Олег Филиппов: «Под прицелом сканеров»

Логотип компании
Олег Филиппов: «Под прицелом сканеров»
Если открывается магазин, его оснащают новым оборудованием, старое просто неоткуда взять – даже при аккуратном использовании хороший сканер изнашивается за несколько лет. Плохой, разработанный «на коленке», погибает за несколько месяцев...

В Москве, рядом с Киевским вокзалом, Росгосстрах выстроил огромный офисный комплекс в виде корабля. Его «каюты» заняли крупные глобальные компании, в том числе корпорация Honewell, расположившаяся на шестой и восьмой «палубе». Компания сотрудничает со всеми отраслями, представляющими стратегический интерес для России: нефтегазовой, авиакосмической, автомобилестроением, ритейлом. Олег Филиппов возглавляет не самое крупное подразделение в Honeywell – Scanning & Mobility.

 

Прошу несколько слов о структуре компании Honeywell?

Honeywell – огромный концерн, в который входит четыре подразделения: Aerospace, Transportation, Special Materials и Automatic Control Solutions (ACS). Aerospace разрабатывает и производит элементы для военных и гражданских самолетов, а также космических кораблей: от погодных радаров до турбин, систем турбонаддува и тормозных колодок. Transportation выпускает системы турбонаддува и прочие решения для автоконцернов Audi, Mersedes, BMW и других. Special Materials разрабатывает и поставляет сверхпрочную керамику для космических кораблей, суперпластмассы, мембраны и другие высокотехнологичные материалы. Направление ACS, в которое входит и подразделение Scanning & Mobility, занимается поставкой элементов управления и автоматизации производственных процессов для самых разных отраслей – от нефтяной и газовой до аэропортов и «умных домов».

 

Насколько мне известно, у вас пусть и небольшое, но амбициозное направление, по которому Honeywell намерен стать номером один в мире?

На рынке интересно быть первым, в крайнем случае вторым. Третьего никто уже и не знает. Honeywell решил стать лидером на рынке автоидентификации – Automatic Identification & Data Collection, AIDC. Scanning & Mobility – подразделение, образованное путем последовательной покупки четырех наиболее известных в своих отраслях компаний: Hand Held Products, Metrologic, LXE и Intermec. И подобные компании будут покупаться до тех пор, пока цель – стать номером один – не будет достигнута. Последнее приобретение – компания Intermec добавило решения по RFID-технологиям. Также мы умеем читать штрих-коды, а они могут их еще и печатать, поскольку Intermec производит принтеры для печати этикеток и кодов. После приобретения мы становимся поставщиком решений полного цикла.

 

Но ритейл тем не менее самый важный для вас покупатель?

Естественно. На предприятиях сканеров требуется не так много. Они ставятся в начале и в конце конвейерной линии. Да, там более сложные, более дорогие устройства, но их задействуются сотни. Розница же задействует ежедневно десятки тысяч устройств. К счастью для нас, рынок бэушных сканеров и мобильных терминалов практически отсутствует. Если открывается магазин, его оснащают новым оборудованием, старое просто неоткуда взять – даже при аккуратном офисном использовании хороший сканер изнашивается за несколько лет. Плохой, разработанный «на коленке», погибает за несколько месяцев.

 

И чем же они различаются?

Мелочами. Возьмем, к примеру, провод, идущий к разъему. Попробуйте перегнуть наш. Не получается? «Правильный» провод невозможно перегнуть так, чтобы это сказалось на металлической жиле – ни в середине, ни в месте крепления к устройству. Но чтобы понять разницу достаточно взять устройство в руку. Хороший прибор, как дорогое оружие, удобно ложится в ладонь.

 

Чем отличаются сканеры последнего поколения от своих предков?

Первое поколение умело читать линейный код. Сканер представлял собой устройство, похожее на шариковую ручку, которой надо было аккуратно проводить по коду. Чтобы понять отличия устройств последнего поколения, достаточно представить себе обычный поход в магазин за мороженым. Вы берете из холодильника брикет «Лакомки». Этикетка внутри, как водится, слегка испачкана мороженым, а снаружи обернута хрустящим полиэтиленом. Пока вы донесли мороженое до кассы, оно успевает еще и запотеть. Наружная обертка дает сильные блики. Как вы думаете, можно ли ручным сканером считать перепачканный код, напечатанный на упаковке хрустящей, сверкающей бликами и запотевшей изнутри обертки? Раньше это было невозможно. А современные сканеры с легкостью справляются с такой задачей. Вы, уходя из магазина, даже не задумываетесь, сколько нюансов пришлось учесть разработчикам, чтобы созданный ими сканер не заставил вас ждать своей очереди на кассе. Кроме того, декодеры современных сканеров позволяют два кода на одной этикетке, например серийный номер и код производителя, считывать одновременно и сохранять в необходимом формате.

