Александр Квасов. Творить будущее вместе

Логотип компании
Александр Квасов, президент Клуба IT-директоров Нижнего Новгорода (CIO.NN), начальник управления информационных технологий АКБ «Союз» рассказывает...

 Руководитель Клуба IT-директоров Нижнего Новгорода (CIO.NN) Александр Квасов высоко оценивает значение всероссийского движения IT-директоров и опыт других клубов CIO. Но напоминает, что у каждой организации такого рода своя специфика и свой темп развития.

Клубу IT-директоров Нижнего Новгорода исполнился год. Как все начиналось и какая цель при этом ставилась?

Идея создания нижегородского Клуба IT-директоров возникла из-за возрастающей необходимости в дополнительной информационной подпитке в столь бурно развивающемся IT-мире. Как правильно заметил Сергей Голубицкий, возглавляющий Клуб CIO Новосибирска, когда человек достигает определенного уровня в карьере (в нашем случае — получает должность руководителя IT-службы), то через какое-то время ощущает некий вакуум, недостаток информации, причем информации практической. И этот недостаток не могут восполнить ни СМИ, ни семинары. Требуется живое общение. Но все CIO — люди занятые, и привлечь их может не чья-то одиночная потребность, а возможность совместного обмена информацией.
Руководители IT-подразделений других организаций поддерживали идею такого обмена. А когда в прессе я прочел о работе московского Клуба IT-директоров, стало очевидно, в каком направлении действовать. Я написал письмо Алексею Кравченко, председателю Клуба 4CIO, и попросил подробнее рассказать о его организации. Сделал я это без всякой надежды на положительный результат. Однако в феврале 2007 года Кравченко сам приехал в Нижний Новгород. И на базе опыта московского Клуба идея нашла свое воплощение — в уже проверенной форме.
7 февраля состоялась первая встреча инициативной группы, в которую вошли четыре руководителя IT-подразделений различных нижегородских компаний. Это были Андрей Морозов (компания «Нижегородская сотовая связь»), Владимир Лебедев (нижегородский филиал банка СДМ), Алексей Левицкий, (нижегородский филиал банк «Зенит») и ваш покорный слуга. Присутствовавший на заседании Алексей Кравченко поделился опытом организации Клуба в Москве. Встреча показала, что идея созрела и требует реализации. И 25 апреля 2007 года Клуб был официально открыт.

Сколько участников в Клубе CIO.NN, какие организации они представляют?

Клуб был создан и развивался действительно «с земли», с нуля. Возможность провести первое заседание Клуба появилась благодаря семинару, на который я пригласил всех знакомых руководителей IT-служб. На момент открытия в клубе было менее десяти человек.
К концу года наша организация насчитывала уже двадцать пять CIO и руководителей отделов нижегородских компаний или отделений и филиалов. С декабря 2007 года Клуб организовывает самостоятельные встречи, на которые приглашаются вендоры и партнеры, но не более двух на заседание — так постановил созданный в это же время Координационный совет Клуба.
На сегодняшний день Клуб насчитывает 35 человек — это руководители IT-служб крупных нижегородских организаций (производственные предприятия, администрация города, банковский сектор, логистика, торговля, телекоммуникации, сотовые операторы, железная дорога, энергетические и многие другие отрасли). В Клуб приглашаются именно руководители, так как им легче найти общий язык друг с другом, да и темы наших встреч не чисто технологические или узко специальные, а с организационной «подоплекой».
Хочу отметить, что создать подобный клуб пытались и поставщики, поскольку у них есть для этого реальные возможности — это и списки клиентов, и деньги. Но такие попытки всякий раз проваливаются именно из-за привязки к конкретному поставщику, ведь у каждого из них свой, весьма определенный интерес. А у CIO интерес только один — профессиональный и личный рост. Полностью согласен с мыслью руководителя Клуба CIO Юг Михаила Сахно о том, что, общаясь с компетентными и успешными людьми, человек и сам начинает добиваться успеха. У нас, руководителей информационных служб, отсутствует конкуренция, а опыт при общении только увеличивается, добавляя уверенности в принятии решений каждому и положительно сказываясь на успехе компании в целом.

Использовался ли вами опыт более старых клубов? Какие из их идей и проектов были вами приняты?

