Мифический конь и буддизм в бизнесе
В апреле 25-летний юбилей отметила компания ASUS, которой за четверть века удалось вырасти из небольшого амбициозного производителя системных плат и видеокарт в мировой бренд.
История ASUS связана с другой тайваньской компанией и по совместительству конкурентом – Acer. Здесь трудились основатели ASUS, зарегистрировавшие в 1989 году свое предприятие. Начинающие предприниматели планировали построить бизнес на консалтинговых услугах.
В то время на Тайване существовало огромное количество мелких фирм, занятых изготовлением электроники. Но вот инвестировать в собственные технологии и оплачивать услуги консультантов стремились далеко не все. Гораздо проще было зарабатывать на конвейерных заказах. В результате с консалтингом не заладилось – и ASUS ступила на путь собственного производства.
Название ASUS появилось неслучайно, а его выбору предшествовали традиционные для подобных ситуаций поиски. Остановились на имени Пегас (лат. Pegasus) – так звали мифического крылатого коня, который символизирует возрождение и успех. Впрочем, первую часть слова убрали, оставив только ASUS, – на Востоке любят использовать в названиях начальные буквы алфавита.
Наиболее актуальной продукцией для того времени были системные платы. На них фирма и сосредоточила внимание. Правда, успех производства во многом зависел от того, насколько быстро компания получит доступ к сэмплам новинок, в частности, от Intel. Именно поэтому контракт, заключенный в 1995 году, стал судьбоносным для молодого производителя.
Эксперты подсчитали: если сложить все проданные системные платы ASUS, их высота будет в 700 раз выше самой высокой горной вершины. Но в компании сделали по-другому – из отработанных чипов собрали портрет Джоконды, а также восточный символ изобилия – корову в натуральную величину. Оба экспоната стоят в холле главного офиса.
Со временем компания начала расширять сферу деятельности и занялась выпуском видеокарт. В 2013 году ускоритель ASUS GeForce GTX Titan установил четыре мировых рекорда в 3D Mark.
Позже в партнерстве с Hewlett Packard стала выпускать серверы: сперва под заказ, а затем и под собственным брендом.
Неизвестно, говорили бы мы сегодня об ASUS или нет, если бы не организаторские способности Джонни Ши (Jonney Shih), возглавившего компанию в 1994 году и сохраняющего свой пост по сей день.
Ши – убежденный буддист, сумевший объединить религиозную философию и прагматичные бизнес-подходы. «Смотреть в лицо реальности, принимать ее и работать с ней – это наибольшее и наилучшее, что может сделать буддист, если он занимается бизнесом», – считает он.
С самого начала Ши предложил стратегию, согласно которой ASUS сконцентрировалась на технологической составляющей своего бизнеса и контроле качества, что позволило дистанцироваться от конкурентов, не стремившихся инвестировать в развитие, а предпочитавших ковать железо, пока горячо.
Добившись репутации качественного бренда и имея собственные технологии и патентную базу, компания добавила к стратегии еще один пункт – скорость производства и обслуживания. Это позволило стать серьезным игроком на глобальном рынке. Через три года после прихода Ши продажи увеличились в 12 раз, а прибыль выросла на 20%.
Новый виток развития – выпуск ноутбуков, стартовавший в 2000 году. Любопытным решением было использование в корпусе портативного ПК бамбука. С ASUS связывают создание сегмента нетбуков. Первое устройство этого типа под названием Eee PC вышло в 2006-м и стоило почти вдвое дешевле бюджетных ноутбуков, отличаясь более компактными размерами. В дальнейшем нетбуки появились практически у каждого производителя, за исключением разве что Apple. Но именно ASUS, как первооткрыватель направления, предлагал наиболее широкий модельный ряд.
Не осталась компания в стороне и от ультрабуков с планшетами. Интересна линейка ZenBook: тонкие устройства в металлическом корпусе.
А вот на рынке смартфонов долго не везло. Наиболее показателен выпуск смартфонов совместно с Garmin. Руководство считало, что технологии ASUS плюс наработки Garmin в сфере навигации и картографии сделают революцию. Однако надежды не оправдались, и в 2010 году сотрудничество прекратили.
Впоследствии ASUS сосредоточилась на выпуске нестандартных PadFone и FonePad. Последние представляют собой планшеты с телефонным модулем, позволяющим совершать звонки. Линейка PadFone включает в себя более экзотические гаджеты – смартфон и планшет, объединенные общей аппаратной частью. Тем не менее, потеснить лидеров на рынке смартфонов компании не удалось.
Выводы
Сегодня ASUS особенно сильна в традиционных для себя направлениях. В частности, на ее долю приходится 40% мирового рынка системных плат. В сегменте планшетов занимает третье место после Apple и Samsung, а также входит в «Топ-5» крупнейших производителей компьютеров. Торговая марка узнаваема в мире, но больше всего ее ценят на родине. Не зря авторитетный журнал Fortune еще несколько лет назад отмечал, что ASUS на Тайване воспринимается как Apple.
Опубликовано 30.04.2014