 

Сама природа ополчилась на несчастных производителей сканеров?

Если бы только природа. Масла в огонь постоянно подливают дизайнеры. Концерн Danon, выходя на российский рынок, выпустил йогурты в веселенькой упаковке, где на белой бумаге еле виднелись розовые полоски. Им показалось, что так будет очень нежно. Поставщики торгового оборудования просто зверели, поскольку такие коды не читал в то время практически ни один сканер. К счастью, вскоре розовые полоски заменили нежно-зелеными, а зеленый цвет красный лазер воспринимает не хуже, чем черный. С одной стороны, производителя упаковки можно понять – художник, создавая картинку, стремится самовыразиться. Но надо бы учитывать, что у торговой точки могут возникнуть проблемы. В итоге с проблемами приходится разбираться производителям сканеров. И техника последнего поколения, что и говорить, впечатляет. Когда нам привезли новые сканеры, мы тут же провели небольшой тест-презентацию. Раздали всем визитки со штрих-кодом, черные шариковые ручки и предложили за 20 секунд закрасить штрих-код – не нанося при этом строго вертикальных полос, чтобы сканер не мог его считать. Честно скажу, я очень старался. Мне казалось, я выжал из шарика все до капли. Но не справился. Так же как и никто другой.

 

Лазерные сканеры умеют справляться с двухмерными кодами?

Нет. Для этого существуют устройства, где вместо лазера – фотокамера. Такие устройства распознают не только полоски линейного кода, но и «квадратики» двумерного кода и считывают даже данные в текстовой форме: например, номера американских банкнот с так называемыми OCR-шрифтами, квитанций налоговой службы, банковских документов, паспортов. Но используются они не везде. В аптеках, к примеру, в России их не встретишь – дорого. Зарубежные производители на лекарствах печатают именно 2D-код, в который зашито и название производителя, и дата производства, и прочая информация. Наши аптеки на такой фирменный код вынуждены наклеивать собственный. Зато этому рады производители принтеров этикеток.

 

Почему бы вам не отказаться от производства «неуниверсальных» лазеров и не сосредоточиться на выпуске фотосканеров?

Во-первых, последние заметно дороже. А цена для торговой точки  немаловажный фактор. Во-вторых, у фотосканеров - «имиджеров» - есть свои минусы. Лазер – сам по себе фотовспышка, он автоматически подсвечивает считываемое изображение. Поэтому у лазера нет экспозиции. В свою очередь, сканер с имиджером  работает как скоростная видеокамера, ему требуется освещение. Еще один фактор – расстояние. С шести метров сканер с фототехнологией не всегда распознает код, особенно в условиях плохого освещения. А эта задача актуальна для складов, где товар зачастую размещается на большой высоте. Лазер «добивает» туда без проблем. Ну а кроме всего прочего, лазеры очень надежны. Их можно ронять, бить. В лазерном сканере нет движущихся частей, кроме крошечного зеркала – «качалки луча», которое работает по электростатическому принципу.

 

Сейчас входит в моду демонстрация кода на экране смартфона. Его считывать проще или сложнее, чем «бумажный»?

Намного сложнее. Лет пять назад задача по считыванию кодов с экранов смартфонов и карманных устройств была не то чтобы неразрешимой, но близкой к тому. Когда ее решили, разработчики по-настоящему гордились этим. Дело в том, что, направив луч лазера на экран, вы обычным сканером ничего не считаете. Нужны соответствующая фотоматрица и специальные технологии, позволяющие отфильтровывать блики, различать код и так далее.

 

Сейчас в качестве фотосканера, по крайней мере для «бумажных кодов», можно использовать обычный смартфон. Вы не боитесь конкуренции со стороны подобных устройств-«непрофессионалов»?

