Елена Максимова: «Приятно осознавать себя пионером»

Логотип компании
Клубу профессионалов АСУ Урала скоро исполнится 10 лет. Его руководитель Елена Максимова называет Клуб живым организмом и считает, что благодаря ему любой участник клубного движения должен стать счастливее и удачливее.

Клубу профессионалов АСУ Урала скоро исполнится 10 лет. Его руководитель Елена Максимова называет Клуб живым организмом и считает, что благодаря ему любой участник клубного движения должен стать счастливее и удачливее.

Кто был инициатором создания Клуба? Какая цель при этом ставилась?

Мой брат занимался компьютерным бизнесом на Урале. В 1998 году ему и его коллегам из такой же компьютерной фирмы пришла в голову идея собрать клиентов своих компаний и предложить им организовать Клуб. Речь шла о создании профессионального саморазвивающегося сообщества, лояльного к местным поставщикам IT-решений. В то время рынок информационных технологий развивался беспорядочно, а потому одной из задач Клуба стало формирование зарождающейся информационной культуры и участие в создании цивилизованного рынка информационных технологий. Все эти идеи меня очень заинтересовали, и я занялась организацией и развитием этого дела. Кстати, тогда я была обычной молодой домохозяйкой, но в определенный момент решила: надо пойти и посмотреть, что происходит в мире. Предполагалось, что Клуб будет элитарным заведением: с вечерними приемами, закрытыми списками и невозможностью попасть туда «с улицы». Первая встреча прошла 6 марта 1998 года в особняке в самом центре города.

Вскоре Клуб стал самостоятельным юридическим лицом. Первые годы его жизни я старалась поддерживать идею престижности и некоторой помпезности. На наши ежемесячные встречи принято было приходить во фраках. У нас появился свой гимн — его написал «дедушка» уральского рока Александр Пантыкин, и даже свой фирменный коктейль. В своих программах телеканалы с удовольствием показывали и рассказывали о мероприятиях Клуба.

У любого читателя возникнет резонный вопрос: а деньги откуда? Поясню. На заре деятельности нашего Клуба многое, что способствовало созданию нашего имиджа, было дружеской поддержкой. Существенный вклад внесло и проведение различных семинаров и конференций, поскольку московские и иностранные коллеги всегда интересовались деятельностью Клуба. Практически каждый, помимо заседаний, месяц мы организовывали крупные семинары и конференции по IT-решениям. Кроме того, активно сотрудничали с компаниями Sony, View Sonic, NEC, Lipro, RoverComputers, «Парус» и другими.

Сколько было участников в самом начале?

По уставу членами Клуба могут быть не только начальники отделов АСУ (так назывался в то время IT-директор на Урале), но и поставщики IT-решений, уральские компьютерные компании. Учитывая жесткое условие, запрещающее всякую рекламу своей деятельности на заседаниях клуба, это привлекало в Клуб именно профессионалов, разделяющих идеи Клуба, а не просто продавцов. Клуб стал жить полноценной насыщенной жизнью. На первом заседании было около 30 человек. Прошло 10 лет, но и сегодня в Клубе активно работают все, кто тогда поддержал нашу идею.

Кто-то их этих людей сейчас не работает в сфере IT, у кого-то — свой бизнес, кто-то перешел на другие управляющие должности. Каждый ищет свой путь и находит его, а Клуб остается, потому что он решает самую главную задачу — объединения людей, создания платформы для взаимопонимания, опоры профессиональной и личной поддержки. Возможно, это зависит от человека, который управляет Клубом. Для меня в любом деле главное — люди. И основную задачу Клуба я вижу именно в том, чтобы любое действие, любое клубное движение давало его участникам своеобразный бонус — в данном случае возможность развития и совершенствования личности. Участвуя в деятельности Клуба, человек должен становиться счастливее, спокойнее, удачливее благодаря тому, что получает доступ к новой информации, увеличивает свою рыночную стоимость или приобретает новые знания, умения и навыки.

