете ли вы совершенствовать интерфейс и используете ли  «юзабилити»?

Дело в том, что в 2014 году это стало нашей главной задачей. Мы очень быстро росли, и выявился такой побочный эффект: пользователи стали высказывать недовольство какими-то сохранившимися недоработками. Осенью прошлого года было принято решение перебросить 90% разработчиков на совершенствование ключевых функциональностей и ключевых продуктов. Соответственно мы совершенствуем и интерфейс, используем «юзабилити». Кардинально обновили серверную архитектуру в январе этого года, что позволило в четыре раза сократить время синхронизации заметок.

 

Чем ваша компания может помочь IT-специалистам, занимающимся BYOD?

Можем предложить им перейти на Evernote Business. Дело в том, что две трети пользователей работали с нашим продуктом в корпоративной среде, и был с их стороны запрос предусмотреть больше корпоративных функций, в том числе по совместной работе с коллегами и др. В результате Evernote Business и есть яркий представитель BYOD. Мы разграничиваем только бизнес-данные, принадлежащие корпорации, и личные данные. Причем бизнес-данные сохраняются, даже если пользователь увольняется, при этом он ничего не может удалить из бизнес-блокнота, все остается у администратора по бизнес-аккаунт-модерации.

 

Может ли пользователь выдать корпоративные данные за личные, что этому мешает? Если он уволился, может ли корпоративные данные перебросить в область своих личных данных и продолжать ими пользоваться после увольнения?

Это теоретически можно сделать, но это тот же риск, как и если бы он отправил эти данные по электронной почте или унес на флэшке. Нанимая сотрудника, вы всегда предоставляете ему определенный кредит доверия. Просто не открывайте ему доступ к бизнес-блокнотам, которые ему не стоит видеть. Более важно, что Evernote Business гарантирует, что информация и наработки не будут потеряны для компании в любом случае.

 

А если я удаляю личные данные, то восстановить их уже нельзя?

Удаление из корзины уничтожит данные. Некоторое время они будут сохраняться в системе резервного копирования, но восстановить их после удаления пользователем нельзя. Однако если речь идет о редактировании текста, то, используя премиум-функцию истории заметки, предыдущую версию можно восстановить.

 

Evernote Business покупают частные лица или компании?

Компании. У нас предусмотрена подписка по числу пользователей: 300 рублей на каждого в месяц. Ориентация сделана на сектор СМБ.

 

Где хранятся корпоративные данные?

В data-центре в Калифорнии.

 

Планируете ли хранить данные на территории России?

Нет, такого запроса мы пока не получали.

 

Корпоративные данные шифруются?

Да, вся информация шифруется.

 

У кого есть доступ к данным, кроме пользователей?

У трех лиц компании: руководителя отдела технического сопровождения, технического директора и генерального директора Evernote есть доступ в data-центр по предварительной заявке. Предусмотрен ряд протоколов безопасности, применяемых к любому случаю прохода сотрудников в data-центр, которые включает обязательную проверку отпечатков пальцев и сканирование радужнои? оболочки глаза.

 

Почему Linkedin отказался от своей «распознавалки» визиток?

Не могу комментировать решение этой компании, но рад, что они посчитали нашу «распознавалку» лучшей. У нас используется собственная технология распознавания рукописного и печатного текста, которая поддерживает около 20 языков. Один из основателей компании — Степан Пачиков работал над этим  много лет, и его решения, кстати,  используются при сортировке почтовой корреспонденции в США и некоторых странах Европы. В наше м случае эта система совершенствуется, теперь мы оптимизируем технологию под распознавание визиток с фотографий, написанного текста в блокнотах, стикерах Post-It и т. д.

 

Когда Evernote начал зарабатывать и на чем?

Премиум-модель была запущена сразу с выходом Evernote на рынок. Мы решили, что не будем продавать рекламу, не будем анализировать данные пользователя, оправдывая позиционирование нашего продукта как место для индивидуального рабочего пространства.  Наше кредо: доверие – главный актив. Основная функциональность у нас бесплатна, кому этого мало, тот заплатит небольшие деньги. Вначале в качестве платных премиум-функций предусматривался больший объем ежемесячного места для заметок для пользователя и ряд других. Сейчас добавляются новые премиум-функции, такие как возможность мгновенно превратить заметки в презентацию, а часть прежних премиум-функций перешла в разряд бесплатных. Мы заметили, что среди пользователей, которые зарегистрировались месяц назад начинают платить 0,5%, а среди тех, кто с нами уже три-четыре года – доля платных пользователей уже около 25%, то есть по мере увеличения опыта пользователей, они начинают платить чаще.

 

Какой процент продаж приходится на Evernote Business?

Нынешняя структура выручки стала здорово отличаться от прежней после запуска Evernote Market, который оказался весьма успешным. Теперь на Evernote Business приходится 9%, а на Evernote Market – 30% продаж. Остальное – продажи премиум-подписки.

 

Что предоставляет Evernote Market?

По сути это интернет-магазин товаров линейки Evernote Edition, которые мы постараемся в будущем сделать доступными и в России. К хитам продаж относятся специальный сканер, который позволяет сканировать документы напрямую в Evernote, ультратонкий стилус для iPad, оптимизированный под наши приложения, эргономичная сумка AbrAsus. Это стало и альтернативным способом монетизации, потому что у нас 50% покупателей — бесплатные пользователи, а 11% вообще не пользователи сервиса Evernote.

 

Какие новые идеи стали приносить деньги последние два года?

Evernote Market, Evernote Business, все функции премиум-подписки, которых не было два года назад, в частности режим презентации и режим сканирования визиток, оптимизация распознавания записей в блокнотах Moleskine и стикерах Post It. Все это подвигло пользователей покупать премиум-подписку. Тем не менее мы отчетливо понимаем, что должны сохранять баланс между бесплатными и платными функциями. Наш маркетинг держится на сарафанном радио, а рекомендуют больше всего именно бесплатные функции.

 

Весь ваш маркетинг основан на сарафанном радио?

Дело в том, что 87% пользователей инициировали установку Evernote на свои устройства самостоятельно и 13% сделали это через наших партнеров, купив гаджет, на котором уже было установлено наше ПО. У нас же расходы на продвижение продуктов составляют меньше одного цента на человека.

 

Свой ли у вас ЦОД и какой по объему?

Работа Evernote физически осуществляется из data-центра в городе Санта-Клара, Калифорния. Он прошел сертификацию по SAS 70 (Type II) и SSAE16 SOC-1 (Type 2). Интернет-подключение осуществляется через резервируемое парное соединение от NTT America. Ночное резервное копирование выполняется по выделенному приватному каналу также прошедшему сертификацию SAS 70 (Type II). Данные Evernote хранятся в принадлежащих нам серверах, сгруппированных в фермы серверов (шарды). Каждыи? шард обрабатывает все данные и весь трафик (как веб, так и API), как минимум, для 100 тыс. зарегистрированных пользователеи?. Шарды, содержащие пользовательские данные, наряду с другими элементами сервиснои? инфраструктуры, защищены сериеи? маршрутизаторов, брандамауэров и балансировщиков нагрузки. Все передаваемые данные между приложениями Evernote и сервисом Evernote шифруются по отраслевому стандарту SSL. Физически шарды расположены попарно в боксах SuperMicro и снабжены четырехъядерными процессорами Intel, 48 Гбайт ОЗУ и набором промышленных дисков Seagate, объединенных в зеркалирующие RAID-массивы.

Опубликовано 13.06.2014

Похожие статьи