Нет. Дело в том, что сканер считывает за миллисекунды, а телефон – в лучшем случае за секунды. Сканер работает в условиях плохой освещенности, телефон – не всегда. Скорее смартфонам, претендующим на рынок профессиональных корпоративных устройств, стоит нас опасаться, поскольку мы начали выпускать сканфоны – ударопрочные смартфоны со сканерами. Но и сам рынок смартфонов мы не игнорируем. Поначалу казалось, что это не наше. Но сейчас выпускаем специальные ударопрочные оболочки для планшетов и смартфонов Apple, с тем чтобы они дольше служили своим корпоративным пользователям. Такая дополнительная оболочка включает в себя не только защитный чехол, но и батарейку, а также сканер штрих-кода. Вставляете в нее готовое устройство, оно становится более защищенным от ударов, пыли, влаги и так далее. Наш посыл здесь такой: какое бы устройство ни использовалось, вы можете из него сделать сканер.

 

Сильно ли они отличаются устройства используемые в разных отраслях?

Радикально. Возьмем сканфон. Это гибридное устройство, которое выглядит как сотовый телефон, но является одновременно и сканером. Сейчас ему обеспечены ударопрочность, защита от пыли и брызг, а с моделями следующей серии можно уже будет нырять на небольшую глубину. Экран у них ярче, чем у iPhone, работать могут по  восемь часов без подзарядки. Сканфонами уже пользуются немецкие почтальоны, а в перспективе мы рассчитываем охватить ими весь сегмент «полевых» работников, которым необходимы навигация, сотовая связь, мобильный Интернет и, конечно же, сканирование кодов – например, с почтовых сообщений, оборудования и так далее. Сейчас эти устройства выпущены на платформе Windows, в ближайшее время выйдут Android-версии и версии для других платформ. Начали с Windows, потому что эта платформа является стандартом для корпоративных приложений. Но сканфон можно назвать устройством широкого профиля. А есть узкоспециализированные устройства, их огромное количество. Скажем, неубиваемый компьютер-навигатор для водителя автопогрузчика, курсирующего по складу. Соответствующий навигационно-складской софт для него пишут наши партнеры, например питерская компания «Солво» и другие. Почти каждый из наших дистрибьюторов делает собственный софт, позволяющий лучше продавать устройства. Возвращаясь к вопросу, можно сказать, что терминал для курьера или почтальона не выдержит круглосуточную работу на складе, а «складской» терминал покажется почтальону тяжеловатым и неудобным в использовании.

 

А есть сканфоны для нефтяников?

Нефтяникам, как правило, требуется нечто иное. Эти люди работают на морозе, в варежках, поэтому устройству нужны крупные кнопки, экран с подогревом, специальные самообогреваемые батареи с измененной химией, способные работать на холоде. Есть также устройства для газовиков и других специалистов, работающих в опасных условиях, где исключается любая возможность искрообразования. То есть используются специальные разъемы для батареи, специальный кожух, специальное покрытие. Или возьмем устройства для медиков. Они изготавливаются из антисептического пластика. Мало кто задумывается, но пластик пропитан смолами, которые и делают его собственно пластиком. При частом мытье растворителями смолы вымываются, устройство становится хрупким. Медучреждениям требуются приборы, которые можно мыть дезинфицирующими спецрастворами, то есть у них должен быть специальный состав пластмассы. Мода на такие устройства пошла из США, где автоматизация в больницах на высоком уровне. Там и врачи, и медсестры ходят с терминалами, куда заносят всю информацию о состоянии больного, назначениях лекарств, уколов. И ремешок с кодом на запястье у больного – вовсе не для красоты, а для идентификации. В России такое тоже будет.

 

А может ли заказчик сам выбрать себе устройство? Пусть и из другой оперы, но визуально более красивое?

Может, конечно. Обычно выбирают не красивые, а более дешевые. Но если заказчик экономит и покупает не то, что предназначено для его бизнеса, это чревато быстрым выходом устройства из строя. Поэтому, если выбрать устройство исходя из внешних качеств или цены, можно не учесть всех важных особенностей, таких как температурный режим, одежда, в которой ходит сотрудник, агрессивность внешней среды. Все это учитывает при выпуске каждой линейки терминалов сам производитель. Именно поэтому нефтяники и готовы ждать нашего оборудования, ведь оно «заточено» специально под них.

Опубликовано 21.10.2013

Похожие статьи