Созданная вами организация — это первый IT-клуб в России. Каково же быть первопроходцем?

Приятно осознавать себя пионером, приятно! Быть первопроходцем одновременно и сложно, и просто. Когда ты первый, тебе многое прощается — ведь сравнивать не с чем. Но что бы ни делалось тогда, это был шаг вперед. И сейчас наш Клуб развивается в соответствии с формированием общества и информационного пространства, только чуть-чуть быстрее. Становится другим ритм жизни, увеличивается поток информации, растет конкуренция — это вносит коррективы в интересы людей, у них появляется иной статус. Постепенно из обслуживающей отрасли IT превращается в стратегическую, вместо прежнего дефицита информации по IT-технологиям сегодня мы наблюдаем ее переизбыток. И это также меняет жизнь Клуба.

Первые заседания представляли собой семинары и презентации. Такой формат устарел, и последние пять-шесть лет наши встречи проходят исключительно в виде круглых столов и обсуждений актуальных проблем. Шик и помпезность оказались лишними, и заседания Клуба стали более деловыми. Вместе с презентациями исчезли фраки и шампанское на входе. Но появились споры, возражения, вопросы, коллегиальные решения.

Возникла и новая форма проведения встреч — выездные заседания на предприятиях. IT-директор предприятия приглашает Клуб к себе в гости. Показывает те участки автоматизации, которыми может гордиться, спрашивает совета в тех случаях, если требуется доработка. В программе подобных заседаний всегда предусмотрена встреча с гендиректором и традиционный вопрос об отношении к автоматизации и ее месте в списке его приоритетов. Одна из главных задач Клуба — показать значимость IT-технологий для развития предприятия и продемонстрировать профессионализм IT-директора конкретного предприятия. Обязательна и экскурсия на производство. Конечно, гостеприимство принимающей стороны всегда приятно, но главное — возможность напрямую задать вопросы любому специалисту IT-отдела или работнику цеха.

За 10 лет нам удалось посетить разные предприятия и увидеть, как автоматизируют производство огреупорных кирпичей и труб большого диаметра, оценить документооборот в правительстве Свердловской области, познакомиться с идеально чистым электромеханическим производством и побывать на «идеально грязном» металлургическом заводе, посетить крупнейший завод, занесенный в Книгу рекордов Гиннесса по размерам производственных площадей, и маленькое уральское предприятие, выпускающее компьютеры.

Какие из проведенных Клубом мероприятий вы считаете самыми интересными?

Темы обсуждаются разные — жизнь сама их диктует. Любое посещение предприятия показывает, что более важно, что нет. Что необходимо обсудить в глобальном масштабе, а что можно решить, просто поговорив по телефону. Так появлялась идея организации крупных конференций, на 100–200 участников. Наш Клуб проводил их в то время, когда еще не существовало ни единого информационного пространства, ни Союза IT-директоров, ни дружеских связей с другими регионами. Не было других Клубов, кроме нашего. На одной из таких конференций — по информационной безопасности — собралось более 300 человек, выступали эксперты из разных городов России. В рамках встречи мы провели конференцию и для студентов, где они получили возможность пообщаться с экспертами и рассказать о своих идеях.

Я считаю тесное сотрудничество Клуба с вузами, особенно с Уральским государственным университетом, одним из наших лучших достижений. Мы всегда помним свою основную задачу — формирование IT-культуры, поэтому выстраивание цепочки «IT-профессионал — вуз — студент» считаем очень важным делом. При участии Уральского университета разрабатываем и внедряем образовательные программы, программы трудоустройства студентов и переподготовки кадров, по запросам предприятий решаем разовые математические задачи. Кстати, одним из почетных членов Клуба является президент Уральского университета Владимир Евгеньевич Третьяков.

Интересным, на мой взгляд, проектом Клуба стала конференция по электронной цифровой подписи (ЭЦП), посвященная ликвидации безграмотности в этой области. Мероприятие проводилось совместно с Пенсионным фондом России. Мы объясняли, для чего нужна ЭЦП в различных компаниях и организациях. Проект был организован также при участии Уральского университета и института Информационной безопасности, которым руководит Виталий Анатольевич Баранский, профессор математики университета.

