58% россиян не желают пользоваться цифровым рублем

09.08.2023
ВЦИОМ представил результаты опроса в рамках спецпроекта с деловым изданием «Ведомости» о том, что думают россияне о введении цифрового рубля.

Информированность о новой форме рубля

О том, что с 2025 года в нашей стране планируется массовое внедрение цифрового рубля, знает каждый седьмой россиянин (15%); что-то слышали, но без подробностей, более половины опрошенных (55%). В общей сложности 70% наших сограждан информированы о введении цифрового рубля в России. Еще 30% впервые узнали о появлении третьей формы национальной валюты в ходе опроса.

Несмотря на то, что именно молодежь наиболее продвинута в использовании цифровых технологий, общая информированность о внедрении в России цифрового рубля выше в старших возрастных когортах (18-24 лет — 50%, 25-34 лет — 61%, 35-44 лет — 69%, 45-59 лет — 77%, 60 лет и старше — 76%).

О том, что цифровой рубль в ближайшее время попадает в массовое обращение, чаще знают мужчины (19% vs. 12% женщин), граждане с высшим или неполным высшим образованием (22%), работники коммерческих организаций (20% vs. 11% «бюджетников»), жители обеих столиц (25% vs. 8% сельчан) и предпочитающие интернет телевидению (19%) или гибридную модель медиапотребления (15% vs. 7% активных телезрителей).

Зачем нужен цифровой рубль?

Согласно результатам опроса, у значительной доли россиян пока не сформировалось понимание цели внедрения цифрового рубля: на вопрос о том, для чего он нужен, затруднился с ответом каждый второй (51%). Показатель ощутимо выше среди граждан с неполным средним образованием (75%) и активных телезрителей (71%). И хотя представители старшего поколения чаще других декларировали информированность о цифровом рубле, назвать его назначение в этой группе смогли лишь 37% (vs. 50% среди 18-24-летних).

В содержательных ответах о мотивах введения цифрового рубля преобладает позитив. Можно выделить следующие группы аргументов россиян в пользу новой разновидности национальной валюты:

  • Прозрачность и безопасность денежных операций (22%, в том числе «контроль / возможность отслеживать движение средств» — 12%, «борьба с мошенничеством / воровством» — 6%, «безопасность / защита / надежность» — 4% и др.);

  • Облегчение жизни пользователям (13%, в том числе «удобство / проще использовать» — 9%, «быстрота, скорость расчетов» — 2%, «пользоваться предпринимателям», «для расчетов, переводов, платежей» — по 1%);

  • Экономический рост/прогресс (11%, в том числе «сокращение расходов / не нужно печатать бумажные деньги» — 3%, «поддержка, стабилизация экономики», «развитие технологий», «интеграция в мировую экономику», «стабилизация рубля» — по 2% и др.);

  • Альтернатива другим формам денег/валютам (8%, в том числе «вместо бумажных денег / уменьшить оборот наличных» — 3%, «альтернатива криптовалюты» — 2%, «дополнительная форма денег», «вместо иностранных валют» — по 1%).

Только 8% россиян дали негативную оценку нововведению, отметив, что цифровой рубль — обман (3%), контроль и одурманивание населения (по 2%), цифровое рабство (1%).

Желание воспользоваться цифровым кошельком

Слабое понимание целей внедрения современной разновидности рублей сопровождается нежеланием попробовать цифровой аналог наличных. В ходе июльского опроса об этом заявили 58% наших сограждан, а среди представителей старшего поколения 60+ лет — в 1,3 раза больше (79%). Интерес к новому средству оплаты проявляют 30%, тогда как каждый восьмой пока затруднился с ответом (12%).

Желание воспользоваться цифровым рублем в первую очередь присуще молодежи (53% 18-24-летних и 50% 25-34-летних vs. 12% среди 60+), такой ответ также чаще звучал от мужчин (33% vs. 27% женщин) и активных интернет-пользователей (39% vs. 11% среди активных телезрителей).

Чем выше уровень образования и материального положения, тем выше интерес к цифровому рублю. 42% россиян, оценивающих свой достаток выше среднего, хотели бы воспользоваться «новым рублем» (vs. 21% среди недовольных своим материальным положением), а среди высокообразованных — 36% (vs. 24-29% среди россиян со средним специальным образованием и ниже).

Похожие статьи