Компания-разработчик стала резидентом Сколково

26.12.2023
Что же из себя представляет отечественная разработка - система мониторинга состояний операторов “ОКО”?

По статистике, 80% чрезвычайных происшествий на авиационном транспорте – следствие ошибок человеческого фактора. Широкой общественности известны единичные, наиболее громкие случаи, остальные не афишируются.

Одним из наиболее громких случаев последних лет стал инцидент в аэропорту Шереметьево, когда пассажир пронес пистолет на борт самолета. Причиной оказался оператор, который отвернулся от экрана интроскопа во время досмотра багажа.

Не смотря на развивающиеся технологии досмотра, решение о наличии угрозы в содержимом багажа по-прежнему принимает человек. По результатам проведенных исследований на базе российских аэропортов был выявлен критический показатель - более 15% багажа не досматривается должным образом.

Совокупность проблем работы оператора интроскопа это – «Человеческий фактор», который позволяет минимизировать аппаратно-программный комплекс «ОКО».

Система мониторинга состояний операторов “ОКО” включает в себя автоматизированное рабочее место оператора, которое контроля состояний содержит программное обеспечение, отвечающее за распознавание состояний оператора с использованием искусственного интеллекта. Знание специфики работы досмотрового оборудования и доступ к интроскопам различных производителей позволили создать уникальный модуль интеграции с интроскопом. 

Модуль интеграции отслеживает наличие багажа в туннеле интроскопа, и только в этом случае фиксируются нарушения операторов.

В модуле интеграции заложен функционал по остановке ленты конвейера в случае регистрации нарушения.

В системе присутствуют такие профили нарушения, как: поворот головы, закрытые глаза, направление взгляда, покидание рабочего места, потеря бдительности.

Для соблюдения сменного графика работы в параметрах системы задается максимальная продолжительность работы за интроскопом, минимальное время отдыха и необходимость остановки ленты.

Так же реализовано ограничение доступа к интроскопу неуполномоченным лицам, а в случае потери соединения с сервером функционал ОКО сохраняется в полном объеме.

По результатам тестовых испытаний качество досмотра багажа повысилось на 90%. На первом этапе эксплуатационных испытаний было зафиксировано более 700 нарушений в день. После включения функций звукового оповещения и остановки ленты интроскопа - данный показатель снизился до 98 случаев за аналогичный период. По результатам тестирования в региональных аэропортах были предотвращены многократные случаи передачи управления интроскопам неуполномоченным лицам.

Проблема человеческого фактора распространена не только среди объектов транспортной инфраструктуры, но и в других отраслях, где используется интроскопы. Только спортивные объекты и логистические центры насчитывают более 2х тысяч единиц данного оборудования, что говорит о необходимости внедрения дополнительных мер контроля, например, систему мониторинга состояний операторов “ОКО”.

Похожие статьи