Дмитрий Калаев: «Бабки не для бабок»

Логотип компании
Дмитрий Калаев: «Бабки не для бабок»
Как отличить зомби-стартап от обычного и стоит ли строить соцсеть для бабушек Екатеринбурга IT-Weekly рассказал Дмитрий Калаев, директор по акселерационным и образовательным программам ФРИИ (Фонда развития интернет-инициатив).

Как отличить зомби-стартап от обычного и стоит ли строить соцсеть для бабушек Екатеринбурга IT-Weekly рассказал Дмитрий Калаев, директор по акселерационным и образовательным программам ФРИИ (Фонда развития интернет-инициатив).

Известно, что за несколько лет ФРИИ намерен вложить в стартапы 6 млрд руб., а чьи это деньги?

У нас в Фонде деньги госкорпораций. Подчеркну, что это рыночные средства, а не бюджетные.

Каковы принципы работы Фонда?

Мы создаем контент, аккумулируем экспертов, методологию. И это все начинаем тиражировать в регионы.

Можете пояснить на конкретном примере?

Берем Екатеринбург. Там есть инкубаторы, где люди получают, грубо говоря, место и бухгалтера. Но никто им не дает объяснений, как заниматься развитием бизнеса, нет контактов, нет сведений о том, как правильно строить продажи и так далее. Мы предлагаем инкубаторам сотрудничество по следующей схеме – берем местного человека, обучаем его тому, как делать бизнес и он становится нашим представителем в регионе.

Но ведь реальному бизнесу можно научиться только на практике?

А наш контент соответствует этой концепции. С одной стороны, он образовательный, с другой - позволяет сделать что-то своими руками. Например, ты хочешь создать социальную сеть для бабушек Екатеринбурга. Хороший проект. Вот только бабушек мало, интернета у них нет, соответственно, рынок равен нулю. Посчитать эффективность такого бизнеса можно, грубо говоря, умножив количество бабушек на коэффициент, соответствующий тому, сколько они смогут заплатить. В итоге человек узнает, сколько он сможет заработать на таком проекте. Это его «домашняя работа». Можно самому проверить целесообразность создания бизнеса. Подумать, поработать руками, что-то улучшить.

С бабушками понятно, а во что можно вкладываться?

У нас есть план – инвестировать в 400 проектов. Проблема в том, что сейчас их нет на рынке. При этом есть 700 проектов, о которых заявили, к примеру, устроители конкурса Webready, но из них готовых для инвестирования гораздо меньше. Таких, где есть реальная команда, а не человек, который говорит - Я работаю в PriceWaterhouseCoopers и готов пару часов в воскресенье поработать на стартап. Вот таких, по моим подсчетам, сейчас не более 200 на всем российском рынке.

Где же вы наберете недостающие проекты?

Для этого мы и «разогреваем» территорию, регионы. Это перспективно, учитывая, что у нас сейчас 53% заявок поступает не из Москвы. Есть в России жизнь и за МКАДом.

Как привлекаете соинвесторов, и нужны ли они вам?

Конечно нужны. Если у проекта появился соинвестор это еще не значит, что мы заработали, но это признак того, что выбранный нами бизнес стал интересен еще кому-то. Мы заработаем, когда он разовьется. Наш ориентир – пять-шесть-семь лет. А промежуточные индикаторы, в виде соинвесторов, показывают, что мы идем в правильном направлении.

Схема работы приблизительно такая. Мы приглашаем фонды, ангелов и говорим – вот проекты, которые мы собрали. Мы их просеяли. Их, к примеру, сто. Выберите сорок, в которые вы бы теоретически могли бы инвестировать, месяцев через пять-шесть. Допустим, сейчас они вас не устраивают по каким-то показателям. Мы их «поднатаскаем» и они будут соответствовать.

При инвестировании - какую долю в стартапе забирает Фонд?

Если мы даем $25 тысяч, то берем 7%. Это инвестиции на ранней стадии и ставка по ним приблизительно такова. Когда мы даем больше - полмиллиона долларов, или миллион, то условия иные. На шаге от 100 до 400 тысяч долларов доля фонда составит от 20% до 40%. Но комфортный уровень для нас – 20-25%. Если берешь около 40%, то следующим инвесторам почти ничего не остается. Им некуда заходить. В итоге ты порождаешь проект-зомби.

С кем-то из технопарков сотрудничаете?

Со всеми. С казанскими, питерскими и прочими. Главное, что сотрудничество наше синергетическое. Мы даем контент, в том числе видео, экспертов. А к нам идет поток проектов. Важно, что технопаркам и инкубаторам это тоже интересно. Они имеют возможность получить больше инвестиций и показать, что люди, которые к ним пришли не просто посидели и разошлись, а получили инвестиции под свои проекты. Начали строить бизнес. Именно этим мы и занимаемся. Мы не трудоустраиваем стартапы, но помогаем развиваться начинающим предпринимателям.

Смотреть все статьи по теме "ИТ Стартапы"

Опубликовано 23.12.2013

Похожие статьи