Естественно, теперь, когда уже клубы знают о существовании друг друга, идет процесс взаимоподдержки, взаимопомощи и обмена наработанным. И тем не менее некоторые проекты появляются сами собой. К примеру, идея проекта IT-рейтинга была заимствована у московского Клуба, Junior CIO — у питерского, а IT-консалтинг возник сам, и лишь потом я узнал, что и в Москве существует подобный проект.
Всего на заседании в феврале этого года наш Клуб анонсировал четыре продукта.
Первый из них — IT-рейтинг. Каждый член Клуба предоставляет информацию о компаниях, с которыми имел счастье (или несчастье) сотрудничать. Эти сведения выложены на сайте Клуба в закрытом разделе, доступном только участникам организации. Все члены Клуба могут ознакомиться и получить предварительную информацию о том, с кем сотрудничать, а с кем не стоит. В то же время зачастую возникает необходимость закупить оборудование или воспользоваться услугами компаний, с которыми ранее не приходилось сотрудничать, или вынести закупку на тендер. Чтобы снизить вероятность ошибки, и создан этот проект.
Второй продукт — HR-обмен. Ни для кого из руководителей IT-служб не секрет, что найти грамотного специалиста очень сложно. Бывает, специалисты покидают компанию в поисках лучших условий труда и профессионального роста. Проект заключается в обмене информацией с HR-агентством «Анкор» по соискателям и вакансиям. Все вакансии, размещенные членами Клуба, становятся доступными для изучения другими участниками и сотрудниками HR-агентства. «Анкор», в свою очередь, на льготных условиях предоставляет Клубу информацию по соискателям. Кроме того, мы приглашаем агентство на клубные мероприятия для получения новой интересной информации. Идет полноценный обмен сведениями, в результате которого и сами члены Клуба могут поменять работу, если возникнут благоприятные условия. И такие прецеденты имеются.
Третий продукт — JCIO.Задача Юниор CIO заключается во взращивании будущих руководителей IT-служб. Молодые перспективные специалисты приглашаются на клубные мероприятия, где имеют возможность узнать, чем живут IT-директора, и принять участие в дискуссиях, расширяя профессиональный кругозор и совершенствуясь в управленческих навыках. Это концепция некой школы, конечно, не бесплатной.
И наконец, IT-консалтинг. IT-компании заинтересованы в реализации своих проектов, поэтому расхваливают продукцию любыми возможными способами. Клуб может выступить в качестве независимого эксперта, способного дать взвешенную оценку при выборе продукта и направления развития IT в компании, а также поделиться опытом внедрения, использования и эффективности IT.

Чего удалось добиться за год? Каковы наиболее интересные направления вашей деятельности, что в дальнейших планах?

На текущий момент Координационным советом Клуба определено как минимум 11 актуальных тем для будущих встреч. Это информационная безопасность, инженерное обеспечение серверной (питание, кондиционирование), IP-телефония, документооборот, общение с пользователями (регламенты, инструкции, helpdesk), лицензирование, организация работы с поставщиками, планирование проектов (секреты вендоров). А также каналы связи, ERP-системы, разработка своими силами или приобретение готовой продукции. В ближайшем будущем предполагается составить график встреч до конца года. У членов Клуба завершаются проекты, появляются идеи и результаты. Все это должно вовремя быть вынесено на заседание и наверняка пригодится другим.
Есть уже реальные результаты — несколько членов Клуба устроились на более интересные и перспективные места работы, информацию о которых получили от своих коллег на заседаниях, есть первый участник проекта Юниор CIO, принимаются решения и расширяется опыт, полученный на основании результатов проведенного IT-рейтинга и так далее.
Члены Клуба готовят доклады, обмениваются опытом, принимают активное участие в мероприятиях других российских клубов IT-директоров — Москвы, Санкт-Петербурга. Клуб привлекает поставщиков и вендоров, которые охотно участвуют в заседаниях.
О мероприятиях в других городах хочется сказать отдельно. Как ни крути, а у каждого города своя специфика, свой темп жизни и уровень развития информационных технологий. Елена Максимова, директор СоДИТа и руководитель екатеринбургского Клуба, говорит уже о недостатке междугородной информации и, как и Алексей Кравченко, директор управляющего офиса 4CIO, активно вывозит свой клуб за границы России. Для нашего Клуба, только набирающего темп, интересно и межклубное общение. А именно мероприятия, о которых пишут и говорят лидеры клубов других городов. Это и «Уральские самоцветы», и «Подмосковные вечера», и «Белые ночи», куда мы приезжали и в прошлом году и собираемся сейчас. Такие мероприятия исключительно интересны и полезны, поскольку происходит более широкое общение, завязываются знакомства, уникальные в своем роде.
Нижегородский Клуб CIO.NN также планирует организовывать регулярные открытые мероприятия, где сможет собрать CIO других городов и клубов. Своеобразным пробным шаром оказалась секция Клуба на Международном форуме по информационным технологиям, проведенная в рамках Нижегородской ярмарки. Данная секция анонсировалась как CIO Congress «Нижегородская IT-ярмарка». Следующее мероприятие запланировано на сентябрь этого года и будет называться CIO Congress «Болдинская осень» с выездом в Большое Болдино. По результатам проведения, я думаю, будет оставлен только один конгресс, который участники мероприятий посчитают наиболее удавшимся.