В процессе нашей работы выявилась потребность в проведении отраслевых конференций не только для членов Клуба, но и для всех заинтересованных лиц: мы начали проводить так называемые открытые заседания. Ежегодной стала конференция «Муниципальная информатика», организованная под патронажем Управления автоматизации городской администрации и городской думы. В 2007 году мы провели большую конференцию по автоматизации машиностроительных предприятий на базе «УралВагонЗавода». В прошлом году состоялось весьма интересное заседание Клуба, посвященное энергосбережению. На заседании присутствовали не только IT-директора, но и главные энергетики крупных промышленных предприятий. На примере одного из проектов мы хотели показать, какую реальную экономию может принести автоматизация учета газа. Результаты были невероятные.

Как бы вы охарактеризовали развитие Клуба в настоящее время?

Клуб — моя жизнь. Юридически это некоммерческое партнерство, я бы не назвала его предприятием или организацией. Скорее, это живой организм. Следовательно, он растет, развивается, учится, придумывает — словом, живет своей интересной и непредсказуемой жизнью. Разные люди в той или иной степени участвуют в его развитии. Одни приходят, другие уходят. Каждый берет то, что хочет, но и оставляет в Клубе часть себя. Так Клуб растет и приобретает силу и уверенность, обретает авторитет в обществе.

Какую цель вы ставите, участвуя во всероссийском движении IT-директоров?

Нашему Клубу скоро 10 лет. Когда-то мы думали о том, что в будущем сможем создавать такие клубы по всей стране. И мечта становится явью. Клубное движение превращается в объективную реальность, информационное общество в своем развитии подошло к этапу приоритетности технологий и IT-директоров как носителей этих технологий.

Клубы появляются в разных городах страны. Информация распространяется с огромной скоростью. Слияния и поглощения, объединение в холдинги, постоянный обмен информацией. Проводятся совместные мероприятия, IT-конгрессы, конференции с участием IT-директоров из разных регионов. Соответственно, идея создания Союза IT-директоров не могла не возникнуть.

IT-директор становится человеком мира. Сегодня он работает в Норильске, завтра — в Москве, а потом — на Украине. Я сейчас не мыслю Клуб без связей с другими сообществами, мы дополняем и развиваем друг друга. У нас много планов. Я очень рассчитываю что, объединившись в Союз, IT-директора сделают реальным общество, в котором приоритет будет отдан творческому и интеллектуальному труду.

Замечу, что сейчас объединяются не только российские IT-директора. Последние три года наш Клуб активно проводит выездные заседания, во время которых обменивается опытом с коллегами из разных стран. Мы встречались с чиновниками от IT в Китае и с китайскими металлургами. Были в гостях у IT-директоров машиностроительных предприятий Англии и у тех, кто автоматизирует предприятия в Финляндии и Швеции. Мы ездили даже на Кубу, но там нет автоматизации: только море, пляж, ром, сигары и социализм. А теперь мы собираемся в Японию, посмотреть, как там обходятся «без людей». Хотя киберпроизводство — это, наверное, далекое завтра для Урала. Вот так мы живем.

Каковы основные планы Клуба на ближайшее будущее?

В нашем стремительно развивающемся мире неизменным остался только интерес людей другу к другу. Профессиональный интерес, личный интерес, единое информационное пространство людей, живущих своей работой и своей жизнью, но знающих, что есть Клуб.

Поэтому главное — не потерять ту душевность и заинтересованность друг в друге, которую я считаю основной традицией Клуба. Я не знаю, чего именно ждать. Клуб — живой организм. Он реагирует на изменения внешнего пространства и внутреннего состояния его членов. Идеи появляются постоянно, и у Клуба есть потенциал, чтобы их реализовывать. Завтра у нас совет Клуба, а впереди — новый интересный год!

(Журнал IT Manager, №1, 2008 год)

Опубликовано 01.05.2008