Вы участвуете во всероссийском движении (объединении) IT-директоров. Чего, по-вашему, можно ожидать от этого объединения?

26 февраля 2007 года, когда наш Клуб еще не был создан и не получил названия CIO.NN, но уже было ясно, что это лишь вопрос времени, я принял участие в Первом съезде Союза IT-директоров — СоДИТ. И понял, насколько правильно была сформулирована идея, витавшая в воздухе, насколько полезным для сообщества руководителей IT-служб являются такие организации и объединения. Клуб — это уровень города, области, округа, а Союз — уровень всероссийский, а значит, и темы можно затрагивать соответствующие.
В настоящий момент СоДИТ ставит перед собой как минимум организационные задачи. Каждый руководитель формирует внутреннюю деятельность своего Клуба, но кто-то должен регулировать и процесс межклубных мероприятий. В дальнейшем я вижу выход через Союз на более высокий уровень, на законотворческую деятельность. Таким образом, будут учитываться предложения, исходящие от практиков, тех, для кого это делается, и кто в этом живет.

Клуб развивается, предполагает ли участие в Клубе какие-то льготы для его членов?

Нужно понимать, что мы, руководители клубов, также занимаем определенные позиции и в компаниях, и у нас нет права полностью отдать себя Клубу. Это сказывается на процессе развития Клуба, однако грамотное распределение обязанностей, такое, как в питерском Клубе, позволяет обходиться своими силами, не нанимая никого со стороны. Хороши оба пути, вся разница в ресурсе — время против денег. Сейчас в Клубе собираются очень приятные в общении люди, многие из них уже стали друзьями. Кроме профессиональных мероприятий, планируются и развлекательные, и спортивные. Идет постоянный поиск наиболее комфортного формата встреч, не слишком делового, но полезного и интересного для всех. Кроме того, планируется развивать и направление отдыха: было бы неплохо просто съездить загород или походить в бассейн. Это ведь тоже необходимо, но порой из-за рабочей суеты мы лишаем себя подобных моментов. Сейчас становится проще — всегда рядом есть единомышленники, готовые разделить с тобой как трудности, так и хорошие моменты жизни.
В прошлом году члены Клуба приняли льготное участие в «Подмосковных вечерах», «Белых ночах», а также в семинаре с «1С» в Турции, который организовывал Клуб 4CIO. В этом году делегация от Клуба CIO.NN бесплатно принимает участие в конгрессе «Белые ночи». Клуб дает определенные преференции не только в профессиональной жизни. Благодаря прошлогоднему выезду на природу все участники мероприятия получили карту скидок на активный загородный отдых в дальнейшем.
Клубное движение в России набирает обороты. Все клубы сотрудничают с Союзом IT-директоров (СоДИТ), что в результате помогает развивать IT в организациях города, области и России в целом. Когда мы вместе, нам открываются новые горизонты и покоряются недоступные прежде вершины. Недаром девиз нашего Клуба: «Мы смотрим в будущее, мы творим будущее».

(По материалам журнала IT Manager)

Опубликовано 14.07.2008